Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Гражданское, жилищное и семейное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ
Тема коррупции в настоящее время является достаточно актуальной. Она фигурирует во многих новостных летах, а сюжеты в программах передач о задержании лиц, занимающих государственные должности за получение взятки набирают популярность. Коррупция – это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества [1]. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юридического лица. Тема коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее – государственных закупок) наиболее актуальна, так как данное направление экономической деятельности в России появилось не так давно, а сформировалось и получило законодательное закрепление лишь вначале XXI века. Это связано, в первую очередь, с историческими причинами развития событий в России и, как следствие, с появлением частной собственности.
К числу самых распространенных коррупционных схем можно отнести:
- направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников госзакупок;
- установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком – участником мошеннической схемы;
- установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
- установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т. д.);
- некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.);
- толкование критериев оценки поставщиков в пользу заинтересованных лиц и т. д.
Данный перечень схем, разумеется, не является исчерпывающим. Суть каждой из них состоит в том, что участвующий в сговоре недобросовестный поставщик всегда извещен, каковы параметры госзакупки на самом деле. Для предотвращения распространения подобных схем была изменена законодательная база, а именно признание утратившим силу закона «О размещении заказов на поставки товаров» от 21.07.2005 № 94-ФЗ и принятие вместо него новых – «О контрактной системе» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и «О закупках товаров» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, прежде всего, направлена на минимизацию возможности использования коррупционных схем в сфере госзакупок.
Законодательное закрепление положений, регулирующих деятельность заказчиков и участников в сфере государственных закупок в России еще не совершенно. Вследствие этого, в данном направлении совершаются действия не законного характера. Законодатель многими способами старается предотвратить нарушение закона в данной сфере, однако это удается далеко не всегда. В последнее время участились случаи выявления нарушения законодательства в сфере государственных закупок. Чаще всего, закон нарушается поставщиками. Путем дачи взятки они стремятся «договориться» с заказчиком о заключении государственного контракта именно с ними. Были случаи, когда заказчики шли на сговор с наиболее выгодным именно им участником закупок. Подобные истории были и в Саратовской области. Всем известен случай, который получил широкое освещение в прессе в начале 2017 года, связанный с государственными закупками министерства образования. В 2012-2013 годах в рамках реализации программы модернизации образования осуществлялись закупки и поставки интерактивных досок в школы региона. Финансировалась программа из федерального и областного бюджетов - всего Саратовская область получила около двух миллиардов рублей. По данным источников, в образовательные учреждения поступил дешевый контрабандный товар из Китая, который по документам проходил как оборудование оригинального производства по цене в среднем 150 тысяч рублей за одну интерактивную доску. «Разоблачен сговор чиновников министерства с поставщиками продукции. Фактически в школы поставлялся контрафакт по цене оригинала. Разницу участники коррупционной схемы делили между собой», - отметил один из источников [6].
Большая часть досок закупалась централизованно - через министерство образования, остальными закупками занимались муниципальные районы.
«Следователи УФСБ, в частности, заинтересовались деятельностью бывшего заместителя министра образования Надежды Рукан, которая до своей отставки в июне 2013 года курировала в ведомстве систему общего образования» [6].
Оба источника сообщили о том, что возбуждено уголовное дело, а министр Марина Епифанова (возглавляет ведомство с апреля 2012 года) находится под подпиской о невыезде [2].
Часто появляется информация подобного рода на сайтах, освещающих жизнь в Саратове, таких как «Взгляд инфо» и «Лица губернии», о махинациях в сфере закупок и недовольстве граждан по поводу приобретения товаров для нужд Правительства Саратовской области за, по их мнению, большие деньги. Например, в сентябре 2016 года на сайте «Взгляд инфо» фигурировал такой заголовок статьи: «На цветы для торжеств в правительстве потратят 300 тысяч рублей» [6].
Однако, в Саратовской области один из самых низких уровней коррупции по всей России. В 2016 году на одном из сайтов был опубликован рейтинг организации «Безопасное отечество», посвященный уровню коррупции в сфере государственных закупок. В данном рейтинге Саратов занимает 76 позицию из 84. Это очень хороший показатель, считает Станислав Кошелев, директор «Государственного агентства по централизации закупок» [6]. Этому способствовала, в первую очередь, учреждению данного агентства, деятельность которого направлена на анализ предмета закупок и установление более реальной начальной максимальной цены. В других регионах России подобной практики не было.
С 7 по 8 апреля 2016 года Саратовское УФАС России совместно с ФАС России, Правительством Саратовской области, РАНХиГС и Поволжским институтом управления имени П.А. Столыпина проводился межрегиональный семинар-совещание «Реализация законодательства о закупках как инструмент противодействия коррупции». На семинаре обсуждались основные проблемы данной сферы. Например, руководитель Саратовского УФАС России Людмила Борисова отметила в своем выступлении, как "неслучайные ошибки" заказчиков при составлении документации приводят к ограничению круга участников закупки. Она привела примеры из практики Управления, которые демонстрируют, что устранение этих нарушений приводит к серьезной экономии бюджетных средств при осуществлении закупки [6].
В целом, семинар-совещание посвящен обсуждению вопросов реализации и совершенствованию законодательства о контрактной системе, а также проблемам правоприменения и противодействия коррупции. Подобные мероприятия будут проводить ежегодно, с целью выявления и устранения наиболее часто встречаемых случаев махинаций в сферах государственных закупок.
Таким образом, можно сделать следующие заключения:
1. В настоящее время ведется активная пропаганда со стороны государства, направленная на устранение коррупции в сфере государственных закупок. Практически все федеральные ведомства в настоящий момент имеют собственные регламенты, содержащие перечни мер по противодействию коррупции. Кроме того, субъекты РФ также разрабатывают свои программы, цель которых – предупреждение действий коррупционной направленности в сфере госзакупок.
Существует ряд методических рекомендаций, направленных на профилактику коррупционных действий со стороны госслужащих, например «Реализация профилактических мероприятий подразделениями кадровых служб федеральных госорганов», «Организация антикоррупционного обучения», «Обеспечение соблюдения федеральными госслужащими ограничений и запретов».
2. Контролирующие органы в сфере государственных закупок совершенствуют законодательную базу и проводят плановые и внеплановые проверки с целью обнаружения нарушений законодательства в государственных закупка.
Итак, коррупционные действия — отдельная группа правонарушений в сфере госзакупок, отличительной чертой которых является нацеленность должностного лица на получение личной выгоды за противоправные умышленные действия/бездействие с использованием своего служебного положения в интересах лица, обещающего соответствующее вознаграждение. Нормативная правовая база, на которой основывается антикоррупционная политика государства в сфере госзакупок, не ограничивается только федеральными законами, наряду с ними названной цели служат и многочисленные подзаконные акты и другие меры государства.
Список литературы:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2017 г) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52. Ст. 6228; 2017. № 58. Ст. 5698.
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3051; 2013. № 48. Ст. 5489.
- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СЗ РФ. 2011. № 41. Ст. 3541; 2017. № 48. Ст. 2636.
- Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652; 2017. № 27. Ст. 2501.
- Статья об ограничении конкуренции в государственных закупках // RusЮрист. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: thttp://rusjurist.ru (Дата обращения: 11.12.2017 г.).
- Интервью с представителем государственного заказчика // «Взгляд Инфо». // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vzsar.ru (Дата обращения: 15.12.2017 г.).
дипломов
Оставить комментарий