Статья опубликована в рамках: XCIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2025 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Информационное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ КРИПТОВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES AS A DRIVER FOR THE DEVELOPMENT OF CRYPTOCURRENCY REGULATION IN RUSSIA
Dmitry Chernikov
Postgraduate Student, Non-State Educational Private Institution of Higher Education «Synergy University»
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации финансовых рынков государственное регулирование криптовалют становится ключевым направлением правовой политики. Одним из наиболее перспективных инструментов адаптации правовой системы к инновационным реалиям выступают экспериментальные правовые режимы, обеспечивающие гибкость и адаптивность законодательства. Недавняя инициатива Банка России о введении нового экспериментального правового режима для сделок с криптовалютой в России свидетельствует о признании криптовалют как значимого финансового феномена, требующего апробации в контролируемых условиях. Расширение применения экспериментальных правовых режимов на отдельные субъекты Российской Федерации и отрасли экономики может стать эффективной стратегией поэтапной интеграции криптовалют в правовую систему.
ABSTRACT
Amid the rapid advancement of digital technologies and the transformation of financial markets, state regulation of cryptocurrencies has become a key focus of legal policy. One of the most promising tools for adapting the legal system to innovative realities is the experimental legal regime (ELR), which ensures flexibility and adaptability of legislation. The recent initiative of the Bank of Russia to introduce a new ELR for cryptocurrency transactions in Russia reflects the recognition of cryptocurrencies as a significant financial phenomenon that requires testing in a controlled legal environment. Expanding the application of experimental legal regimes to individual regions of the Russian Federation and specific sectors of the economy may serve as an effective strategy for the gradual integration of cryptocurrencies into the legal system.
Ключевые слова: цифровая валюта; криптовалюта; цифровые финансовые активы; экспериментальный правовой режим; средство платежа; цифровизация.
Keywords: digital currency; cryptocurrency; digital financial assets; experimental legal regime; means of payment; digitalization.
Появление и распространение криптовалют как нового финансового инструмента стало вызовом для традиционного правового регулирования. В условиях цифровизации экономики государствам приходится искать баланс между инновационным развитием и защитой финансовой стабильности.
В России ключевым нормативным барьером для легализации криптовалют выступает прямой запрет на использование в качестве встречного представления за товары, работы и услуги, закреплённый в статье 14 Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.07.2020 г. №259-ФЗ). [5] Однако в контексте развития правовой системы такой запрет не является абсолютным препятствием. Действующий Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.07.2020 г. №258-ФЗ) предоставляет возможности для временного отступления от общего регулирования в целях апробации инновационных механизмов, в том числе – расчетов в цифровой валюте. [6]
Предложение Банка России от марта 2025 года по введению нового экспериментального правового режима (далее – ЭПР) для квалифицированных инвесторов демонстрирует постепенную трансформацию подхода к криптовалюте: от полного непризнания к выборочной институционализации в условиях управляемого правового эксперимента. [3] Вместе с тем, дальнейшее развитие требует более смелых шагов – в частности, разработки отраслевых или территориальных ЭПР, ориентированных на тестирование криптовалют в качестве средства платежа в определённых секторах экономики или в отдельных субъектах Российской Федерации. Такая стратегия соответствует целям, установленным в статье 3 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ: расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг, развитие конкуренции, повышение эффективности государственного управления, совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима [6]. Исследование исходит из гипотезы, что ЭПР представляют собой оптимальный правовой инструмент для переходного регулирования криптовалют, позволяющий выработать сбалансированные подходы к их легализации.
Российское законодательство на текущем этапе демонстрирует противоречивый подход к правовому статусу криптовалют. С одной стороны, в статье 14 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ однозначно запрещается использовать цифровую валюту в качестве средства платежа на территории Российской Федерации. Так, согласно указанной норме, резиденты Российской Федерации «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)». [5] С другой стороны, в самой дефиниции цифровой валюты (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 г. №259-ФЗ) указывается, что она «предлагается и (или) может быть принята в качестве средства платежа», что свидетельствует о признании её функциональной роли в экономическом обороте и иллюстрирует компромиссный характер нормативного подхода. Более того на уровне налогового регулирования цифровая валюта уже рассматривается как объект имущественных отношений, что подчеркивает компромиссный характер правового подхода и сохраняющуюся неопределенность её правовой природы в системе правового регулирования. [4]
Научная дискуссия по поводу сущности криптовалюты подтверждает неоднозначность её гражданско-правового режима. В частности, в исследовании М.А. Волковой и И.Н. Букаевой, акцентируется внимание на правовой уникальности криптовалюты: «в действующем законодательстве нет таких категорий объектов гражданских прав, которые в полной мере соответствовали признакам цифровой валюты, и к которым ее можно было бы безоговорочно отнести». [1] Авторы справедливо указывают внесения соответствующих изменений в статью 128 ГК РФ. [2] Такая позиция логично вытекает из признания криптовалюты цифровым объектом с высокой степенью абстрактности, существующим исключительно в цифровой среде и не предполагающим наличия конкретного обязанных субъектов.
В условиях правовой неопределённости и отсутствия комплексной правовой доктрины внедрение экспериментальных правовых режимов становится единственным институционально обоснованным механизмом апробации криптовалютных решений. Такой подход будет отвечать ключевым целям статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ – повышение эффективности государственного регулирования, а также совершенствование правового регулирования по итогам эксперимента. [6] Применительно к сфере криптовалют, это означает возможность формирования апробирования использования цифровой валюты в расчетах на ограниченной территории, в конкретных отраслях или с участием определённых субъектов с последующим масштабированием опыта.
В марте 2025 года Банк России официально направил в Правительство Российской Федерации концепцию нового экспериментального правового режима для операций с криптовалютой, что становится значимым шагом в трансформации государственной политики в данной сфере. Согласно опубликованной 12 марта информации, в ближайшее время планируется запуск ЭПР сроком на три года, в рамках которого совершение сделок с цифровой валютой будет разрешено строго ограниченному кругу «особо квалифицированных» инвесторов – физических и юридических лиц, соответствующих высоким требованиям по объему активов или доходов. [3] Эта инициатива подтверждает готовность регулятора переходить от исключительно запретительной модели к контролируемому правовому эксперименту с участием экономически устойчивых субъектов, а также стремление регулятора к контролируемой легализации.
Следующим логическим шагом в развитии криптовалютного регулирования должно стать расширение сферы применения ЭПР. Речь идет о возможности принятия отраслевых и территориальных экспериментальных правовых режимов, направленных на апробацию использования цифровой валюты как средства платежа для физических и юридических лиц – резидентов Российской Федерации. Такие пилотные проекты могут быть реализованы, например, в сфере маркетплейсов или интернет-услуг, но при условии, что будет устранен запрет, установленный статьей 14 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ. [5] Для этого потребуется либо временное исключение действия данной статьи в рамках специального регулирования (что прямо допускается статьей 1.1 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ), либо внесение точечных изменений в сам федеральный закон. [5]
ЭПР представляют собой правовую форму, позволяющую на практике протестировать правовые и экономические последствия допущения криптовалют к расчетным операциям без разрушения существующего нормативного баланса. Формирование экспериментальной нормативной базы может служить основой для последующего институционального признания криптовалют в качестве законного средства расчетов в условиях стабильной нормативной среды.
В таких условиях экспериментальные правовые режимы будут выступать в качестве эффективного института «регуляторной отладки» – инструмента, позволяющего протестировать криптовалютные механизмы в контролируемой среде, ограниченной по субъектному и территориальному признаку. Инициатива Банка России от 2025 года открывает возможности для системной апробации сделок с цифровыми валютами, формирования стандартов и оценки рисков до внесения изменений в общее регулирование.
Таким образом, использование ЭПР для полноценной апробации внедрения криптовалют в Российское право может стать не просто инструментом тестирования, но механизмом выработки новых устойчивый регуляторных отечественных и мировых стандартов, в условиях глобальной цифровой трансформации права.
Список литературы:
- Волкова М.А., Букаева И.Н. Цифровая валюта в системе объектов правоотношений [Электронный ресурс] // Право и политика. 2025. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-valyuta-v-sisteme-obektov-pravootnosheniy (дата обращения: 08.04.2025).
- Гражданский кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (дата обращения: 02.04.2025).
- Новый экспериментальный режим для сделок с криптовалютами. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/press/event/?id=23448 (дата обращения: 09.04.2025).
- Федеральный закон от 29.11.2024 № 418-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491749/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7 (дата обращения: 09.04.2025).
- Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358753 (дата обращения: 06.04.2025).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358738/ (дата обращения: 09.04.2025).
дипломов
Оставить комментарий