Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Право зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Капацина В.И. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(28). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 93-99.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА

Капацина Вера Ивановна

магистр юридических наук, докторант 1-го курса докторантуры Каспийского общественного университета,

Республика Казахстан, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является обсуждение проблемных аспектов, связан­ных с внедрением отдельных норм европейского права в законода­тельство Казахстана. В результате проведенного анализа автор показывает положительные и отрицательные аспекты имплементации принципа превалирования сущности над формой и внедрения института акционерных соглашений. Автор дает ряд рекомендаций по разумному их применению в существующей системе права.

 

Ключевые слова: принцип, превалирование, сущность, форма, акционерные соглашения, корпоративное право, суд, корпоративные споры, предварительный договор, отлагательное условие, свобода договора.

 

30 сентября 2019 г. в Алма-Ате проходила Международная научно-практическая конференция «Совершенствование гражданского законода­тельства Республики Казахстан в условиях имплементации положений европейского договорного права». Тема конференции, а также выступ­ления отдельных спикеров натолкнули автора на мысль порассуждать о том, насколько вообще положения европейского права могут помочь в совершенствовании отечественного законодательства.

Фраза одного из первых докладчиков, Б.М. Гонгало: «Что немцу хорошо, то русскому смерть» [1], по мнению автора, наиболее точно отражает подход, которому необходимо следовать при принятии решения о внедрении тех или иных западных норм в правовую систему Казахстана.

В данной статье автор предлагает остановиться на наиболее важных элементах европейского права, которые потенциально могут быть импле­ментированы в законодательство Республики Казахстан, и оценить, насколько это необходимо и целесообразно.

Внедрение принципа «Превалирование сущности над формой»

Зачастую при обсуждении поправок в различного рода законода­тельные акты выдвигается предложение о том, чтобы внедрить в казахстанскую правовую систему широко применяемый на Западе принцип «Превалирование сущности над формой».

Основная идея этого принципа заключается в том, что при анализе последствий сделки и разрешении споров целесообразнее смотреть в первую очередь на суть сделки, а не на то, как она оформлена. Другими словами, стоит руководствоваться прежде всего сущностью отношений, а не тем, как это отражено на бумаге. Более того, в случаях, когда на бумаге написано одно, а на самом деле имело место другое, следует игнорировать документы и опираться исключительно на суть сделки.

На первый взгляд намерение, конечно же, хорошее. Однако не все, что «немцу хорошо», хорошо для других. В этом отношении автор, выступая на различного рода форумах и конференциях, неоднократно заявлял, что Казахстан – это очень документо-ориентированная страна. По мнению автора, для начала нужно научиться выражать свои мысли на бумаге, оформлять документы, собирать их, налаживать документо­оборот, и только достигнув всего этого, можно переходить к следующему этапу эволюционного развития и отходить от ориентированности на документы.

В частности, казахстанский бизнес только недавно отошел от серых схем и теневых сделок. Бизнесмены стали понимать важность доку­ментов и теперь требуют надлежащего их оформления как от своей команды, так и от контрагентов. В стране только начали задумываться о том, что все бизнес-процессы в компании должны быть четко опреде­лены и прописаны, и готовы тратить на их формализацию колоссальные усилия, время и значительные денежные средства.

Более того, важно, чтобы умением четко выражать свои мысли на бумаге обладали не только предприниматели всех уровней, но и представители государственных органов. Например, в подавляющем большинстве ответов на какие-либо письма-запросы в государственный орган в лучшем случае просто процитированы положения отраслевого законодательства, а в худшем – вообще невозможно понять, о чем идет речь. Поэтому, чтобы не получить отписку, в письме-запросе должна быть максимально четко сформулирована суть вопроса.

Что касается судов. Нередко при обращении в суд можно, имея на руках полный пакет документов, подтверждающих правильность занимаемой позиции, с легкостью проиграть дело. В ходе одного судеб­ного разбирательства судья полностью проигнорировала предоставлен­ный автором договор между сторонами и подписанные акты выпол­ненных работ, аргументируя это тем, что договор и акт можно легко подписать и их наличие не имеет веса. Помимо договора и акта, необходимо представить отчеты, документы, переписку, подтверждаю­щие факт выполнения услуг.

В случаях, если при обращении в суд не будет предоставлено вообще никаких документов и доводы истца будут основываться исключительно на сути сделки или, допустим, при наличии договоров и других документов истец будет пытаться объяснить судье, что все, что там написано, не имеет абсолютно никакого значения и на самом деле стороны имели в виду совсем другое.

Обратимся к теме проведения налоговой проверки. Налоговые органы даже при наличии документов могут делать совершенно неадек­ватные выводы в пользу бюджета. В таком случае документы служат единственным шансом налогоплательщика оспорить результаты про­верки в суде, и без них вся эта процедура может превратиться в фарс. Если налоговики даже при наличии подтверждающих документов не могут сделать правильные выводы, то несложно представить, что появится в акте налоговой проверки при наличии в Налоговом кодексе Республики Казахстан [2] принципа превалирования сущности над фор­мой. Налоговый инспектор укажет, что он в данной сделке видит именно ту сущность, которая наиболее точно отражает интересы бюджета.

Из всего вышеуказанного следует, что на данном этапе развития казахстанского общества отход от документоориентированности и внедрение принципа «Превалирование сущности над формой» принесет больше вреда, чем пользы.

Акционерные соглашения

Еще одним важным вопросом, на который необходимо обратить внимание, является статус так называемых акционерных соглашений. На Западе подобные соглашения между участниками хорошо себя зарекомендовали и широко применяются во многих юрисдикциях.

К проблеме предварительных договоренностей между участниками и их реализации подошло и казахстанское общество. Все чаще и чаще появляются вопросы касательно:

  • установления особого порядка голосования по тем или иным вопросам;
  • возможности вывода лица из состава участников с выкупом его доли по определенной цене и при определенных условиях;
  • применения штрафных санкций и компенсации убытков в случае нарушения участником принятых на себя обязательств;
  • возможности установления специального порядка разрешения корпоративных конфликтов, особенно при соотношении долей 50% на 50%;
  • вероятности поддержки принятых договоренностей судом.

В связи с вышеуказанным возникают следующие проблемные аспекты: насколько такие акционерные соглашения имплементируются в систему права Казахстана; предоставляет ли национальное законода­тельство какие-либо гарантии исполнения тех или иных договоренностей; какие существуют рычаги воздействия на участника, который нарушил такие договоренности; насколько велики шансы отстоять положения обсуждаемых соглашений в суде.

С.И. Климкин занимает позицию, «что такого рода соглашения в рамках действующего законодательства Республики Казахстан не подлежат юридическому обеспечению и защите», «акционер, прого­лосовавший не в соответствии с такого рода договоренностью, не может быть привлечен к юридической ответственности, … итоги голосования на общем собрании акционеров оспорены быть не могут» [3, с. 55]. На практике существует высокий риск того, что аналогичную позицию займет и суд.

Автор категорически не согласен с мнением С.И. Климкина по следующим основаниям. Во-первых, никто не отменял свободу договора. На этот счет существуют статья 2 и статья 380 Гражданского кодекса Республики Казахстан [4]. Во-вторых, лицо само, по своей воле прини­мает на себя определенные обязательства, и, соответственно, оно должно их выполнять. В-третьих, нигде в Гражданском кодексе Республики Казахстан нет запрета на совершение подобного рода сделок. Соот­ветственно, все, что не запрещено, то разрешено. Если бы в интересах законодателя было, чтобы лицо знало о подобного рода запретах, он бы четко установил такие запреты в законодательстве.

В чем же заключается сила позиции С.И. Климкина. Как утвер­ждает автор, система права в Республике Казахстан «параллельно-перпендикулярная», или «квадратно-гнездовая». Гражданский кодекс РК, в принципе, четкий, ясный, «прямолинейный» документ, соответ­ствующий уровню развития общества того времени, когда был принят. На тот момент появление другого документа было бы преждевременно. Общество в эпоху зарождения капитализма было абсолютно не готово к Гражданскому кодексу РК с очень широкой диспозитивностью. Для регулирования дикой рыночной экономики и установления правил игры как раз и нужна была такая «параллельно-перпендикулярная» концепция гражданского права.

Отсюда основными аргументами сторонников неприменения акционерных соглашений служат прямолинейные нормы Гражданского кодекса РК и положения Закона РК о ТОО [5]. Мало того, что Закон о ТОО «параллельно-перпендикулярен», так он еще и противоречит сам себе и не регулирует даже элементарные вопросы, касающиеся деятельности товариществ, не рассматривая уже такие сложные кон­струкции, как акционерные соглашения.

Исходя из этого, автор полагает, что в вопросе акционерных соглашений казахстанское общество больше сэволюционировало и ближе подошло к внедрению западных структур в отечественное право, нежели обсуждаемый выше принцип превалирования сущности над формой.

Являясь непосредственными участниками процесса и понимая суть этих договоренностей и ответственность за принимаемые на себя обязательства, бизнесмены пытаются хоть как-то закрепить их на бумаге, используя при этом все возможные и невозможные способы, существующие в рамках действующей системы права. Очевидно, что принципиально важно иметь законодательные и судебные гарантии исполнения подобных договоренностей, а значит, существует острая необходимость законодательного признания акционерных соглашений и применяемых в их рамках подходов.

В этом отношении автор полагает, что установленная на Западе практика применения акционерных соглашений в случае ее внедрения в казахстанскую систему права может оказать положительное влияние на совершенствование национального законодательства.

Не следует менять все кардинальным образом. Как указано выше, свобода договора позволяет использовать подобного рода конструкции в рамках действующего законодательства. Путем внедрения обсуждае­мых норм нужно будет лишь расставить необходимые акценты, сделать механизм акционерных соглашений более работоспособным и исключить возможность их интерпретации как «не подлежащих юридическому обеспечению и защите».

Законодатель понимает, что проблема назрела, и делает попытки ее решения. Подтверждением служит разработка Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности на основе имплементации прин­ципов и положений английского и европейского права».

Однако, несмотря на многообещающее название, к сожалению, законопроект не отражает все проблемные аспекты, касающиеся акцио­нерных соглашений. Хоть в пояснительной записке к данному проекту и указывается о «введении новых актуальных инструментов договорного права, востребованных и используемых в международной и отечествен­ной практике» [6, с. 1], законопроект отражает далеко не все из них.

В указанной выше Концепции также было отмечено о «расширении диспозитивности частного права» [7, с. 1], означающем предоставление «лицам возможности по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами в той мере, в какой это не запрещено законами» [7, с. 1]. Следовало бы в полной мере реализовать принцип в самом законопроекте и разрешить огромное количество существующих корпоративных вопросов.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что повышение конкурентоспособности страны и привлечение инвесторов – одна из важ­нейших задач, стоящих перед республикой. Бесспорно, в казахстанской системе права есть отдельные пробелы в части акционерных соглашений, и, следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения в законодательные акты для устранения последних, тем не менее не стоит слепо копировать западные нормы в право Казахстана, чтобы то, что «хорошо немцу», не принесло вреда казахам.

Любые поправки должны вноситься в рамках существующей концепции свободы договора, с определенной доработкой норм каса­тельно совершения сделок под отлагательным условием и исключением возможности применения к акционерным соглашениям положений, установленных в отношении предварительного договора. Более того, все это должно безоговорочно поддерживаться государственными органами и, прежде всего, судом.

В заключение необходимо отметить, что позиция автора заключа­ется в том, что нельзя бездумно смотреть на Запад в поисках ответа на любой возникающий вопрос, искать первым делом зарубежную практику, спешить перенимать зарубежный опыт, а также предполагать, что западная позиция по умолчанию правильная только в силу того, что она западная.

Необходимо, прежде всего, учитывать особенности Казахстана, его научный, профессиональный, культурный, социальный уровень и потенциал. Безусловно, изученный международный опыт ни в коем случае не помешает, но следует перенимать из европейского права только то лучшее, что подходит казахскому обществу.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), принят Верховным Советом Республики Казахстан 27 декабря 1994 г. // Юрист [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1006061 (Дата обращения: 10.12.2019).
  2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г. № 409-I // Юрист [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1013880 (Дата обращения: 10.12.2019).
  3. Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 220-I «О товари­ществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» // Юрист [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1009179 (Дата обращения: 10.12.2019).
  4. Климкин С.И. Гражданское право Республики Казахстан: зигзаги нормотворчества. – 1-е изд. – Алматы: Жетi Жаргы, 2019. – 252 с.
  5. Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» // Юрист [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=36148637 (Дата обращения: 10.12.2019).
  6. Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности на основе имплементации принципов и положений английского и европейского права» // Bestprofi [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bestprofi.com/document/2057017645?2 (Дата обращения: 10.12.2019).
  7. Пояснительная записка к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятель­ности на основе имплементации принципов и положений английского и европейского права» // Юрист [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36788921#pos=0;100 (Дата обращения: 10.12.2019).
  8. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Совершенствование гражданского законодательства Республики Казахстан в условиях имплементации положений европейского договорного права» (Алматы, 30 сентября 2019 г.). – Алматы: Каспийский общественный университет, 2019.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий