Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2019 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Международное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ В РОССИИ БРАКОВ, ОСЛОЖНЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
Брачно-семейные отношения – совокупность отношений личного неимущественного и имущественного характера, возникающих на основе брака, родства, усыновления (удочерения), опеки и попечительства, принятия детей на воспитание и регулируемых семейным правом [11, c. 7], а в случае отсутствия в некоторых странах семейного права как самостоятельной отрасли права (ФРГ, Швейцария, Франция и др.) – гражданским правом.
В силу активной интеграции России в мировое сообщество участились случаи возникновения брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом. Термин «иностранный элемент» используется для отражения того элемента, который выходит за границы одного государства. Однако законодательство не дает понятия иностранного элемента, поэтому наука признает в качестве такового:
1) субъект;
2) объект;
3) юридический факт.
Если рассматривать субъект как иностранный элемент, следует учитывать такие его характеристики, как наличие гражданства иностранного государства либо отсутствие гражданства вообще.
Объект как иностранный элемент характеризуется его нахождением на территории иностранного государства. В большинстве случаев под объектом подразумевается недвижимое имущество.
Юридический факт, выступающий в качестве иностранного элемента, представляет собой совершение какого-либо действия в иностранном государстве. Применительно к брачно-семейным отношениям это может быть: заключение брака, его расторжение, усыновление (удочерение) и т.д.
Брачно-семейные отношения, которые осложнены иностранным элементом, регулируются разделом VII Семейного кодекса Российской Федерации от 12 декабря 1995 № 223 - ФЗ (далее - СК РФ), а также рядом международных договоров Российской Федерации.
В качестве международных актов, регулирующих брачно-семейные отношения с участием иностранного элемента, выступают Гаагские конвенции «Об урегулировании коллизий законов в области заключения брака» 1902 г., «О праве, применимом к режиму имущества супругов» 1978 г., «О заключении брака и признании его недействительным» 1978 г., а также Конвенции Европейского Совета и его органов по семейному праву: о гражданстве супругов с различным гражданством 1977 г., о равенстве супругов в гражданском праве 1978 г., Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 1993 г.), Европейская конвенция об усыновлении детей (г. Страсбург, 1967 г.), Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей (г. Страсбург, 1975 г.) [13, c. 187], Конвенция о взыскании за границей алиментов от 20 июня 1956 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков от 10 декабря 1962 г. [12, с. 87] и многие другие.
Актуальными коллизионными проблемами брака и семьи в настоящее время являются:
1) возраст вступления в брак (в связи с тем, что в разных странах установлены разные возрастные ограничения на вступление в брак);
2) полигамия и моногамия;
3) однополые браки.
1. Возраст вступления в брак.
В статье 2 Конвенции от 7 ноября 1962 г. «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков» определено, что государствами, участвующими в настоящей Конвенции, издаются законодательные акты, которые устанавливают минимальный брачный возраст. Не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила исключение по серьезным причинам.[2, с. 71]
В национальном законодательстве РФ, а именно в статье 13 СК РФ, брачный возраст установлен в 18 лет. В других странах брачный возраст может отличаться от российского. Например, в Великобритании возраст вступления в брак 16 лет, а в США минимальный брачный возраст различается по штатам и варьируется в пределах от 14 до 18 лет для мужчин и от 13 до 17 лет – для женщин.
Возникает вопрос, подлежит ли признанию брак в Российской Федерации, заключенный за ее пределами между гражданином РФ и гражданином иностранного государства, если хотя бы одно лицо, желающее вступить в брак, не достигло брачного возраста, установленного СК РФ.
Согласно части 1 статьи 158 СК РФ, браки между гражданами РФ и браки между гражданами РФ и гражданами иностранного государства, а также лицами без гражданства, заключенные за пределами Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению брака.
В качестве обстоятельств, препятствующих заключению брака на территории Российской Федерации, статья 14 СК РФ выделяет следующие:
1) недопущение заключения брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в зарегистрированном браке;
2) недопущение заключения брака между близкими родственниками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами;
3) недопущение заключения брака между усыновителями и усыновленными;
4) недопущение заключения брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным в силу психического расстройства.
Исходя из смысла статьи 14 СК РФ, в данном случае возраст вступления в брак не является серьезным ограничением для признания брака, заключенного за пределами территории Российской Федерации. Следовательно, такой брак может быть признан действительным.
2. Проблема признания полигамных браков
В некоторых современных государствах разрешены и признаются полигамные браки. Например, такие браки разрешены на законодательном уровне в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Египте, Алжире.
Возникает вопрос, подлежат ли признанию в Российской Федерации полигамные браки, заключенные на территории того государства, которое разрешает их на законодательном уровне. В настоящее время данный вопрос остается актуальным и дискуссионным, поэтому на этот счет нет однозначного и единого мнения.
С правовой точки зрения, предполагается, что такие браки могут быть признаны недействительными.
Из положений статьи 1193 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51 – ФЗ (далее – ГК РФ) следует, что норма иностранного права, подлежащая применению, может не применяться, когда последствия ее применения явно противоречат основам правопорядка (публичному порядку) России с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом.
По смыслу статьи 14 Конвенции о заключении брака и признании действительности браков от 14 марта 1978 г., Договаривающееся Государство вправе отказать в признании действительности брака, когда такое признание явно несовместимо с его публичным порядком. [1, с. 68]
Согласно статье 10 Конвенции о заключении брака и признании действительности браков от 14 марта 1978 г., когда свидетельство о браке выдано компетентным органом, предполагается, что данный брак является действительным до тех пор, пока не будет установлено обратное. [1, с. 67]
В подпункте 1 пункта 1 статьи 11 Конвенции о заключении и признании действительности браков от 14 марта 1978 г. определено, что Договаривающееся Государство имеет право отказать в признании действительности брака если во время заключения брака, по праву этого Государства один из супругов уже состоял в браке. [1, с. 67]
Как уже отмечалось ранее, одним из препятствий к заключению брака в Российской Федерации является наличие хотя бы у одного из лиц другого зарегистрированного брака.
Ученые сходятся во мнении, что в Российской Федерации брак, заключенный между иностранными гражданами на территории иностранного государства, который признает полигамные браки, будет признан действительным. Однако вызывает споры тот факт, будет ли такой брак противоречить основам правопорядка Российской Федерации.
С.П. Гришаев указывает, что полигамные браки сами по себе противоречат основным принципам семейного права России, но это вовсе не означает, что такие браки, заключенные в стране, признающей подобные союзы, не могут порождать юридические последствия, которые признаются в нашем государстве. Нельзя, в частности, ссылаться на оговорку о публичном порядке, возражать против признания в России алиментных обязательств членов полигамной семьи [9, c. 5].
И.Г. Медведев отмечает, что признание правовых последствий полигамного брака в области наследования не противоречат публичному порядку Российской Федерации. Поэтому при условии, что полигамный брак заключался в соответствии с законами страны, его допускающей, призвание в России к наследованию по закону второй и так далее жены имеет место быть. Запрет многоженства в России еще не означает, что субъективные права, из него вытекающие, автоматически противоречат публичному порядку [10, c. 56].
В дополнение ко всему вышесказанному высказывалась точка зрения о том, что при заключении полигамного брака в религиозной форме закон государства будет защищать права только той женщины, которая состоит с мужем в браке, зарегистрированным в загсе [7, c. 127].
Данный вопрос до сих пор остается неурегулированным и вызывает большие сложности при его решении. Предполагается, Россия не идет по пути признания полигамных браков, хотя они и признаются страной их заключения.
3. Проблема признания однополых браков.
Часть 1 статьи 12 СК РФ устанавливает, что для заключения брака на территории Российской Федерации необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Статья 14 СК РФ в качестве обстоятельств, препятствующих заключению брака, не называет принадлежность лиц, желающих зарегистрировать свои отношения, к одному полу, следовательно, Россия не может отказать в признании однополого брака по данному основанию. Однако искомое вытекает из смысла статьи 12 СК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 158 СК РФ, если брак заключен между иностранными гражданами за пределами территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством того государства, на территории которого он заключен, то он признается действительным на территории Российской Федерации, и в данном случае закон не делает исключение в виде статьи 14 СК РФ. Однако для непризнания таких однополых союзов используется оговорка о публичном порядке, упомянутая ранее (статья 1193 ГК РФ, статья 14 Конвенции о заключении брака и признании действительности браков от 14 марта 1978 г.).
Однополые браки не должны признаваться в России также в силу юридической квалификации. Часть 1 статьи 1187 ГК РФ определяет: квалификация юридических понятий осуществляется по российскому праву. Отсюда следует, что понятие «брак» в соответствии со ст. 158 СК РФ должно толковаться на основании российского законодательства, то есть по смыслу части 3 статьи 1 и части 1 статьи 12 СК РФ, в которой определяется, что брак в РФ – это союз мужчины и женщины. По российскому семейному законодательству однополые браки не охватываются понятием «брак» [6, c. 692].
Следовательно, однополые браки не подлежат признанию в Российской Федерации.
Таким образом, правовое регулирование брачных отношений, осложненных иностранным элементом, осуществляется на основе внутреннего и международного права. Между тем, существующие пробелы в российском законодательстве вызывают трудности при решении вопроса о признании в России браков, заключенных на территории иностранного государства.
Список литературы
- Конвенция о заключении и признании действительности браков от 14 марта 1978 г. // Международное частное право. Сборник документов. М.: Издательство БЕК, 1997.
- Конвенции от 7 ноября 1962 г. «О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков». // Международное частное право. Сборник документов. М.: Издательство БЕК, 1997.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 N 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 N 222-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.
- Андропов В.В., Валеева Н.Г., Гетман Е.С. и др. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / под ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2010. 695 с.
- Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 672 с.
- Борисов В.Н., Власова Н.В., Доронина Н.Г. и др. Международное частное право: учебник. / отв. ред. Н.И. Марышева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018. 848 с.
- Гавриш И. Полигамия в брачном праве ислама и России (перспектива и сближение позиций) // Россия и мусульманский мир. 2016. № 12. 162 с.
- Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2008. 325 с.
- Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // СПС «КонсультантПлюс». 2009. (дата обращения 14.11.2019)
- Зайцева Т.И., Медведев И.Г. Нотариальная практика: ответы на вопросы. М.: Инфотропик Медиа. 2010. Вып. 3. 145 с.
- Крашенинников П.В. Семейное право: учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 318 с.
- Нукушева. А.А. К вопросу о регулировании брачно-семейных отношений в международном частном праве. // Сибирское юридическое обозрение. 2011. № 17. С. 86-90.
- Хабарова А.Ю. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранного элемента. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. С. 186-190.
дипломов
Оставить комментарий