Статья опубликована в рамках: XII-XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 августа 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Конституционное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Важнейшим средством самоидентификации народа является язык. Наряду с традициями, духовной и материальной культурой он является главным этническим определителем.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации является русский язык (часть 1 статьи 68) [18]. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации [26].
В соответствии со своим конституционно-правовым статусом республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (часть 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации) [18]. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» [7]. В Основном законе страны также закреплено, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68) [18].
Во многих республиках в составе Российской Федерации имеются законы о государственных языках. Следует отметить, что в некоторых из них проживают представители многих национальностей, и статус государственных языков регулируется республиканскими законами по-разному: устанавливается разное количество государственных языков либо варьируется их соотношение с русским языком – от равноправия до приоритета русского языка в некоторых сферах. В связи с этим возникает также проблема взаимодействия государственного языка Российской Федерации с государственными языками республик в составе России. В языковом отношении эта проблема связана с аутентичностью текстов, опубликованных на государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик. Другой проблемой – как лингвистической, так и правовой – является разграничение статусов государственного языка и официального языка. [23, с. 57].
В научной литературе и прессе предлагаются разные варианты для обозначения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации: «общегосударственный язык», «федеральный», «общероссийский» и др. [28, с. 111].
Как отмечает Е.М. Доровских, по своему содержанию понятия «государственный язык» и «официальный язык» являются близкими, но не тождественными. Экспертами ЮНЕСКО еще в 1953 году было предложено разграничение этих понятий и выработаны их определения, согласно которым государственный язык (national language) – язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства; официальный язык (official language) – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства» [4, с. 12].
Рассмотрим, какой язык (или языки) наделяется (наделяются) статусом государственного в Конституциях некоторых республик, расположенных в различных федеральных округах Российской Федерации.
Приволжский федеральный округ:
Республика Татарстан. Согласно части 1 статьи 8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки [16];
Республика Башкортостан. Согласно статье 1 Конституции Республики Башкортостан Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки [10];
Чувашская Республика. Согласно статье 8 Конституции Чувашской Республики государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский языки [19];
Республика Марий Эл. Конституция Республики Марий Эл признает, что государственными языками Республики являются марийский (горный, луговой) и русский языки (статья 15) [15].
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия. Государственным языком в Республике Карелия согласно статье 11 Конституции Республики Карелия является русский. Установление иного государственного языка возможно на основе прямого волеизъявления ее населения, выраженного путем референдума. Народам, проживающим на территории Республики Карелия, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития [12];
Республика Коми. Государственными языками Республики Коми являются коми и русский языки. Народам, проживающим на территории республики, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 67 Конституции Республики Коми) [13].
Сибирский федеральный округ:
Республика Хакасия. Согласно статье 69 Конституции Республики Хакасия государственными языками в ней являются русский и хакасский языки. Республика Хакасия гарантирует всем национальным общностям, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития [17].
Дальневосточный федеральный округ:
Республика Саха (Якутия). Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) (статья 46) [9] и Законом Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» от 16.10.1992 № 1170-XII (статьи 4 и 5) государственными языками признаются русский язык и язык саха. При этом законодатель во исполнение конституционных прав граждан дает возможность опубликовывать нормативные правовые акты на необходимом национальном языке с целью расширения доступности закона для населения страны. В республиках это государственные языки данной республики и языки коренных малочисленных народов – эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский языки, которые признаются местными официальными языками в местах проживания этих народов и используются наравне с государственными языками на основании статьи 6 Закона [6; 27, с. 36].
Южный федеральный округ:
Республика Калмыкия. В соответствии со статьей 17 Степного уложения (Конституции) Республики Калмыкия государственными языками в Республике Калмыкия являются калмыцкий и русский языки. Калмыцкий язык является основой национального самосознания калмыцкого народа. Его возрождение, сохранение, развитие и расширение среды употребления являются приоритетными задачами органов власти Республики Калмыкия [24];
Республика Крым. В Республике Крым в соответствии с частью 1 статьи 10 Конституции Республики Крым государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский языки. В этой же статье данной Конституции предусмотрено, что статус государственных языков Республики Крым устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым [14]. Такие законы имеются во многих республиках в составе Российской Федерации: Татарстане, Башкортостане, Чувашской Республике, Бурятии, Хакасии и др. В Республике Крым до настоящего момента не принят закон о языках, регулирующий применение во всех сферах деятельности языков, признанных в республике государственными. Однако работа по его принятию ведется. 06.05.2015 Президиумом Государственного Совета Республики Крым принято Постановление № 29-1/15 «Об образовании рабочей группы по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере языковой политики в Республике Крым». Данная рабочая группа должна рассматривать поступающие законопроекты и иные нормативные правовые акты в сфере языковой политики [25, с. 12]. Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014 народам, проживающим в Республике Крым, гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а крымско-татарский язык объявляется одним из государственных языков Республики. Последнее положение нашло отражение и в Федеральном конституционном законе от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [25, с. 13].
Северо-Кавказский федеральный округ:
Республика Дагестан. Субъекты Федерации, расположенные на Северном Кавказе, – одни из самых сложных регионов для осуществления государственной национальной и языковой политики. Эта местность уникальна своим этническим многообразием. В Дагестане проживает порядка 37 народностей. Часть 1 статьи 11 Конституции Республики Дагестан устанавливает, что государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана [11]. Четырнадцать из этих языков имеют письменность (аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, русский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский), остальные языки – бесписьменные. Следовательно, фактически функционировать в качестве государственных могут только эти четырнадцать языков. При этом на уровне городских поселений численность городов сосредоточивает в себе практически все народности, проживающие в этой многоэтничной республике, в связи с чем, по некоторым исследованиям, устанавливать 37 языков народностей Дагестана государственными языками нецелесообразно [21, с. 36]. Вместе с тем в продолжение федеральной нормы в части 2 статьи 11 Конституции Республики Дагестан отражены проблемы формирования конституционно-правового института языка: «В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» [11].
Имеются различные мнения относительно статуса государственных языков в субъектах Российской Федерации. По мнению одних ученых, предоставленное республикам право устанавливать свои государственные языки может быть обусловлено лишь необходимостью вовлечения в процесс народовластия титульных народов данного субъекта Федерации, однако без юридического закрепления дефиниции указанного понятия это может привести к спорам об объеме суверенитета этих субъектов, в связи с чем предлагается давать право республикам устанавливать языки со статусом официальных, что предполагает их употребление для выполнения организационных задач и не указывает на государствообразующую роль определенного этноса [1, с. 54]. По мнению других ученых, использование в Российской Федерации языков республик как государственных наряду с русским обеспечивает реализацию принципов федерализма в языковой сфере и позволяет говорить об их политической консолидирующей функции в рамках единого Российского государства [2, с. 31].
Исследователями отмечается, что при установлении государственного языка республики необходимо понимать, что это должен быть язык, который уже успешно функционирует в обществе, употребляется в рамках соответствующей территории, язык, на котором власть сможет вести диалог с каждым гражданином в отдельности и с населением вообще. [21, с. 72]. Поэтому фактическое конституционное равноправие языков представляется недостижимым. Языковое равноправие должно быть обеспечено путем установления равного правового статуса для субъектов национально-языковых отношений, а также путем обеспечения равных возможностей для осуществления их законных интересов. А установление статуса государственного для того или иного языка не является привилегией того или иного народа [21, с. 73]
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые общие выводы относительно статуса государственных языков республик в составе Российской Федерации.
Исследование некоторых республиканских законов, регулирующих статус государственных языков позволило выявить, что в большинстве из них провозглашаются два государственных языка: русский язык и язык самоопределившегося народа, давшего название республике.
В российском законодательстве нет четкого разграничения для таких понятий, как «государственный язык Российской Федерации», «государственные языки республик», «официальные языки». Присутствует только размытая формулировка в законодательстве, что позволяет республикам в своих Конституциях фактически уравнивать в статусе государственный язык Российской Федерации и государственные языки республик. Республика выступает в качестве государственно-правовой формы самоопределения народа. Обретенная государственность на протяжении десятилетий является доминирующим и эффективным фактором развития этносов. Республики в пределах своих полномочий защищают языковые и культурные права титульных народов посредством принятия специальных законов, государственных программ, создания министерств по национальным вопросам.
Однако статус государственных языков республик в составе Российской Федерации нельзя рассматривать в отрыве от статуса общефедерального государственного языка, каковым является русский язык. Государственный язык – это язык, выполняющий интеграционную, консолидирующую функцию в рамках единого государства в политической, социально-экономической и культурных сферах, выступающий в качестве одного из символов данного государства [1, с. 53].
В настоящее время государственная языковая политика в России направлена на сохранение и развитие национальных языков и культур населяющих их народов и, соответственно, на сохранение культурного многообразия.
Список литературы:
- Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. – 2006. – № 3. С. 53–59.
- Гунаев Е.А. Государственный язык республики – субъекта Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса (на примере Республики Калмыкия) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2008. – № 1. – С. 26–32.
- Гучигов Т.Х. Статус государственных языков в республиках Северо-Кавказского федерального округа // Вестник ВГУ. Серия: Право. – 2013– № 2. – С. 94–101.
- Доровских Е.М. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык» // Журнал российского права. – 2007. – № 12. С. 8–20.
- Закон Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 № 1170-XII «О языках в Республике Саха» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/26756103/ (дата обращения 13.08.2018).
- Закон Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/8102506/ (дата обращения 13.08.2018).
- Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15524/ (дата обращения 13.08.2018).
- Каримов А.С. Конституционно-правовой статус языков в субъектах Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. – Уфа, 2014. – 201 с.
- Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_saha/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_bashkor/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_dagest/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Карелия (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_karel/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Коми от 17.02.1994 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_komi/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_krim/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Марий Эл (принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24.06.1995) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_mariy/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_tatar/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25.05.1995) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_hakas/chapter/e3b4936b9aad06dabb2a6618c97197da/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (с поправками) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения 13.08.2018).
- Конституция Чувашской Республики (принята Государственным Советом Чувашской Республики 30.11.2000) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ region/cons_chuvash/ (дата обращения 13.08.2018).
- Кряжков В.А. Конституционно-правовые статусы финно-угорских народов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 5. С. 24–32.
- Курбанова З.М. К вопросу об определении конституционно-правового статуса государственных языков республик (в контексте национально-языкового регулирования в Республике Дагестан) // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 4. – С. 70–73.
- Любимов Н.А. Конституционно-правовой институт языка: проблемы формирования // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 2004. № 2. С. 27–28.
- Руднев Д.В., Садова Т.С. Русский язык как государственный и современный русский литературный язык (в аспекте реализации Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации») // Журнал российского права. – 2017. – № 2. – С. 56–66.
- Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 05.04.1994 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/region/cons_kalmik/ (дата обращения 13.08.2018).
- Таева Н.Е. Реализация принципа равноправия и самоопределения народов в Республике Крым и Севастополе // Lex russica. – 2017. – № 2. – С. 9–16.
- Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (в ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/ (дата обращения 13.08.2018).
- Шайдулина Р.М. Проблемы реализации конституционных прав граждан на ознакомление с нормативными правовыми актами на национальных языках // Конституционное и муниципальное право. – 2017. – № 8. – С. 35–38.
- Янускина В.В. Конституционно-правовой статус русского языка и его роль в формировании и развитии российской государственности: монография. – М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. – 244 с.
дипломов
Оставить комментарий