Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 июля 2021 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Финансовое право и финансовая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Струсь К.А., Кочаров М.В. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(47). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 37-41.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Струсь Константин Александрович

канд. юрид. наук, доц. филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края,

РФ, г. Пятигорск

Кочаров Марат Владимирович

магистрант филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края,

РФ, г. Пятигорск

BUDGET POLICY: THE MAIN DIRECTIONS IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

 

Konstantin Strus

candidate of Law, associate professor, branch of the Plekhanov Russian University of Economics in Pyatigorsk, Stavropol Territory,

Russia, Pyatigorsk

Marat Kocharov

Master's student of the branch of the Plekhanov Russian University of Economics in Pyatigorsk, Stavropol Territory,

Russia, Pyatigorsk

 

АННОТАЦИЯ

В представленном материале предлагается анализ основных способов коррекции бюджетной политики в развитых и развивающихся странах. Рассматриваются механизмы и меры, которые принимаются в таких государствах для преодоления последствий пандемии. Определяются общие закономерности в преодолении кризиса различных секторов экономики в разных государствах, определяются наиболее эффективные рычаги воздействия на бюджетную политику и способы их осуществления. Рассматриваются основные документы, определяющие приоритетные направления данной политики.

ABSTRACT

The presented material provides an analysis of the main ways to correct fiscal policy in developed and developing countries. The mechanisms and measures that are being taken in such States to overcome the consequences of the pandemic are being considered. The general patterns in overcoming the crisis of various sectors of the economy in different states are determined, the most effective levers of influence on budget policy and ways of their implementation are determined. The main documents defining the priority directions of this policy are considered.

 

Ключевые слова: бюджетная политика в условиях пандемии; правовая основа бюджетной политики; приоритеты бюджетной политики в условиях пандемии; направления бюджетной политики в условиях пандемии.

Keywords: budget policy in the conditions of a pandemic; the legal basis of budget policy; priorities of budget policy in the conditions of a pandemic; directions of budget policy in the conditions of a pandemic.

 

Формирование бюджетной политики в условиях пандемии и постпандемии, претерпело значительные изменения не только в современной России. Объём антикризисных государственных и наднациональных расходов, вышел за пределы планируемых бюджетов и законодательных ограничений. Способом выхода из сложившейся ситуации является бюджетная консолидация. Одним из основных приёмов такой консолидации выступает снижение уровня расходов. В таких условиях велика опасность снизить расходы слишком рано, приводя экономику государств в состояние нестабильности. В этой связи, одним из самых трудных аспектов выступает определение периода и направлений сокращения расходов на ближайшие несколько лет.

В Европейском союзе, в рамках программы «ЕС Нового поколения» (NextGenerationEU), был создан Фонд восстановления и устойчивости (Recovery and Resilience Facility), который планирует осуществлять расходы до 2022 года связанные с последствиями пандемии. Большинство стран-членов ЕС также планируют пересматривать свои государственные расходы в начале 2022 года, сокращая их на основе оценки рисков фискальной устойчивости.

В Германии последние несколько лет придерживались бюджетного правила «долгового тормоза», что исключает возможность заимствований для финансирования структурного дефицита, превышающего 0,35% ВВП. В 2020 году правительство приняло дополнительный бюджет, предполагающий превышение почти на 120 миллиардов евро максимально допустимого порога новой задолженности. Большинство принятых антикризисных мер сохраняют свое действие в 2021 году, как следствие возрастают расходы. По мнению министра финансов Олафа Шольца: такая практика, распространится и на следующий год, однако этих мер недостаточно, чтобы помочь Германии выбраться из экономического спада, вызванного COVID [3, с. 5].

В условиях пандемии Бразилия впервые превысила допустимый Конституцией уровень государственных расходов. В вязи с этим, была принята конституционная поправка, в которой указано, что рост государственных расходов не должен превышать уровень инфляции предыдущего года. Для того, чтобы избежать нарушений конституционной нормы, расходы, связанные с чрезвычайными мерами, были включены в отдельный «военный» бюджет на 2020 год, однако срок действия большинства чрезвычайных мер истек к концу 2020 года, но, несмотря на это программа помощи отдельным категориям граждан продолжалась во втором квартале 2021 года.

Интересная бюджетная практика складывается в Великобритании, где на фискальный 2021 год (до апреля 2022 года) заложены расширенные меры поддержи населения, а также продление существующих мер после 21 июня 2021 года.

Кризис 2020 года, вызванный распространением COVID, диктует необходимость увеличения в абсолютной и относительной величине расходов на систему здравоохранения и социальную политику. Как результат, например, федеральное правительство США приняло пять законов для поддержки граждан и экономики общим объёмом $3,4 трлн до 2021 финансового года (и 3,3 трлн долл. США для 2020-2030 финансового года). В марте 2021 г. Президент США Джо Байден подписал одобренный Конгрессом пакет антикризисных мер, получивший название «Американский план спасения». Основная суть этого пакета состоит в резком увеличении государственных расходов, в расширении ответственности государства в социальной сфере. «План спасения» предполагал как разовое выделение бюджетных средств на конкретные нужды (например, более $150 млрд на вакцинацию и другие медицинские расходы, $350 млрд — на покрытие дефицитов бюджетов штатов и муниципальных бюджетов, более $100 млрд — на покрытие потерь малого бизнеса), так и долгосрочные изменения налогово-бюджетной политики. В частности, увеличены налоговые льготы для семей с детьми, а также повышены налоги на прибыль корпораций. Несмотря на то, что основные меры, предусмотренные планом, рассчитаны на два года, администрация Байдена рассчитывает, что тенденция на расширение социального государства и «левый поворот» продолжатся и после выборов в Конгресс в 2022 году. Антикризисный пакет уже в настоящее время пользуется широкой поддержкой населения, в этой связи рассматривается возможность перевода части прямых выплат и субсидий из данной программы в формат постоянных (например, таких, как выплаты на детей) [3, с. 3].

Как показывает практика финансирование повышенных расходов может происходить за счет нескольких источников средств – повышения налогов, заимствований, сеньоража (финансирования расходов за счет инфляции). В развитых финансово устойчивых странах финансирование будет осуществляться за счет заимствований по низким ставкам, что, вероятно, свяжет руки монетарным властям (наиболее актуально для США). В развивающихся странах, для которых заимствования окажутся дороже, вероятно более быстрое сокращение госрасходов, которое может привести к замедленному выходу из кризиса.

Размышляя по поводу имеющихся расходов, специалисты МВФ выделяют разные стратегии понижения расходов. По мнению МВФ развитые экономики, заменят прямую поддержку на меры, поддерживающие инклюзивность и ускоряющие экономический рост. Данное обстоятельство объясняется возрастной структурой населения и высоким уровнем государственного долга. В странах с развивающейся экономики и средним доходом рекомендовано увеличение эффективности государственных расходов, повышение качества госуправления, упрощение деятельности частного сектора через дерегулирование, укрепление верховенства права.

В современной России сформировался свой подход к реализации бюджетной политики суть которого состоит в следующем: 1) остаются на прежнем уровне расходы на социальную политику и здравоохранение. Расходы на ЖКХ, образование и экологию – сокращаются [1, с. 16]. Образуемый дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения гособлигаций;  2) в конце 2020 года был утвержден Федеральный закон № 385-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2021-2023 годы» [1, с. 1] в котором предполагается номинальное увеличение расходной части бюджета на 2021 и 2023 годы, но некоторое сокращение в 2022 году по сравнению с более ранними планами. Рост отмечается в номинальном объеме трат на социальную политику, а именно на 2023 год запланировано на четверть больше социальных расходов, чем исполнено в 2019 году. Однако в относительном выражении с учетом плановых значений ВВП расходы федерального бюджета на социальную политику снижаются с 4,84% ВВП в 2021 году до 4,57% ВВП в 2023 году; 3) расходы на здравоохранение в 2020 году по очевидным причинам выросли почти вдвое, в 2021-2023 годах планируется снижение относительно объемов 2020 года. В цифровом выражении к 2023 году доля расходов на здравоохранение снизится с 0,98% ВВП в 2021 году до 0,83% ВВП в 2023 году [2, с. 4.]. Как было указано ранее, сокращение расходов предусмотрено для охраны окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства и образования.

В качестве рисков для консолидации бюджета в 2021 году можно представить возможное ухудшение экономической ситуации вследствие новой волны коронавируса. Причина эта может быть вызвана медленной вакцинацией, санкционными рисками, а также возможными дополнительными расходами, связанными с предвыборной компанией.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» / Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.06.2021 г.).
  2. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 483 «Об утверждении Правил внесения изменений в 2021 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации» / Электронный ресурс. Режим доступа: https:// www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.06.2021 г.).
  3. Подругина А. Бюджетная политика: новый поворот // Эксперт. 2021. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.raexpert.ru/researches/budget_policy_2021/#part1 (дата обращения 26.06.2021 г.).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.