Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2018 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Предпринимательское право и правовые основы банкротства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гурковская М.И. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(16). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 87-91.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гурковская Мария Ивановна

студент 1 курса магистратуры факультета экономики и права Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

РФ, г. Москва

Законодательное определение понятия лицензирования указано в статье 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Лицензирование – это деятель­ность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензи­онного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению информации по вопросам лицензирования [1].

Институт лицензирования направлен на ограничение возможности причинения вреда охраняемым законом интересам и правам граждан, обществу, государству. Установление границ в области правового регулирования лицензирования обусловлено необходимостью обезопа­сить предпринимательскую деятельность от неадекватного вмешательства в неё публичной власти.

Следует обратить внимание на правовую природу института лицензирования. С одной стороны лицензирование выступает как институт административного права, с чем нельзя не согласиться, так как деятельность лицензирующих органов носит управленческий характер и, соответственно, возникающие между органами и соискателями лицензии отношения носят административно правовой характер. Лицензирование носит в основном превентивный характер, и выступает одним из регуляторов экономических отношений. С другой стороны лицензирование относят к числу гражданско-правовых институтов. Получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензии порождает гражданско-правовые послед­ствия, т. е. у него появляется право на занятие определенным видом предпринимательской деятельности, что связано с его правоспособ­ностью.

Из вышеуказанного следует, что лицензирование представляет собой комплексный институт, который порождает как публично-правовые, так и частноправовые отношения.

Необходимо обратить внимание на критерии выбора деятельности, подлежащей лицензированию, указанные в ч. 3 ст. 2 Закона о лицензи­ровании:

  1. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, обороне и безопасности государства;
  2. невозможность регулирования вида деятельности иными методами, кроме как лицензированием [1].

Оказание медицинских услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями непосредственно затрагивает вопросы жизни и здоровья граждан, а также их законных интересов. Таким образом, законодатель в п. 1 ст. 12 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» относит медицинскую деятельность к видам деятельности, на которые требуются лицензии. В отношении медицинской деятельности установлен общий лицензионный режим. Лицензирование медицинской деятельности урегулировано нормами Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» [1] и нормами Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности» [4].

Согласно Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 [4] медицинскую деятельность могут осуществлять медицинские и иные организации, а также индивидуальные предприниматели. Под иными организациями, согласно Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323, следует указывать [2] юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.

В соответствии с Законом о лицензировании, разработка положений о лицензировании конкретных видов деятельности, а также установление полного перечня работ и услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности, отнесено к полномочиям Правительства РФ. Во исполнение данного положения Закона о лицензировании Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 был утвержден перечень работ и услуг, которые составляют медицинскую деятельность. Данный перечень содержится в Приложении к указанному Постановлению. Правительство РФ разработало Типовую форму лицензии (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии") [3]. В указанном документе имеется ссылка на часть 2 статьи 12 Закона о лицензировании, которая содержит предписание о том, что в лицензии виды работ и услуг, составляющие лицензируемый вид деятельности, указываются в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным Положением о лицензировании медицинской деятельности [1].

Вместе с тем Минздрав России издал Приказ N 121н, который, согласно Положению о лицензировании, призван установить требования к организации и выполнению соответствующих работ (услуг) в целях лицензирования. Следует отметить, что наименование данного Приказа не соответствует его содержанию - в нем отсутствуют какие-либо требо­вания для осуществления медицинской деятельности. Приказ N 121н утверждает номенклатуру работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, проведя классификацию перечня, установленного Положением о лицензировании медицинской деятельности [6, с. 22].

Данная ситуация усугубляется тем, что существующая практика выдачи лицензий, свидетельствует о том, что лицензирующие органы руководствуются Приказом Минздрава №121н, что противоречит нормам действующего законодательства.

Следует обратить внимание на пункты 4 и 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Усматривается четкое разделение лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату, при этом к лицензиату предъявляется больше требований, т. к. лицензионный контроль проводиться в отношении уже осуществляемой деятельности. В названной ситуации лицензионные органы оценивают, как соблюдаются лицензионные требования в процессе деятельности.

Укажем основные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии – это: наличие зданий, строений, помещений, которые принадлежат соискателю на праве собственности или на ином законном основании, отвечающих установленным требованиям; наличие медицинских изделий, т. е. необходимого оборудования, аппаратов, приборов, также принадлежащих соискателю на праве собственности или на ином законном основании; наличие у соискателя работников, заключивших с ним трудовые договоры; наличие у работников соответствующего образования; наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Относительно образования установлены следующие требования:

  • наличие высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, сертификата специалиста, и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации;
  • у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, сертификата специалиста; для осуществления доврачебной помощи - среднего медицинского образования и сертификата специалиста.

Для указанных выше лиц установлен необходимый стаж работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования.

Для юридических лиц, намеренных выполнять медицинскую деятельность в области: обращения донорской крови и (или) ее компонентов; трансплантации органов и (или) тканей; осуществления медико-социальной экспертизы, установлены дополнительные требования федеральными законами.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В правовом регулировании лицензирования необходимо соблюдение баланса частных и публичных интересов, т. к. сам по себе институт лицензирования является комплексным. Для развития частноправовых отношений необходимо исключать дополнительные административные барьеры, которые создаются противоречивыми нормативными правовыми актами в сфере лицензирования.

Существует необходимость доработки требований к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования медицинской деятельности, которые должны устанавливаться Министерством здравоохранения Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 г. №99-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности». // СПС Консультант плюс (Дата обращения 20.12.2018).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». // СПС Консультант плюс (Дата обращения 20.12.2018).
  3. Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 N 826 «Об утверждении типовой формы лицензии». // СПС Консультант плюс (Дата обращения 20.12.2018).
  4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 08.12.2016) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)». // СПС Консультант плюс (Дата обращения 20.12.2018).
  5. Приказ Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (ред. от 13.06.2017) «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях». // СПС Консультант плюс (Дата обращения 20.12.2018).
  6. Ерохина Т.В. Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности // «Право и экономика». – 2017. – N 10. – С. 18 –23.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.