Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2018 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Административное право и процесс

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова А.А. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ «КОМПЛЕКСНЫХ» ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО «ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ» // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(13). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 5-9.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ «КОМПЛЕКСНЫХ» ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО «ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ»

Иванова Анна Александровна

магистрант федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет»

РФ, г. Тольятти

АННОТАЦИЯ

Предоставление «комплексных» государственных и муници­пальных услуг еще один шаг на пути к повышению их качества и к «сервисному государству». Упрощение процедур подачи заявления важный этап к переходу предоставления услуг в проактивном режиме.

Тем не менее, на практике существует ряд административных ограничений оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций», включая как нормативно-правовое регулирование, так и организация процесса в многофункциональных центрах.

 

Ключевые слова: государственные услуги; муниципальные услуги; комплексные услуги; жизненная ситуация; многофункциональный центр.

 

Тенденции развития сервисно-ориентированного государства в части предоставления государственных услуг предполагают обеспечение перехода от получения государственных услуг к комплексным сервисам конечного результата, который нужен заявителю (например, все необхо­димые действия при покупке жилья или при рождении ребенка, и пр.). Каждая государственная услуга должна «встроиться» во все удобные для пользователя интерфейсы и процессы, ради которой заявитель вынужден обращаться отдельно [3]. Концепция снижения администра­тивных барьеров 2011-2013 годов обозначила направление развития сферы госуслуг: от регламентации каждой государственной и муници­пальной услуги к совершенствованию и описанию комплексных сервисов по «жизненным ситуациям», которые требуют стандартизации и законодательного закрепления [6].

Несмотря на то, что реализация идеи оказания услуг в рамках «жизненных ситуаций» должна повлечь серьезные изменения во взаимо­отношениях заявителя и государства, включая улучшение его качества, нормативно-правовое регулирование предоставления госуслуг в соот­ветствии с этим принципом органами власти до сих пор отсут­ствует, равно как и законодательное определение указанного термина.

В отечественной литературе ситуация аналогична. Исследования в области обозначенной проблемы не системны, что не способствует формированию у специалистов-практиков, заинтересованной обществен­ности целостного представления о тренде изменений, которые идут в сфере оказания государственных и муниципальных услуг.

В научной литературе также встречаются различные определения данного понятия. Авторы О.А. Иванюк и С.Н. Китрар под жизненнoй ситуацией пoнимают «совокупность общественных отношений, возни­кающих на основании определенного юридического факта (действия или события), наступившего как по воле участников данных отношений (открытие бизнеса, вступление в брак, приобретение квартиры), так и вне зависимости от воли (болезнь, смерть) и связанного с необходи­мостью обращения в органы власти за получением требующегося в сложившихся обстоятельствах результата предоставляемых публичных услуг»[4].

А.P. Исаков определяет жизненную ситуацию как «совокупность фактических обстоятельств, существующих у заявителя, с которыми законодатель связывает право последнего обратиться за получением соответствующей сложившимся обстоятельствам комплексной государ­ственной услугой» [5].

Жизненная ситуация появляется в результате определенных событий, произошедших в жизни человека и связана с необходимостью взаимодействия по этому поводу с органами власти. При этом сама жизненная ситуация чаще всего не требует получения непосред­ственно самих государственных услуг. В таких случаях они должны стать незаметной для заявителя процедурой в решении реальной жизненной задачи.

В итоге можно выделить несколько наиболее существенных признаков «жизненной ситуации»:

  1. основаниями предоставления услуг «по жизненным ситуациям» признаются юридические факты, которые подтверждают появление, и требующие корректив или прекращение каких-либо общественных отношений, имеющих правовые последствия;
  2. «жизненная ситуация» предполагает объединение наиболее социально значимых и массовых государственных и муниципальных услуг, способствующих наиболее полному обеспечению реализации прав и получению необходимых результатов заявителями в пределах сложившихся обстоятельств, включающая несколько типовых событий;
  3. в рамках «жизненной ситуации» возможно наличие нескольких альтернатив развития, вариантов получаемых результатов услуг;
  4. набор оказываемых услуг зависит от правового статуса заяви­теля, это физическое лицо, предприниматель, иностранный гражданин или юридическое лицо.

Аналитическая систематизированная деятельность к переходу предоставления услуг в рамках «жизненных ситуаций» в субъектах Российской Федерации фактически началась только в 2015 году. Первые попытки реализовать предоставления комплекса услуг были на Едином портале госуслуг, но по настоящее время заявитель может только ознакомиться с перечнем услуг в рамках своей «жизненной ситуации». Следующий шаг совершенствования оказания комплексов государственных и муниципальных услуг был направлен на развитие способов взаимодействия гражданина и государства через многофунк­циональные центры.

В целях обеспечения нормативно-правового регулирования оказа­ния услуг по «жизненным ситуациям» распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 года № 260-р был утвер­жден перечень из 30 федеральных услуг, предоставляемых в рамках комплексного запроса. Предполагается, что данная мера обеспечит повышение качества предоставления государственных услуг, а именно получение услуг в «одном окне», в том числе по принципу экстерриториальности.

С 1 марта 2018 года вступила в силу норма Федерального закона № 210-ФЗ, в соответствии с которой заявление в МФЦ подается один раз, второе обращение – получение результата, многофункциональный центр может самостоятельно составить от имени заявителя и направить заявление в соответствующие органы власти в соответствии с комп­лексным запросом. Однократное обращение за услугами позволит сократить временные и финансовые затраты граждан.

При обращении в МФЦ за получением услуг в связи со сложившейся жизненной ситуацией заявитель представит только один комплект документов и одно заявление в форме заполнения комплексного заявления, который предполагает получение двух и более услуг. В соответствии с частью 13 статьи 15.1 № 210-ФЗ в комплексный запрос могут входить услуги, не связанные между собой жизненной ситуацией и не входящие в типовые составы взаимосвязанных услуг, в любом количестве. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации № 412 закреплен ряд положений и норм, определяющих порядок взаимодействия работников МФЦ и заявителей. Текущая ситуация в большинстве многофункциональных центров показывает невозможность предоставления услуг на этих условиях. Реализация услуг по «жизненным ситуациям» некоторыми многофунк­циональными центрами считается реализованной при наличии в перечне услуг, предоставляемых через МФЦ, всех возможных услуг, которые могут быть в той или иной жизненной ситуации. При этом комплексный запрос до сих пор не реализован, т. к. ни один регламент исполнительного органа власти федерального, регионального или муни­ципального уровня не содержит норм, в которых комплексный запрос от МФЦ будет являться основанием предоставления услуги.

Обобщая вышеизложенные нормотворческие новеллы и сущест­вующие в научной литературе мнения относительно предоставления госуслуг по «жизненным ситуациям», а также сопоставив с практи­ческими мероприятиями по совершенствованию сервисов многофункцио­нальных центров, следует ряд выводов.

Во-первых, в настоящее время в РФ отсутствует единое пони­мание понятия «жизненная ситуация» и подходов их формирования. В научной литературе и официальных источниках встречается несколько определений данного понятия. На официальных сайтах многофункциональных центров наиболее распространенным является определение жизненной ситуации как определённого набора государственных и муниципальных услуг, комплекса мер поддержки и социальных гарантий, который способен предоставить результат по совокупности требований заявителя, не выделяя отдельные части, отсылающие человека в различные ведомства.

Во-вторых, проблема, с которой столкнулись публично-правовые образования - это определение перечня жизненных ситуаций и содержа­щихся в них государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний момент единого перечня не существует как на федеральном уровне, так и на региональном.

Для обеспечения качества и повышения эффективности орга­низации предоставления услуг необходимо провести теоретические разработки в части формирования перечней услуг, входящих в конкретную «жизненную ситуацию». Услуги, формирующие такие комплексы должны соответствовать ряду требований, но прежде всего основанием для предоставления комплексной услуги должен быть юри­дический факт, подтверждающий эту «жизненную ситуацию». В связи с этим в нормативные-правовые акты необходимо вносить правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках ряда основных жизненных ситуаций, обеспечивающих возможность оказываться услуги на основании комплексного запроса от МФЦ, т. е. актуализировать адми­нистративные регламенты государственных и муниципальных услуг.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
  2. Административная реформа в Российской Федерации: основные этапы реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – 2006. – № 22(310). – С. 4–12.
  3. Доклад заместителя директора Департамента государственного регули­рования в экономике Минэкономразвития России П.С. Днепровского в рамках Международного форума «МФЦ – основа сервисного государства» в г. Липецке // Официальный сайт Минэкономразвития России URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depgosregulirineconomy/2015052951 (Дата обращения: 05.09.2018).
  4. Иванюк О.А., Китрар С.Н. Предоставление услуг по «жизненным ситуациям» – актуальное направление совершенствования системы пуб­личного управления // Административное право. - 2012.- № 2.- С. 63-69.
  5. Исаков А.Р. Государственные услуги и их классификация // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013.- № 6. - С. 91-96.
  6. Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011—2013 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р).
  7. Протокол заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области от 04.02.2014 № 1. Приложение № 8. Перечень государственных, муниципальных и иных услуг в рамках жизненных ситуаций // Официальный портал Правительства Ростовской области URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=128565#pril8 (Дата обращения: 05.09.2018).
  8. Услуги по жизненным ситуациям // «Мои Документы» - центр пре­доставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края URL: http://www.mfc22.ru/services/ (Дата обращения: 05.09.2018).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий