Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2021 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Международное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОПЫТ АСЕАН В СФЕРЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ ВЗАИМНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ПРИ СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ЕАЭС
Ключевые слова: внутренние инвестиции; инвестиционная зона АСЕАН; зона свободных инвестиций ЕАЭС; либерализация инвестиций.
Одним из условий развития национальных экономик стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) является осуществление взаимных инвестиций между странами ЕАЭС. Данный вопрос не раз рассматривался на государственном уровне. Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии М.В. Мясникович в рамках Гайдаровского форума 2021 отметил, что на данный момент перед членами ЕАЭС «стоит задача идти по пути создания совместных компаний» [8].
Основанием для развития сотрудничества через осуществление взаимных инвестиций в пределах ЕАЭС может быть создание зоны свободных инвестиций ЕАЭС [4, с. 26–40] (далее – ЗСИ ЕАЭС). По мнению Б. Хейфеца, «Правовой основой ЗСИ ЕАЭС может стать преференциальное многостороннее соглашение о защите и поощрении инвестиций государствами - членами ЕАЭС» [4, с. 26–40]. Создание такой зоны было реализовано на территории Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее – АСЕАН) и получило название Инвестиционная Зона АСЕАН (далее – ИЗ АСЕАН).
Стоит подробнее рассмотреть Комплексное инвестиционное соглашение АСЕАН [3] (далее – Комплексное соглашение), которое является основным документом, регулирующим ИЗ АСЕАН, и обозначить положения, способствующие либерализации потоков взаимных инвестиций между членами экономических интеграций и отсутствующие в действующем Соглашении о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества [1] (далее – Соглашение об инвестициях в ЕврАзЭС). Положения последнего также схожи с Приложением №16 к Договору о Евразийском экономическом союзе [2].
Во-первых, уже начиная со второй статьи, Комплексное соглашение обозначает в качестве своих принципов обеспечение либерализации, защиты, продвижения и облегчения инвестиций с целью достижения свободной и открытой инвестиционной среды в регионе.
Во-вторых, Комплексное соглашение в ст. 3 [3] закрепляет четкий перечень экономических секторов, подпадающих под либерализацию инвестиций (обрабатывающая промышленность; сельское хозяйство; рыболовство; лесное хозяйство; горнодобывающая промышленность и разработка карьеров; услуги, относящиеся к обрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству, рыболовству, лесному хозяйству, горнодобывающей промышленности и разработке карьеров; а также любые другие секторы, которые могут быть согласованы всеми государствами-членами). Таким образом, Комплексное соглашение использует «гибридную модель» ГАТС, где конкретные обязательства в отношении доступа к рынкам и национального режима закреплены в виде списка секторов [5, с. 43]. Гарантия либерализации в четко указанных сферах, не позволяет любому государству-члену по своему желанию, например, применять и вводить любые изъятия из национального режима, как это закреплено в статье 4 Соглашения об инвестициях в ЕврАзЭС. Однако Комплексное соглашение, все же позволяет государствам отступить от этого положения в ограниченных случаях, например, в налоговой сфере.
В-третьих, Комплексное соглашение расширяет понятие инвестиции и включает сюда суммы, полученные от инвестиций, в частности, прибыль, проценты, прирост капитала, дивиденды, роялти и сборы.
В-четвертых, Комплексное соглашение, также как и Соглашение об инвестициях в ЕврАзЭС, предоставляет в ст. 11 справедливый и равноправный режим и защиту иностранных инвестиций [3], но отличие Комплексного соглашения заключается в наличии точного определения того, что входит в понятие защиты, справедливого и равноправного режима:
- справедливой и равноправной режим требует, чтобы каждое государство-член не отказывало в правосудии в рамках каких-либо юридических или административных разбирательств в соответствии с принципом надлежащей правовой процедуры;
- полная защита и безопасность требует от каждого государства-члена принятия таких мер, которые могут быть разумно необходимыми для обеспечения защиты и безопасности застрахованных инвестиций.
Такое стремление к высокой степени конкретизации и избеганию правовой неопределенности проходит через весь текст Комплексного соглашения [6].
Защита инвестиций и справедливый и равноправный режим являются достаточно широкими понятиями и покрывают всю инвестиционную деятельность. Поэтому нарушение любого положения договора со стороны государства влечет за собой и автоматическое нарушение защиты инвестиций, справедливого и равноправного режима. Комплексное соглашение в п. 3 ст. 11 [3] не позволяет инвестору злоупотреблять указанными положениями и требовать с государства компенсации, помимо всего прочего, также за нарушение защиты, справедливого и равноправного режима: Определение того, что имело место нарушение другого положения настоящего Соглашения или отдельного международного соглашения, не означает, что имело место нарушение настоящей статьи.
В-пятых, в соответствии со ст. 14 Комплексного соглашения[3], инвесторам предоставляется гарантия от экспроприации, в том числе от ее косвенной формы. При этом, в Приложении №2, устанавливаются четкие критерии того, как определить наличие косвенной экспроприации. К эти критериям относятся:
- экономические последствия действий правительства, несмотря на тот факт, что действие или серия действий государства-члена оказывает отрицательное влияние на экономическую стоимость инвестиций, сами по себе не означают, что такая экспроприация имела место;
- нарушают ли действия правительства ранее взятые правительством письменные обязательства перед инвестором по контракту, лицензии или другому юридическому документу;
- характер действия правительства, включая его цель, и является ли действие несоразмерным общественной цели.
Помимо всего прочего, в отличии от Соглашения об инвестициях в ЕврАзЭС, Комплексное соглашение дает инвестору право получить компенсацию не только в свободно конвертируемой валюте, но и в валюте, в которой первоначально были произведены инвестиции.
В-шестых, одним из ключевых положений является транспарентность. В соответствии со ст. 21 Комплексного соглашения[3], каждое государство-член АСЕАН обязано:
- информировать Совет ИЗ АСЕАН о заключении инвестиционных соглашений;
- информировать Совет ИЗ АСЕАН о введении любого нового закона или о любых изменениях в существующих законах, постановлениях или административных инструкциях, которые существенно влияют на инвестиции или обязательства государства-члена по настоящему Комплексному соглашению;
- сделать общедоступными все соответствующие законы, постановления и административные инструкции общего применения, которые относятся к инвестициям на территории государства-члена или влияют на них;
- создать или назначить информационный центр, где по запросу любого физического, юридического лица или любого другого государства-члена вся информация, относящаяся к государственным мерам, должна быть опубликована или предоставлена в кратчайшие сроки;
В-седьмых, в соответствии со статьей 24 государства-члены АСЕАН обязаны[3]:
- сотрудничать с целью повышения осведомленности об ИЗ АСЕАН для увеличения притока внешних инвестиций и инвестиций между членами АСЕАН;
- поощрять рост и развитие малых и средних предприятий АСЕАН и многонациональных предприятий;
- укреплять промышленное взаимодействие и производственные сети между многонациональными предприятиями в АСЕАН;
- организовывать инвестиционную деятельность, направленную на развитие региональных кластеров и производственных сетей;
- организовывать и поддерживать различные брифинги и семинары по инвестиционным возможностям и инвестиционным законам, положениям и политике;
- проводить обмен по другим вопросам, представляющим взаимный интерес, связанным с продвижением инвестиций.
В-восьмых, Комплексное соглашение закрепляет общие положения, направленные на улучшение инвестиционного климата в АСЕАН[3]:
- укрепление баз данных по всем формам инвестиций для разработки политики улучшения инвестиционного климата в АСЕАН;
- проведение консультаций с бизнес-сообществом по инвестиционным вопросам;
- предоставление консультационных услуг бизнес-сообществу других государств-членов;
- создание и укрепление потенциала государств-членов в формулировании и совершенствовании инвестиционной политики для привлечения инвестиций;
- обмен информацией об инвестиционной политике и передовой практике, включая продвигаемые виды деятельности и отрасли и т.д.
В-девятых, Комплексное соглашение, гораздо подробнее, чем другие Международные инвестиционные договоры, регулирует процедуру разрешения спора между инвестором и государством. Как указывает Пакиттах Нипаван, Комплексное соглашение повысило прозрачность и предсказуемость механизма разрешения инвестиционного спора, предоставив сторонам больше указаний относительно проведения арбитража, а также регулируя другие правила судебных механизмов [5, с. 56].
Конечно, в Комплексном соглашении предусмотрены и барьеры для инвесторов. Например, ст. 17 и 18 устанавливают четкий перечень исключений из Комплексного соглашения, который, однако, не подлежит расширению. По ст. 19 государство-реципиент вправе отказать в привилегиях, если юридическое лицо инвестора другого государства-члена не ведет самостоятельных бизнес операций на территории государства-реципиента. Государства-члены АСЕАН могут составить список ограничений, лимитирующий применение национального режима, но все же государства-члены АСЕАН обязаны постепенно снимать свои ограничения для достижения полной экономической интеграции. Такая широкая либерализация вместе с наличием отдельных ограничений позволяет комбинировать амбициозные цели, гибкость и эффективную правореализацию, которые являются важными компонентами достижения целей ИЗ АСЕАН [7]. Таким образом, при создании ЗСИ ЕАЭС можно прибегнуть к опыту АСЕАН и заимствовать положения Комплексного соглашения для либерализации взаимных инвестиций государств-членов ЕАЭС и переходу к новому качеству интеграции.
Список литературы:
- Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества // Профессиональная справочная система "Кодекс". URL: http://docs.cntd.ru/document/420333447 (дата обращения: 08.02.2021).
- Договор о Евразийском экономическом союзе // Профессиональная справочная система "Кодекс". URL: http://docs.cntd.ru/document/420205962 (дата обращения: 08.02.2021).
- ASEAN Comprehensive Investment Agreement // Investasean. URL: http://investasean.asean.org/files/upload/Doc%2005%20-%20ACIA.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
- Хейфец Б. О зоне свободных инвестиций Евразийского экономического союза // Вопросы экономики. – 2014. – №8. – С. 26–40.
- Nipawan P. The ASEAN way of investment protection: an assessment of the ASEAN comprehensive investment agreement: PhD thesis. – Glasgow. – 2015. – 233 с.
- Michael Ewing-Chow, Jürgen K. ASEAN Integration Through Law // lawinsider URL: https://www.lawinsider.com/documents/egda5kPXcBJ (дата обращения: 08.02.2021).
- Nazaroedin R. The ASEAN ACIA: possible lesson learned // OECD. URL: http://www.oecd.org/mena/competitiveness/46874166.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
- ЕАЭС 2.0: Переход к новому качеству интеграции // Гайдаровский форум – 2021. URL: https://www.youtube.com/watch?v=awiC8VHlVTY&list=PLqTuUBxTMYen6Mfk_ivleT_344gRn7az8&index=21 (дата обращения 08.02.2021).
дипломов
Оставить комментарий