Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 28 мая 2018 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Предпринимательское право и правовые основы банкротства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Никифорова Д.С. КОМПЕНСАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО СОГЛАШЕНИЯ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. № 5(10). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 117-120.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОМПЕНСАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО СОГЛАШЕНИЯ

Никифорова Дэйзина Степановна

студент Института магистратуры Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

РФ, г. Москва

Институт акционерных соглашений на протяжении последних лет является предметом значительного законодательного реформирования, что привело к возрастанию в российском праве роли данного согла­шения, как формы установления обязательственных и корпоративных отношений между участниками непубличных акционерных обществ. Заключая акционерное соглашение, стороны преследуют цель урегули­ровать свои отношения по вопросам, связанным с участием в обществе и реализацией прав на акции в уставном капитале общества, экономи­чески и организационно наиболее эффективным для них образом. Рассматриваемый институт является в мировой практике действенным инструментом регулирования порядка осуществления прав участников корпоративных правоотношений.

Значимость института акционерных соглашений в регулировании общественных отношений, связанных с осуществлением управления акционерным обществом, зависит от применения мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, выте­кающих из акционерного соглашения. Основанием ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, выте­кающих из акционерного соглашения, как и в любых договорных обязательствах, выступает сам факт нарушения этих обязанностей.

В пункте 7 статьи 32.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» установлено, что акционерным соглашением могут быть предусмотрены меры гражданско-правовой ответственности за неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В частности, такие как возмещения причиненных нарушением соглашения убытков, взыскания неустойки (штрафа, пеней), выплаты компенсации (твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в акционерном соглашении). Стоит отметить, что перечень мер ответственности является открытым.

Эффективность компенсации в отличие от меры ответственности как неустойка доказывается тем, что в большей вероятности не будет снижен ее размер. Применительно к этому можно отметить позицию А.И. Масляева о том, что «…размер компенсации, установленный при заключении соглашения, не может быть уменьшен (как при неустойке) по правилам ст. 333 ГК РФ, так как в указанной статье установлены положения исключительно об уменьшении неустойки» [5, с. 145]. К тому же, на наш взгляд, уменьшение размера компенсации по аналогии с неустойкой невозможна, в силу того, что стороны сами, оценивая возможные потери, устанавливают ее размер. Например, это актуально в случаях, когда сложно объективно вычислить денежную сумму, причитающейся к выплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных конкретных условий акционерного соглашения. Таким образом, можно предположить, что в отсутствии законода­тельного основания для уменьшения компенсации снижается риск неполучения возмещения за неисполнение или ненадлежащее испол­нение обязательств по акционерному соглашению. Данное положение подтверждается судебной практикой [1]. Для полного исключения указанного риска предлагаем законодательно предусмотреть правило о недопустимости уменьшения судом размера установленной в акцио­нерном соглашении компенсации, за некоторыми исключениями, такими, как: а) случаи, когда будет доказано несоответствие размера компенсации неблагоприятным последствиям; б) установлено недобросовестное осуществление права требовать ее уплаты в таком размере.

Интересной является мнение В.А. Микрюкова о дифференциро­ванном подходе судов в зависимости от характера компенсации. Так, данный автор считает, что если усматривать в предусмотренной акционерами компенсации денежную сущность, то при уменьшении судом ее размера аналогично неустойке должна допускаться лишь в исключительных случаях (если будет доказано, что предусмотренный договором размер компенсации может привести к получению креди­тором необоснованной выгоды). А в случае, если из обстоятельств конкретного дела последует, что установленный в акционерном соглашении на случай его нарушения денежная компенсация нацелена на полное восстановление имущественной сферы потерпевшего, невозможно уменьшение судом размера компенсации [6, с. 41-42].

М.И. Иноземцев в своей диссертационной работе, проводя аналогию между компенсацией как мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по акционерному соглашению и компенсацией в сфере защиты интеллектуальной собственности, считает, что в связи со сложностью доказывания убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из акционерных соглашений, как и в сфере защиты интеллектуальной собственности, должно служить обстоятельством того, что для компенсации убытков достаточно доказывания факта право­нару­шения. И ссылается на судебную практику подтверждающую его позицию [4, с. 116-117]. Здесь стоит отметить, что Постановлением КС РФ от 13 декабря 2016 г. № 28 – П признана возможность суда снижать размер компенсации ниже минимального предела, установ­ленного законом, в отношении нарушений интеллектуальных прав. То есть возникает опять же риск. В связи с этим предлагаем законо­дательно установить в акционерном законодательстве о достаточности доказывания факта правонарушения для привлечения виновной стороны к ответственности.

Одним из положительных черт компенсации как меры ответствен­ности является то, что она может применяться наряду с иными мерами ответственности. Так, пунктом 3 статьи 65.2 ГК РФ установлена аналогичная этому возможность: «...участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения ему убытков за счёт лиц, виновных в утрате доли». По этому поводу Т.В. Грибкова пишет, что компенсация может приме­няться наряду со взысканием убытков и неустойкой [3, с.10].

Таким образом, если в дальнейшем будут учтены указанные в настоящей статье предложения по совершенствованию законодательства, эффективность компенсации как меры ответственности за нарушения акционерных соглашений еще больше повыситься.

 

Список литературы:

  1. Постановления Президиума ВАС РФ от 4 февраля 2014 г. № 9189/13 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2014. – № 5.
  2. Решение Арбитражного суда Приморского края от 18 декабря 2012 г. по делу № А51-22505/2012 между «KAO Corporation» и ООО «Маркос»; Постановление Пятого арбитражного апелляционного судом от 4 марта 2013 г. № 05АП-1052/13 по делу № А51-22505/2012; Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 июня 2013 г. № Ф03-1898/13 по делу № А51-22505/2012 // [Эл-ресурс]: Официальный сайт федеральных арбитражных судов РФ – my.arbitr.ru.
  3. Грибкова Т.В. Акционерные соглашения как средство правового регули­рования корпоративных отношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: защищена 27.09.2011 / Грибкова Татьяна Викторовна; Российская Академия народного хоз-ва и гос. службы. – М., 2011. – 10 с.
  4. Иноземцев М.И. Ответственность сторон за нарушение акционерного соглашения по праву России и зарубежных государств: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: защищена 25.05.2017 / Иноземцев Максим Игоревич; МГИМО МИД РФ. – М., 2017. – 116-117 с.
  5. Масляев А.И. Акционерное соглашение в международном частном праве: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Алексей Иванович Масляев; РГБ. – М., 2010. – 145 с.
  6. Микрюков В.А. Аналогия в механизме определения размера компенсации за нарушение акционерного соглашения // Законодательство и экономика. – 2016. – № 4. – 41-42 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий