Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Polina Vereshchagina
student of legal support of national security Faculty, Institute (Branch) of the O.E. Kutafin Moscow State Law Academy in Kirov,
Russia, Kirov
Tatyana Blinova
student of legal support of national security Faculty, Institute (Branch) of the O.E. Kutafin Moscow State Law Academy in Kirov,
Russia, Kirov
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы уголовно-правовой квалификации преступлений в сфере компьютерной информации, с которыми сталкивается правоприменитель.
ABSTRACT
The article deals with the most urgent problems of criminal and legal qualification of crimes in the field of computer information faced by the law enforcement officer.
Ключевые слова: компьютерная преступность, преступления в сфере компьютерной информации, неправомерный доступ к компьютерной информации.
Keywords: computer crime, crimes in the field of computer information, illegal access to computer information.
Интернет, социальные сети, информационно-телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни общества. Однако процесс компьютеризации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Информационно-телекоммуникационные технологии взяты на вооружение не только обычными пользователями, но и преступниками. Современное развитие технологий и Глобальной сети наряду с благами, выраженными в доступности информации образовательного характера и беспрепятственности коммуникационного взаимодействия, породило необычайно широкий простор для преступной деятельности. [1]
Появилась новая категория преступлений, которая пока не имеет однозначного толкования. В уголовно-правовой литературе встречаются такие понятия, как «преступления в сфере компьютерной информации», «компьютерные преступления», «киберпреступления», «интернет-преступления» и др. Преступления, совершаемые в сфере компьютерной информации, представляют собой распространенное противоправное явление, и их число с каждым годом будет только увеличиваться. Это связано, прежде всего, с развитием компьютерной техники и программного обеспечения. Такие тенденции неизбежны. Со временем информационные технологии проникнут практически во все сферы преступной деятельности. В связи с этим, законодателю следовало бы ввести квалифицирующие признаки в те составы преступлений, которые часто совершаются с использованием компьютерных технологий. Это касается, в первую очередь, преступлений против собственности, против общественной безопасности, в сфере экономической деятельности, против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Понятие «компьютерные преступления» многозначно и не имеет точного определения. [2] Оно может употребляться:
1) как синоним понятия «преступления в сфере компьютерной информации»;
2) как определение преступлений, совершаемых в информационно-телекоммуникационной сфере (информационные преступления);
3) как определение преступлений, которые могут совершаться с помощью компьютерной системы или сети, в рамках компьютерной системы или сети, против компьютерной системы или сети (киберпреступления). Таким образом, в доктрине уголовного права компьютерные преступления могут быть представлены:
- как преступления в сфере компьютерной информации;
- информационные компьютерные преступления;
- киберпреступления (интернет-преступления).
К преступлениям в сфере компьютерной информации относятся:
- неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);
- создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ);
- нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ); неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации (ст. 274.1 УК РФ).
Нельзя не обратить внимания на то, что глава 28 УК РФ охватывает собой не весь спектр общественно опасных деяний, совершаемых в информационно-телекоммуникационной сфере. Уголовное законодательство Российской Федерации в данной сфере не в полной мере отвечает потребностям практики. Достаточно указать на то, что глава 28 УК РФ содержит только четыре статьи, предусматривающие ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. На практике это приводит к тому, что при квалификации преступлений в сфере компьютерной информации правоприменителю приходится в большинстве случаев сталкиваться со сложностями технико-юридического характера.
Например, у следователя или судьи возникает проблема при уяснении определенных понятий, которые содержатся в диспозициях ст. 272–274 УК РФ, а именно: «компьютерная программа», «несанкционированное уничтожение, блокирование, модификация, копирование компьютерной информации», «нейтрализация средств защиты компьютерной информации», «средства хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации». Это связано с тем, что указанные технико-юридические термины законодательно нигде не определены. Поэтому в большинстве случаев следователям, судьям, прокурорам, приходится обращаться к текстам комментариев Уголовного кодекса РФ. Тем не менее, из-за отсутствия разъяснений пленума Верховного Суда РФ выводы авторов комментариев УК РФ носят в большинстве случаев субъективный и противоречивый характер. Это, к сожалению, негативно влияет на единообразие судебной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере компьютерной информации. [3]
Наконец, как следует квалифицировать несанкционированное ознакомление с компьютерной информацией, когда преступник сначала визуально запомнил информацию конфиденциального характера (персональные данные человека; врачебную тайну; информацию о содержании коммерческой сделки и т. д.), а потом осуществил их перенос на другой материальный носитель информации, создав её копию, например, путем написания на листе бумаге, введения информации в память своего компьютера или другого компьютерного устройства: айфона, коммуникатора, планшетного компьютера, смартфона и т. п.
При квалификации преступных действий, предусмотренных ст. 273 УК РФ, следует отметить неудачную юридическую конструкцию ч. 1 ст. 273 УК РФ, в диспозиции которой указывается на «создание, распространение или использование компьютерных программ … заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации». [4] Указание законодателем на создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ во множественном числе по смыслу статьи можно трактовать так, что правоприменитель не вправе привлекать к уголовной ответственности лицо, которое создало, использовало или распространило одну вредоносную компьютерную программу.
Нецелесообразным является исключение из диспозиции ст. 273 УК РФ такого преступного действия, как «внесение изменений в существующие программы». Данный вопрос является актуальным, так как в последнее время происходит создание не просто отдельных вредоносных программ, а целых семейств компьютерных вирусов, которые имеют в своей основе однотипный цифровой код, или лицензионные программы в результате модификаций приобретают вредоносный характер.
По мнению авторов, в данном случае виновное лицо должно нести ответственность в равной степени, как за модификацию, так и за создание новой разновидности вредоносной программы.
Пример: дело из судебной практики от 24 апреля 2017 года Коминтерновского районного суда г. Воронежа. Подсудимый Рыжов А.Н. совершил распространение компьютерных программ, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, модификации компьютерной информации и нейтрализации средств защиты компьютерной информации, совершенные организованной группой, из корыстной заинтересованности, повлекшие создание угрозы наступления тяжких последствий, при следующих обстоятельствах:
В 2012 году Рыжов А.Н. вступил в состав созданной лицом №1, дело в отношении которого выделено в отдельное производство (далее по тексту – лицо №1), организованной группы, целью создания которой являлось осуществление преступной деятельности, связанной с созданием, распространением и использованием на автозаправочных комплексах ОАО «Воронежнефтепродукт» вредоносного программного обеспечения, предназначенного для систематического недолива топлива, отпускаемого клиентам, а также реализации нефтепродуктов клиентам в отсутствии контрольно-кассового учета. Весной 2012 года лицо №2, действуя по указанию лица №1 в рамках подготовки к совершению преступления, на одном из рабочих совещаний в помещении своего служебного кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, распространило среди своих подчиненных информацию о необходимости подыскания специалистов, способных модифицировать ТРК марки «Scheidt&Bachmann», наделив их функциями установки недолива нефтепродуктов и корректировки суммарных счетчиков.
Являясь руководителем организованной группы, лицо №1 пользовалось непререкаемым авторитетом в группе, возложив на себя функции управления ее активными членами, разработкой планов преступлений, контролем за выполнением приказов. Обладая такими качествами как решительность, агрессивность, склонность к риску, быстрому принятию решений в сложных ситуациях, оно взяло на себя обязательство перед активными членами организованной группы о положительном решении всех проблемных вопросов, связанных с осуществлением совместной преступной деятельности, а также погашением издержек в случае привлечения членов группы к уголовной ответственности.
Суд приговорил: Признать Рыжова виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 273 ч. 3 УК РФ и назначить ему наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы.
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время преступления в сфере компьютерной информации представляют собой одну из наиболее серьезных проблем. В частности, это находит свое выражение в том, что данная категория преступлений пока не имеет однозначного толкования. Кроме того, необходимо отметить, что российское уголовное законодательство не в полной мере отвечает потребностям практики, так как не охватывает все преступления, совершаемые в сфере компьютерной информации.
Список литературы:
- Чуриков Н.А. Преступления в сфере компьютерной информации: проблемы квалификации и совершенствования уголовного законодательства в данной сфере / Н.А. Чуриков, С.С. Медведев // Образование и наука в современных реалиях: материалы Междунар. науч. практ. - конф. (Чебоксары, 4 июня 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 312-317.
- Попов, А. Н. Преступления в сфере компьютерной информации: учебное пособие / А. Н. Попов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 68 с.
- Евдокимов К. Н. Актуальные вопросы совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с компьютерными преступлениями / К. Н. Евдокимов // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2016. - № 2 (24). – С. 62-66.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru (08.12.2019 г.)
дипломов
Оставить комментарий