Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2021 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Гражданское, жилищное и семейное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ДОГОВОРА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ
PROCEDURE FOR CONCLUSION OF THE INHERITANCE CONTRACT: NATIONAL AND INTERNATIONAL LEGAL EXPERIENCE
Natalia Slavova
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines, Branch of the Federal State budgetary educational institution higher education "Russian State Humanitarian university",
Russia, Domodedovo
Meline Kerobyan
3rd year student, Branch of the Federal State budgetary educational institution higher education "Russian State Humanitarian university",
Russia, Domodedovo
Наследственный договор как правовой институт является новацией в отечественном законодательстве. В то же время, во многих странах мира данный институт широко распространен, а порядок заключения и исполнения наследственных договоров детально урегулирован законодательством.
В Российской Федерации данный вид договора «введен» в действующее законодательство в 2018 г. (ст. 1140.1 Гражданского Кодекса РФ [1]).
Заключение договора, исходя из природы данной гражданско-правовой категории, предполагает выражение воли каждой из сторон и ее совпадение.
При заключении наследственного договора необходимым условием является согласование воли наследодателя с будущим наследником, что подчеркивает двусторонний характер наследственного договора. Помимо этого, заключение наследственного договора должно быть совершено только лично и не допускается через представителя, поскольку будущий наследодатель должен понимать характер сделки, самостоятельно совершать свое завещательное распоряжение и высказывать последнюю волю.
Часть 7 статьи 1140.1 ГК РФ устанавливает, что наследственный договор должен быть подписан каждой из сторон наследственного договора и подлежит нотариальному удостоверению. Законодатель также закрепил обязанность нотариуса при удостоверении наследственного договора осуществлять видеофиксацию процедуры заключения наследственного договора, если стороны наследственного договора не заявили возражение против этого. Из формулировки данного положения следует, что возражения должны предъявить все стороны наследственного договора, а не только одна из сторон. Подобная видеозапись при судебных спорах будет выступать доказательством законности совершенной сделки. В случае отчуждения недвижимого имущества, обязательным условием является государственная регистрация.
Выходит, что даже если потенциальный наследник исполнил свои обязательства по договору, то наследственный договор, нотариальная форма которого не соблюдена, в любом случае, не сможет быть признан действительным и не влечет никаких юридических последствий. Следствием этого является значительное затруднение процедуры оспаривания наследственного договора, что приведет на практике к снижению случаев оспаривания договора по распространенному основанию порока воли [2, с. 102].
Наследственные договоры не могут быть удостоверены в порядке, приравненном к нотариальному удостоверению завещаний. Согласно статье 1126 ГК РФ наследственный договор не может быть закрытым, также недопустимо заключение договора в чрезвычайных обстоятельствах, в соответствии с частью 4 статьи 1129 ГК РФ.
Е.П. Путинцева подчеркивает, что «наследственный договор вступает в силу с момента его подписания и связывает сторону, сделавшую распоряжение на случай смерти» [3, с. 11].
Из чего следует, что предусмотренные обязанности наследника совершить какие-либо действия до смерти наследодателя, возникают до момента открытия наследства.
Примечательно, что часть 8 статьи 1140.1 ГК РФ управомочивает наследодателя заключить один или несколько наследственных договоров с одним или несколькими потенциальными наследниками [3]. При этом наследодатель вправе заключить договор по поводу одного и того же имущества с разными контрагентами, откуда возникает проблема злоупотребления наследодателем своим правом, поскольку все наследственные договоры могут предусматривать определенные обязанности потенциальных наследников.
Второй абзац вышеуказанного пункта содержит правило, что в случае заключения нескольких наследственных договоров с разными наследниками в отношение одного и того же имущества, применяется более ранний наследственный договор. Однако из этого следует, что права лиц, заключивших договор позднее, никоим образом не защищаются, нарушается один из основополагающих принципов гражданского права – принцип равенства сторон.
Д.Г. Золотухин полагает, что «заключение такого наследственного договора для приобретателя сопряжено с высоким риском, так как, исполняя свое обязательство по осуществлению в пользу отчуждателя тех или иных имущественных или неимущественных действий, если договор сторонами признан возмездным, он может, в конце концов, остаться без имущества, желание о получении права, на которое после смерти отчуждателя и явилось причиной заключения им этой сделки» [4, с. 27].
Однако ещё более дискуссионным вопросом является право наследодателя после заключения наследственного договора совершать любые сделки в отношении принадлежащего ему имущества и иным образом распоряжаться принадлежащим ему имуществом своей волей и в своем интересе, даже если такое распоряжение лишит лицо, которое может быть призвано к наследованию, прав на имущество наследодателя в соответствии частью 12 статьи 1140.1 ГК РФ [1]. По мнению Д.В. Бушляковой, «законодатель позволяет наследодателю совершить даже продажу имущества, в результате чего договор может перестать иметь смысл, что является не до конца проработанным моментом» [5, с. 54].
С одной стороны, данная норма защищает право собственности наследодателя, соответствует конституционному праву на свободу осуществления правомочий собственника, гарантированное статьей 35 Конституции Российской Федерации, но, с другой стороны, права и интересы наследника не защищаются, потенциальный наследник оказывается в неблагоприятном положении.
Согласно статье 649 Гражданского закона Латвийской Республики, если предметом наследственного договора является недвижимая собственность и этот договор вносится в земельные книги при жизни наследодателя, то отчуждение этой недвижимой собственности, отдача ее в залог или обременение обязательствами вещного права могут производиться им только с согласия наследника по договору [6].
В соответствии с 2287 статьей Германского Гражданского уложения, если наследодатель совершил дарение с целью нанести этим ущерб наследнику по договору, то по приобретению им наследства наследник по договору может потребовать от одаренного возврата дара по правилам о выдаче неправомерного обогащения [7].
Авторы полагают, что положения нормы гражданского законодательства зарубежных стран также не ограничивают право наследодателя свободно распоряжаться своим имуществом, однако они направлены на защиту интересов не только наследодателя, но и его контрагента, в отличие от законодательства Российской Федерации, не закрепившей подобные нормы.
По мнению авторов, целесообразным было бы закрепить обязанность наследодателя получить согласие наследника на отчуждение предмета наследственного договора, ведь, как авторы уже отмечали, договор является двусторонним, следовательно, необходимо учитывать интересы как наследодателя, так и наследника, также возможен вариант приравнивания вышеуказанных действий к одностороннему отказу наследодателя, преимуществом которого является выплата наследодателем всех убытков своему контрагенту.
Рассмотрев некоторые положения законодательства и мнения правоведов, авторы приходят к выводу о том, что порядок заключения наследственного договора ещё не до конца доработан законодателем, что может привести к недопустимым последствиям. Однако установлены обязательные условия заключения наследственного договора, которыми являются подписи сторон и нотариальное удостоверение, без наличия которых договор признается недействительным.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019)// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/ (дата обращения 29.05.2021).
- Путилина Е.С. Наследственный договор как основание наследования: анализ новелл законодательства/Е.С. Путилина// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. –2018. –№ 12. – С. 101-104.
- Путинцева Е.П. Распоряжения на случай смерти по законодательству Российской Федерации и Федеративной Республики Германия/Е.П. Путинцева. – М.: Статут, 2016. – 160 с.
- Золотухин Д.Г. Новелла Российского законодательства – наследственный договор /Д.Г. Золотухин //Отечественная юриспруденция. – 2018. – №7. – С.19-23.
- Бушлякова Д.В. К вопросу о проблемах применения наследственного договора в Российской Федерации/Д.В. Бушлякова //Евразийская адвокатура. – 2019. – №3. – С.50-52.
- Гражданский закон Латвийской Республики от 28.01.1937[Электронный доступ] ред. от 19.11.2015 //Справочная правовая система «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 29.05.2021).
- Гражданское уложение Германии от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) [Электронный доступ] с изм. и доп. по 31.03.2013//Справочная правовая система «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения 29.05.2021).
дипломов
Оставить комментарий