Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2021 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Правоохранительные органы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кидяев Д.Н. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 6(46). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 74-78.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Кидяев Дмитрий Николаевич

адъюнкт 1 курса адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России,

РФ, г. Нижний Новгород

АННОТАЦИЯ

Терроризм – глобальная проблема современного мира. Превентивной мерой борьбы с ней является предупреждение распространения террористической идеологии. Это особенно актуально в изолированных и замкнутых сообществах, каковыми являются отрядные формирования заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. В данной статье рассматриваются две группы мер, предпринимаемых ФСИН России для борьбы с распространением радикальных идей среди осужденных: криминологические и оперативно-розыскные меры.

 

Ключевые слова: терроризм, идеология терроризма, криминология, оперативно-розыскные мероприятия, уголовно-исполнительная система, места лишения свободы.

 

Терроризм – одна из глобальных проблем современного мира. Новейшая история уже знает несколько случаев террористических атак, которые угрожали, в том числе и национальной безопасности страны. Один из ярких примеров – угоны самолетов и последующая атака на башни-близнецы в Нью-Йорке, произошедшая 11 сентября 2001 года.

Противодействие терроризму в целом и предупреждение возможных террористических актов должно начинаться с противодействия его идеологии, которая представляет из себя совокупность идей и целевых установок, благодаря которым человек не только считает деструктивную террористическую деятельность обоснованной и необходимой, но и, в некоторых случаях, даже ведет агитационную деятельность в ее пользу [3, с.25].

В замкнутых и изолированных от общества небольших группах людей, которыми по своей сути являются отрядные формирования заключенных в местах лишения свободы, идеи и состоящие из них идеологии распространяются быстрее, чем в больших социальных сообществах, имеющих возможность неограниченного и свободного общения. Как утверждают психологи и социологи, так происходит не только из-за того, что заключенные вынуждены коммуницировать преимущественно друг с другом, но и благодаря особой, неформально-иерархической специфике тюремного общения [4, с.48].

Данные утверждения особенно справедливы для мест лишения свободы, где заключенные отбывают сроки за совершение преступлений, имевших террористическую направленность или экстремистский характер. По данным социологических исследований, проведенных в 2016 году специально для Федеральной службы наказаний России (ФСИН), один экстремистки настроенный заключенный, ведущий пропагандистскую и агитационную работу, за достаточно короткий срок – от одного до нескольких месяцев – может привлечь на свою сторону от 4 до 7 осужденных [1, с. 41].

Эти выводы стали одними из основополагающих в ходе принятия инициативной группой депутатов Государственной Думы решения о внесении на рассмотрение законопроекта, предписывающего сотрудникам ФСИН России переводить осужденных, ведущих терористически направленную пропаганду, в другие исправительные учреждения и содержать их отдельно от остальных заключенных [5]. Данную инициативу поддержал и президент России Владимир Путин, уточнив, что над реализацией предложенных мер на практике нужно будет подумать[6], и в конце 2018 года законопроект был принят.

И.Вединяпин, начальник Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН РФ, в одной из бесед с журналистами, проведенной сразу после принятия законопроекта, указывал, что на практике осужденных за террористические и экстремистские преступления будут содержать в тюрьмах, где предусмотрены строгие по сравнению с остальными исправительными учреждениями меры изоляции. Там осужденные будут проводить значительную часть своего срока. В первую очередь данная мера коснется тех, кто осужден по статьям теракт (ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ). Однако под угрозу перевода попадут и те, кто был осужден по иным статьям террористической направленности, но замечен за распространением экстремистской и террористической идеологии в среде отбывающих наказание [7].

При поступлении в исправительное учреждение человека, осужденного по статьям, включающим в себя террористическую составляющую, сотрудники ФСИН проводят с ними различные тестирования, по итогам которых составляется подробная анкета, где отмечается уровень его приверженности к тем или иным террористическим или экстремистским радикальным идеям.

В случае, если осужденный вовлекается в процесс распространения идеологии терроризма или, тем более, является инициатором данного процесса, и это достоверно установлено в ходе оперативно-розыскных мероприятий оперативной службы подразделения ФСИН, то материалы на данного заключенного направляются в суд вне зависимости от того, какой вид ответственности предусмотрен за его действия: уголовная или административная.

Вышеуказанные меры по недопущению распространения террористической идеологии в местах лишения свободы можно отнести к группе криминологических. В целом же, помимо данной группы можно выделить еще одну, состоящую из мер оперативно-розыскного характера, предпринимаемых непосредственно оперативными сотрудниками ФСИН и осуществляемых в контакте с заключенными.

Обе группы мер одинаково важны и должны работать в комплексе. Даже в исправительном учреждении с повышенным уровнем изоляции при ослаблении контроля со стороны сотрудников данного учреждения у заключенных могут сформироваться чувства безнаказанности и вседозволенности, что позволит им активнее вести пропаганду деструктивной террористической идеологии. Именно поэтому одним из основополагающих принципов оперативно-розыскных мер является регулярность.

Зачастую своевременно проведенные оперативно-розыскные мероприятия позволяют обнаружить, например, запрещенную литературу террористической и экстремистской направленности еще на стадии ее передачи заключенным. Получить ее хотят именно лидеры неформальных террористических и экстремистских ячеек в исправительных учреждениях, что также помогает в их обнаружении [2, с. 226].

Некоторые экстремистские материалы, в том числе и признанные таковыми в установленном законом Российской Федерации порядке, попадают в исправительные учреждения по легальным каналам. Это связано в первую очередь с недостаточной осведомленностью сотрудников исправительного учреждения с официальным перечнем запрещенных на территории РФ экстремистских материалов.

Еще одна причина, по которой экстремистская литература оказывается у заключенных – ее закомуфлированность под разрешенную и невнимательность сотрудников ФСИН при досмотре в момент поступления ее в исправительное учреждение.

Все это приводит к необходимости регулярно проводимых дополнительных обысков в среде заключенных и изъятию обнаруженной во время них запрещенной литературы.

То же самое касается и средств сотовой связи, посредством которых заключенные контактируют с радикалистами и лидерами экстремистских и террористических группировок, которые все еще на свободе, а также получают методические материалы, направленные на вербовку иных осужденных. В ходе проводимых регулярно обысков все найденные у заключенных средства связи изымаются.

Для большей эффективности оперативно-розыскных мероприятий во ФСИН России распространена практика выездных обысков, когда бригада сотрудников одного исправительного учреждения выезжает на обыск в другое. Таким образом удается устранить коррупционную составляющую, которая возможна между сотрудниками ФСИН и заключенными, несущими службу и отбывающими наказание в одном исправительном учреждении, а также повысить эффективность проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Дополнительный контроль за спецконтингентом, как отбывающим наказание в исправительном учреждении, так и уже освободившимися бывшими заключенными, осуществляется и со стороны оперативных отделов, существующих в структуре исправительных учреждений.

В задачи такого отдела входит выявление в ходе оперативных мероприятий тех, кто распространяет идеологию терроризма и предположительно продолжит заниматься этим после освобождения из исправительного учреждения. Оперативный отдел вправе устраивать дополнительные оперативно-розыскные мероприятия в отношении осужденных при наличии подозрений о вовлечении их в террористическую идеологию.

Таким образом можно сделать вывод, что в силу ряда причин пенитенциарные учреждения – это благоприятная среда для распространения идеологии терроризма, именно поэтому одним из важных направлений работы ФСИН России становятся превентивные меры по недопущению этого, которые выражаются в регулярно проводимых сотрудниками исправительных учреждений оперативно-розыскных мероприятиях, а также в ряде криминологических мер, среди которых изоляция заключенных, составление картотеки данных на осужденных на основе анкетирования и различных тестирований и направление в суд материалов проверок в отношении заключенных, уличенных в распространении сведений террористического характера, хранении запрещенной литературы террористического и экстремистского толка и иных нарушений данного характера.

 

Список литературы:

  1. Ештокин А.П. Совершенствование механизма противодействия распространению экстремизма в пенитенциарных учреждениях // Система ценностей современного общества. 2016. №49. С. 39-43. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27335279 (дата обращения: 25.05.2021).
  2. Желтов А. А. Профилактика религиозного экстремизма в пенитенциарных системах и странах западной Европы и США // сборник статей Международной научно-практической межведомственной конференции Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики. 2016. С. 222-228. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26393292 (дата обращения: 25.05.2021).
  3. Понкин И.В. Экстремизм: правовая суть явления / Понкин И.В. ; Ин-т государственно-конфессиональных отношений и права. – Москва : Ин-т государственно-конфессиональных отношений и права, 2008. - 56 с.
  4. Социология отклоняющегося поведения: экстремизм в условиях информационной аномии [Текст]: учебное пособие / Краснодарский ун-т МВД России  [составители: А.В. Маркин, А. А. Тимченко]. - Краснодар : Краснодарский ун-т МВД России, 2016. – 132 с.
  5. Режим изоляции. Террористов посадят в отдельные тюрьмы // Российская газета. – М., 2018. – 22 ноября. – Режим доступа: https://rg.ru/2018/11/22/terroristov-i-ekstremistov-budut-soderzhat-v-otdelnyh-tiurmah.html (дата обращения: 25.05. 2021)
  6. Путин поддержал идею об отдельном содержании террористов в колониях // Парламентская газета. – М., 2018. – 30 октября. – Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/putin-podderzhal-ideyu-ob-otdelnom-soderzhanii-terroristov-v-koloniyakh.html (дата обращения: 25.05.2021)
  7. ФСИН: для изоляции террористов в России достаточно тюрем // ТАСС. – М., 2019. – 29 января. – Режим доступа: https://tass.ru/interviews/6048814 (дата обращения: 25.05.2021)
  8. «Уголовный кодекс РФ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) /[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 25.05.2021).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий