Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 29 января 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: История государства и права России и зарубежных стран
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (1801-1824 гг.)
ТНЕ HIGHER EDUCATION IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE INTERNATIONAL COOPERATION (1801-1824)
Igor Kiselev
teacher, Omsk legal Academy,
Russia, Omsk
Elizabeth Kurdybakha
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Vlada Shokhina
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Yulia Kaygorodova
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Yana Zhunayeva
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Vitaly Romaniuk
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Tatyana Nelupenko
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Maria Smirnova
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Tatyana Tukachyova
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
Valeria Moskalenko
student, Omsk legal college,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные вехи правового регулирования высшего образования в России. Рассматривается правовое положение отдельных императорских университетов. Освещаются отдельные особенности образовательного процесса данных университетов в свете международного сотрудничества.
ABSTRACT
In article the main milestones of legal regulation of the higher education in Russia are considered. The legal status of the separate imperial universities is considered. Separate features of educational process of data of the universities in the light of the international cooperation are covered.
Ключевые слова: высшее образование, правовое регулирование, международное сотрудничество.
Keywords: the higher education, legal regulation, international cooperation.
Вошедший в 1801 г. на престол Александр I поставил задачу преобразования высшей школы. Указом императора Александра I от 22 марта 1801 г. разрешалось свободно пересекать государственную границу Империи российским и иностранным студентам [5, С. 522‑524].
Указом Императора Александра I от 31 марта 1801 г. был отменен запрет бывшего Императора Павла I на ввоз иностранной литературы и нот [5, С. 529]. Указом императора Александра I от 9 февраля 1802 г. была ликвидирована цензура и были открыты вольные типографии [6, C. 39-40]. Был заявлен курс на создание новых университетов. Указом императора Александра I от 12 декабря 1802 г. «Для Императорского Университета в Дерпте» открывается университет в Дерпте. Он был создан для обучения российских студентов, проживающих в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Студенты имели право получать дипломы и степени европейского образца, которые признавались в иностранных университетах. Университет наделялся полномочиями на выдачу соответствующих дипломов и степеней. Вводилась университетская цензура, в соответствии с которой органы управления университета самостоятельно определяли качество и количество иностранной литературы необходимой для обучения [6, C. 394-397].
Дерптский университет был образован по примеру немецких университетов (пр. Геттингенского и Лейпцигского) [2]. Он имел 4 факультета: богословский, медицинский, философский и юридический. Преподавание в Дерптском университет велось на русском и немецком языках. Стоит отметить, что количество иностранных студентов в Дерптском университете насчитывало около 600 студентов. 80 % из них были студенты из Германии [4]. В 1810-1815 гг. 14 российских диплома Дерптского университета были признаны в Геттингенском университете [8].
В 1804 г. свои грамоты об университетах получили вузы Казани и Харькова. В соответствии с утвердительными Грамотами Казанского, Московского и Харьковского императорских университетов от 5 ноября 1804 г. нововведением было наделение полномочиями указанные университеты по использованию не только иностранной литературы, но и любых других материальных академических предметов (лабораторные инструменты, машины, художественные вещи). Их разрешалось провозить беспошлинно морем и сушей. Академические предметы иностранных преподавателей не облагались таможенной пошлиной, если их рыночная стоимость не превышала 3000 рублей. Вводилась университетская цензура, в соответствии с которой органы управления университета самостоятельно определяли качество и количество иностранной литературы необходимой для обучения. В Грамоте Московского императорского университета было указано, что в сотрудничестве с западными университетами Московский университет извлекает пользу, поэтому его деятельность должна была быть направлена на привлечение иностранных профессоров.
Географическое расположение, а также контингент студентов предопределили в дальнейшем европейский путь международного сотрудничества Харьковского университета. Традиционным для данного вуза было преподавание медицинских и биологических дисциплин преимущественно немецкими профессорами. В связи с этим, на занятиях все иностранные преподаватели (И.Б. Шад, Л.К. Якоб, М.Х. Пильгер, И.В. Гут и др.) читали лекции на латыни [1]. В соответствии с указом правительствующего Сената от 30 мая 1824 г. «Об устроении всех медицинских заведений при Харьковском университете» в Харьковском университете было обустроены медицинские кабинеты, аптеки, клиники с разными отделениями, анатомический театр, лаборатории и залы для лекций [3, С. 181 – 182].
Иная ситуация сложилась в Казанском университете. После его основания руководство вуза принимает ряд шагов направленных на развитие международных образовательных контактов. Внимание к изучению стран средней и южной Азии в университете было своеобразным отражением внешней политики Российской Империи в отношении европейских стран, а также необходимость освоения значительных территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока, что было продиктовано уже задачами во внутренней политике. В университете российским студентам преподавали Арабскую, Армянскую, Китайскую, Монгольскую, Персидскую и Турецкую культуры. Знаменитым иностранным преподавателем восточных культур был немецкий востоковед- арабист Христиан Френ, который в дальнейшем преподавал в Петербургской императорской академии наук. Шесть преподавателей из Турции читали лекции и вели семинары. Широкое международное сотрудничество Казанского университета со странами Азии и Ближнего Востока освещалось в европейских научных журналах, которые отмечали, что Казанский университет, по степени глубины изучения востоковедения, занимает ведущее место среди вузов всего европейского континента. Во время правления Александра I иностранные профессора обучали российских студентов зоологии, математике, физике, химии и многим другим наукам. Знаменитыми преподавателями в то время были Мартин Бартельс, Шторль, Яков Белен де Баллю, Карл Фукс и другие [7].
Открытие в 1816 г. в Петербурге главного педагогического института сопровождалось государственной поддержкой развития международного сотрудничества данного вуза. В соответствии с Постановлениями Министерства народного просвещения от 9 июня 1816 г. «Об отправлении в Англию студентов главного педагогического института для изучения методы Ланкестера» за государственный счёт 5 студентов были отправлены на учёбу в Лондон [3, C. 81]. Согласно докладу Министерства народного просвещения от 23 декабря 1816 г. «О новом образовании главного педагогического института» была предусмотрена покупка библиотеки немецкого философа, профессора Г.О. Тиксена [3, C. 81-82].
Таким образом, в период с 1801 по 1824 гг. расширялось географическое расположение российских вузов, увеличивались направления международного сотрудничества российских вузов, совершенствовались полномочия университетов в целях применения условий международного сотрудничества и закреплялись государственные гарантии для иностранных преподавателей. Российские студенты продолжали обучение в основном в немецких университетах. В новых российских университетах: Дерптском, Харьковском и Казанском обучались иностранные студенты. В указанных 3 российских вузах совокупное количество иностранной литературы составляло 13000 экземпляров.
Список литературы:
- Дьяченко Н.Т. Улицы и площади Харькова. - 2-е, испр. и доп.-Харьков: Прапор, 1966. 271 c.
- Мартинсон Э.Э. История основания Тартуского (бывшего Дерптского-Юрьевского) университета. Л., 1954. 192 c.
- Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803 – 1864. СПб. 594 c.
- Петухов Е.В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский, университет за сто лет его существования (1802-1902): Ист. очерк: Т. 1: Первый и второй периоды (1802-1865). - Юрьев, 1902. 605 с.
- Полное собрание законов Российской Империи. Собрание (1649‑1825): Том 26 (1800 - 1801): Законы (19241 - 20098). 873 с.
- Полное собрание законов Российской Империи. Собрание (1649‑1825): Том 27 (1802 - 1803): Законы (20099 - 21111). 1120 с.
- Феофанов А.М. Профессора-иностранцы в российских университетах во второй половине XVIII-первой половины XIX века. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. № 8, 2011. С. 186-195.
- Tamul V. Die Dörptsche Universität – Landes-oder Reichsuniversität Zum Verhältnis von Deutschbalten, Stadt und Universität im 19. Jahrhundert // Zur Geschichte der Deutschen in Dorpat / Hrsg. von H. Piirimäe und C. Sommerhage. Tartu, 1998. S. 68‑92.
дипломов
Оставить комментарий