Статья опубликована в рамках: LXXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 18 сентября 2024 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Право зарубежных стран
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ТРУД
Принятие поправок [2] к Конституции РФ [1] в 2020 г. стало триггером для интенсификации научной дискуссии о конституционализации отношений в сфере труда и расширении в этой связи предмета конституционного права, поскольку существенная часть конституционных новелл направлена на гарантирование права на труд, создание условий для выстраивания равноправного диалога между государством, бизнесом и наемными работниками (ч. 5 ст. 75 и ст. 75.1 Конституции РФ) [11, с. 52].
B иностранных государствах, таких как Греция, Китай, Италия, Беларусь, Румыния, Турция, право на труд закреплено в конституциях.
Рассмотрим нормы Конституции Республики Беларусь [4], закрепляющие право на труд. Статьей 41 гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Статьей 43 установлена 40-часовая рабочая неделя. B России продолжительность рабочей недели закреплена в Трудовом кодексе РФ [3], с учетом общих положений и особенностей регулирования труда граждан отдельных категорий (раздел XII). Например, для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю (ст. 333 Трудового кодекса РФ). При этом если ознакомиться с нормами Конституции Румынии [6], то в п. 3 ст. 38 указано, что нормальная продолжительность рабочего дня не превышает в среднем восьми часов. Как усматривает автор, продолжительность рабочей недели, рабочего дня в других странах закреплена в Основном законе страны. Не закрепление объема часов рабочей недели и объема часов рабочего дня характерно не только для Конституции РФ, но и для ряда других конституций, например, в конституции Турции тоже ничего подобного нет.
Что касается положений статей о запрете принудительного труда Конституций Республики Беларусь (ст. 41)[4] и Конституции Румынии (п. 1. ст. 39) [6], то в Конституциях этих стран прямо указано, что не является принудительным трудом. Например, в статье 41 Конституции Беларусь указано, что принудительный труд запрещается, кроме работы или службы на основании судебного постановления либо в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положениях[4], а в п. 2 ст. 39 Конституции Румынии закреплено следующее: «Не считается принудительным трудом: a) служба военного характера или заменяющая ее деятельность, осуществляемая по месту жительства теми, кто в соответствии с законом не несет обязательной военной службы по религиозным мотивам; b) труд осуждённого лица, осуществляемый в нормальных условиях в период заключения или условного освобождения; c) повинности, возлагаемые в ситуации, созданной любым бедствием или другой опасностью, а также составляющие часть установленных законом нормальных гражданских обязанностей» [6], но в Конституции РФ нет подобных положений (п. 2 ст. 37 Конституции РФ[1]).
B Конституции КНР [5] закреплено важнейшее правило, согласно которому граждане КНР имеют как право на труд, так и обязанность трудиться. B ст. 42 Конституции КНР указывается, что «труд - почетная обязанность всех трудоспособных граждан», кроме того, государство различными путями улучшает охрану и условия труда, создает условия для трудоустройства, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся; трудящиеся КНР также имеют неотъемлемое право на отдых. [5] B Конституциях РФ, Румынии, Турции, Беларуси не закреплена такая обязанность, там только право. Например, Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к юридической ответственности.
Нужно обратить внимание еще на то, в каких разделах, главах, частях находятся нормы, гарантирующие право на труд гражданам Турции, Румынии, Российской Федерации, Беларуси, Китая. Например, в Конституции Турции [7], нормы, касающиеся трудовых отношений, находятся в части 2 «Основные права и обязанности» в разделе 3 «Социальные и экономические права и обязанности» в подразделе IV «Свобода труда и трудовых соглашений». Нормы, запрещающие принудительный труд, находятся в той же части, но в разделе 2 «Права и обязанности личности» в подразделах II «Запрещение принудительного труда» и V «Положения, касающиеся работы». Как представляет автор, нормы, касающиеся регулирования трудовых отношений, могут находиться в разных разделах, если сравнивать с Конституцией РФ и не только.
B конституциях Беларуси, КНР, Турции, Румынии, Российской Федерации право на труд и то, что с ним связано, закреплено в главе 2 части 2 Конституции (КНР - глава II «Основные права и обязанности граждан» [5], Российской Федерации - глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» [1], Румыния - часть 2 «Основные права, свободы и обязанности» [6], Беларусь - раздел II«Личность, общество, государство» [4]).
Судебная защита может являться подкреплением прав и свобод в трудовой сфере, так указано в статье 34 Конституции Боливии 1967 года. При нарушении конституционных правил и гарантий будет заведено судебное дело. Органы правосудия защищают права и свободы граждан, находящихся в трудовой сфере[9, с. 1358].
Рассматривая защиту права на труд в субъективном смысле в зарубежных конституциях, нужно отметить наличие противоречий между практикой и теорией. С одной стороны, всё выглядит довольно понятно: если трудовые права и свободы обозначены в конституции, то вполне логично предположить, что они находятся под прямой защитой государства, но с другой стороны, вполне ясно, что не в каждом законодательстве такое возможно, реализовать по одной простой причине - нормы о защите права на труд не существуют сами по себе. Часто они существуют во взаимосвязанной системе с другими конституционными нормами, что в определенной степени опосредует их содержание: «идеальная модель» неизбежно претерпевает изменения под влиянием актов конституционного суда, других норм конституции, в которых положения о трудовых правах и свободах дополняются и уточняются.
Конституционные суды продолжают рассматривать права на труд. Например, Первый Сенат Федерального Конституционного суда Федеративной Республики Германии определяет свободы профессии, рабочих мест и учебы, опираясь на статью 12 основного закона данного государства. Имеющиеся нормы не дают полной картины по распределению профиля и предоставлении работы, но было отмечено, что конституционное значение, неполно описывает законодательно установленные права по аспекту трудовой деятельности государства [8, с. 100].
Таким образом, сравнительно-правовой анализ зарубежного опыта конституционного регулирования права на труд даёт возможность изучения дифференцированных подходов к ним, а также показывает их содержание в различных аспектах, что позволяет получить информацию для последующего анализа [10, с. 53].
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (Дата обращения: 15.09.2024).
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС КонсультантПлюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/3d0 cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/#dst100007 (Дата обращения: 15.09.2024)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СПС КонсультантПлюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (Дата обращения: 15.09.2024).
- Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 // Режим доступа: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution (Дата обращения: 15.09.2024).
- Конституция Китайской Народной Республики от 04.12.1982 // Режим доступа: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised _2018_russian (Дата обращения: 15.09.2024).
- Конституция Румынии от 31.10.2003 // Режим доступа: https://romanianpass.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80% D1%83%D0%BC%D1%8B%D0%BD%D0%B8%D0%B8-constitutia-romaniei (Дата обращения: 15.09.2024).
- Конституция Турецкой Республики от 07.11.1982 // Режим доступа: https://legalns.com/download/books/cons/turkey.pdf (Дата обращения: 15.09.2024).
- Невинский В.В. Социально-экономические и правовые исследования // Вестник Тюменского государственного университета. - 2015. - Том 1. - № 2 (2). - С. 97-103.
- Невинский В.В. Эволюция и новые горизонты прав человека, или сложный путь развития человечества // Lex Russia. - 2013. - № 12. - С. 1354-1365.
- Росенко М.И., Братусь И.А., Сыротюк К.В., Настенко Е.В. Конституционные права на труд и свободу труда: зарубежный опыт // Человек. Социум. Общество. - 2022. - № 6. - С. 46-53.
- Сагандыков М.С. Свобода труда в контексте конституционализации социально-трудовых отношений: история и современное состояние // Lex russica. - 2024. - Т. 77. - № 2. - С. 49-59.
дипломов
Оставить комментарий