Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 декабря 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Предпринимательское право и правовые основы банкротства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Миллер И.А. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(5). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 118-121.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ

Миллер Ирина Акимжановна

магистрант, Сибирский институт управления – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации,

РФ,  г. Новосибирск

Банкротство - это юридическое признание неспособности лица (физического либо юридического) вернуть задолженность. Как известно, банкротство как правовой институт и инструмент направлено на обеспечение оздоровления экономического положения хозяйственной сферы и очищение «экономического горизонта» от субъектов, неспособных осуществлять рациональное хозяйствование [3, с. 16-19].

Следует отметить, что в мировой практике данный инструмент широко используется в качестве элемента реабилитации, в результате которого за гражданином признается право освобождения от долгов при предоставлении для расчета с кредиторами своего имущества.

Институт банкротства гражданина знаком многим странам (среди которых - Австрия, Канада, США, Швеция, Великобритания) и рассматривается как традиционный инструмент в практике урегули­рования отношений с кредиторами физического лица - должника.

Как известно, наиболее детальные правила банкротства граждан содержатся в праве США. Первые законодательные акты США о банкротстве появились еще в XIX веке. 

Законодательство США содержит не только процессуальные правила, но также и целый комплекс норм, направленных на защиту потребителей в процедурах несостоятельности, а также на повышение их финансовой грамотности.

Нормы, регулирующие процедуру банкротства в США, содержатся в 11 томе (title) Кодекса США (United States Code) - кодификационного акта, содержащего нормы федерального законодательства США (далее - Кодекс банкротства США) [4, с. 191-198]. Примечательно, что в США не существует комплекса специальных норм, затрагивающих банкротство физических лиц: право США не разграничивает статус физических и юридических лиц или физических лиц - коммерсантов в процедурах банкротства, и в их отношении применяются одни и те же нормы. Тем не менее 13 глава Кодекса банкротства США содержит специальную главу, регулирующую процедуру реструктуризации долгов физического лица. В остальных случаях применяются нормы 7 главы Кодекса банкротства США, регулирующие процедуру ликви­дации должника (главным образом вопросы реализации имущества), и в некоторых случаях - положения главы 11 и 13 Кодекса банкротства США [4, с. 191-198].

В определенных случаях физическое лицо не имеет права на банкротство по правилам той или иной процедуры. Например, должник не вправе требовать освобождения от долгов по правилам 7 главы Кодекса банкротства США, если он уже проходил процедуру банкротства в соответствии с главой 7 или 11 в течение восьми лет до подачи соответствующего заявления [4, с. 191-198].

Примечательно, что в случае ликвидации и реструктуризации долгов (7 и 13 главы Кодекса банкротства) на должника возлагается обязанность пройти специальный курс по личному финансовому менеджменту, а неисполнение этой обязанности может вылиться в отказ суда от освобождения гражданина от его долгов.

Любопытно также, что по праву США после введения моратория на исполнение своих обязательств должник все же может исполнить некоторые свои обязательства по собственной инициативе. Это возможно, например, в отношениях лично-доверительного характера - по обязательствам перед членом семьи или семейным доктором.

Кроме того, законодательство США также предоставляет опреде­ленные запреты, касающиеся дискриминации при трудоустройстве. В частности, государственный орган не может прерывать трудо­устройство или отказывать в трудоустройстве на основании того, что лицо было признано банкротом. Такой же запрет распространяется на частных работодателей, однако с оговоркой о том, что дискриминация не должна основываться только на том факте, что лицо признавалось банкротом.

В европейских государствах в начале 1990-х потребительское банкротство было предусмотрено лишь в двух европейских юрисдикциях – Франции и Германии, однако в настоящее время законодательство о несостоятельности физических лиц принято почти во всех странах Евросоюза. В 2012 г. к их числу присоединилась Италия, в 2013 – Литва, в 2015 г. – Румыния и Венгрия.

Вариантов «размещения» норм о потребительском банкротстве в законодательстве европейских стран несколько: от включения в общее законодательство о банкротстве (несостоятельности) (например, в Германии – в Закон о несостоятельности, «Insolvenzordnung») и инкорпорации в кодексы (например, во Франции – в Потребительский кодекс, Code de la consommation) до принятия специальных законов о банкротстве физических лиц.

Принципы и задачи института потребительского банкротства в Европе были сформулированы Европейским Судом по правам человека при рассмотрении дела Bäck vs Finland (2004 г.): требования кредиторов составляют «собственность» в смысле ст. 1 Протокола № 1 к Европейской конвенции, и освобождение должника от долгов лишает кредиторов собственности; однако цели персонального банкротства – защита человеческого достоинства и недопущение обнищания, могут в определенной степени оправдать эту меру.

Законодательство об урегулировании задолженности, таким образом, служит законным социальным и экономическим интересам и не может расцениваться как нарушение ст. 1 Протокола, если оно обеспечивает справедливый баланс интересов и не возлагает несораз­мерное бремя на кредиторов.

В Российской Федерации законодательное закрепление механизма банкротства физических лиц обсуждалось более 10 лет и вызывало множество споров среди юристов, арбитражных управляющих, работников банковского сектора, других экспертов. При разработке норм потребительского банкротства важно было установить разумный баланс в обеспечении прав и законных интересов как должника, так и кредитора. Как справедливо отмечают П.Е. Губин и А.Г. Смирных, если позитивное право будет исходить исключительно из интересов одной стороны, практическая ценность норм о банкротстве сведется к минимуму, так как другая сторона, не заинтересованная в банкротстве, будет искать иные правовые инструменты, в большей степени отвечающие ее интересам [2, с. 36-38].

Чуть больше пятнадцати лет в России действует Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», регулирующий банкротство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако до недавнего времени не предоставлявший возможность признания банкротами частных лиц, не занимающихся предпринима­тельской деятельностью. Однако, базируясь на передовом зарубежном опыте потребительской несостоятельности, отечественный законодатель, наконец, вводит институт банкротства граждан.

1 октября 2015 года на территории Российской Федерации в законную силу вступили долгожданные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Глава X данного нормативного акта теперь содержит правила, регулирующие вопросы признания банкротами физических лиц, то есть законодатель предоставил возможность гражданам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, на законных основаниях облегчить свое имущест­венное положение путем реструктуризации задолженности, и списания долгов после проведения процедуры банкротства [1].

Таким образом, впервые в истории современной России введен институт банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. В целом институт несостоятельности (банкротства) – относительно новый для отечественной системы право­вого регулирования и практики предпринимательских отношений.

 

Список литературы:

  1. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) // [Электронный ресурс] – Режим доступа. - СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 08.12.2017).
  2. Губин П.Е., Смирных А.Г. Банкротство граждан: установление баланса интересов должника и кредитора // Предпринимательское право. - 2010. - № 4. - С. 36-38.
  3. Кирилловых А.А. Банкротство физических лиц: новации законодательства о несостоятельности // Законодательство и экономика. - 2015. - № 6. - С. 16-19.
  4. Огрохина А.Е., Савичева Е.С. Банкротство физических лиц в Российской Федерации и зарубежных странах // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-2. - С. 191-198.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий