Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 июня 2024 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЁННЫХ
Изучение зарубежного опыта социальной работы в пенитенциарных учреждениях и практики поспенитенциарного сопровождения лиц, освободившихся из мест заключения, необходимо для обмена опытом в решении вопросов ресоциализации осужденных, снижения рецидивной преступности и обеспечения безопасности общества [2, с. 69]. Для наглядности реализации социальной помощи в отношении осуждённых, рассмотрим соответствующую деятельность на примере следующих государств: Великобритания, Германия, Швейцария, Финляндия, США. В отношении осужденных этот процесс начинается не с момента их освобождения из мест лишения свободы, а гораздо раньше - с момента их попадания в исправительные учреждения [1, с. 132].
Великобритания является одой из первых стран, которая начала реализовывать социальную помощь заключённым. Весь срок отбывания наказания можно разделить в указанном государстве на 4 этапа: пробный период (одиночное заключение); исправительный период (общее заключение с привлечением к труду); переходное заключение в тюрьме с полусвободным режимом (общение с внешним миром, передвижение без конвоя и т.п.).
Стоит отметить, что переходное заключение в тюрьме с полусвободным режимом реализуется во многих странах, включая особенности каждой из них, но суть примерно остаётся та же. Для данного этапа характерно создание условий, приближенных к жизни в обществе, чтобы проверить готовность осуждённых к освобождению. Подобную практику можно также считать одним из элементов социальной помощи, в ходе которой закрепляются моменты ресоциализации и социальной адаптации [6, с. 820].
Главная задача учреждений, исполняющих наказание в Германии, состоит в том, чтобы после освобождения осужденный был способен нести ответственность за свое поведение и жить в обществе, не нарушая законов. Данной идее посвящены практически все статьи Уголовно-исполнительного кодекса. В настоящее время почти в 200 тюрьмах страны содержится около 70 тысяч заключенных по отношению, к которым реализуется социальная работа как государственных, так и общественных подразделений [7, с. 9].
На территории Германии функционируют открытые и закрытые пенитенциарные учреждения. Преступников «вставших на путь исправления», которым осталось до окончания отбытия наказания менее 6 месяцев, помещают в учреждения открытого типа. В Германии социальные работники занимаются проблемами осужденных на протяжении всего срока отбывания наказания, оказывают социальную поддержку и после освобождения. Поэтому в исправительных учреждениях Германии созданы целые социальные службы, в состав которых входят специалисты по социальной работе, психологи, педагоги, духовные работники. При этом количество социальных работников в два с лишним раза превосходит такие категории, как учителя, врачи, психологи. В ФРГ у осужденных, не имеющих собственного жилья, после освобождения из мест лишения свободы имеется возможность жить в переходном доме (срок проживания не превышает 18 месяцев). Для женщин, а также мужчин, которым не хватило места в переходном доме, снимаются квартиры [1, с. 134].
В пенитенциарной системе Швейцарии существуют две основных модели реализации социальной работы [3, с. 8]:
- первая модель реализуется таким образом, что сотрудники социальных служб располагаются вне исправительных учреждений и оказывают социальную помощь посредством посещения пенитенциарных учреждений (эффективность данной модели заключается в том, что социальные службы в большей мере контактируют с другими органами, оказывающими социальную помощь осуждённым, тем самым повышая мобильность и ускоряя время на выполнение конкретной помощи);
- для второй модели характерно расположение социальных работников внутри учреждении или на территории при учреждении, в рамках которой сотрудники приглашают осуждённых к себе в кабинет (данная модель является от части эффективной в связи с ограниченными возможностями при оказании социальной помощи, а именно, если осуждённые не изъявляют желание встретиться с социальными работниками, соответственно помощь не будет оказана). Наряду с этим есть усовершенствованная вторая модель социальной помощи, исключительной особенностью которой является непосредственное посещение осуждённых в отрядах, что влечёт за собой более успешное достижение целей социальной помощи.
Организация социальной работы в Финляндии направлена на минимизацию разрыва полезных связей между осуждёнными и их семьями, друзьями и т.п. В каждом учреждении функционируют от 1 до 3 работников социальных служб. При первой беседе осуждённых и социальных работников составляется план-программа по решению возникших проблем. Заключённые обязаны заниматься социальной работой - учиться или работать. Трудовая деятельность спецконтингента регулируется наравне с обычными гражданами (работа 40 часов, 2 выходных, обучение). Таким образом, осуждённые по своему выбору могут выбрать учиться им или работать в рабочее время. Социальные работники должны обеспечить необходимые для этого условия. В случае окончания обучения в тюрьмах, заключённые на общем основании получать документ об образовании, оно признаётся на ровне с тем, что получает вне исправительных учреждений.
Деятельность социального работника в США востребована уже в процессе нахождения заключенного в СИЗО (джейлы). По заданию суда социальные работники собирают информацию о заключенном, его ближайшем окружении и готовят справку для судебного заседания. Данная информация будет полезна на слушании дела заключенного и при помещении его в исправительное учреждение [4, с. 89].
Социальные работники в США осуществляют успешную деятельность по оказанию социальной помощи в пределах своих обязанностей. В рамках своего функционирования они защищают и представляют интересы осуждённых во всех сферах жизнедеятельности общества, также помогают осознать неправомерность своего поведения и изменить его, наладить социально полезные связи с семьёй, преодолеть психологические, социальные, экономические последствия ареста, оказывают помощь по тем же направлениям после освобождения заключённых [5, с. 130].
Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить ряд предложений по заимствованию зарубежного опыта, который позволит более эффективно осуществлять социальную поддержку спецконтингента. Во-первых, необходимо перестать «клеймить» людей, ранее отбывавших наказание. Во-вторых, целесообразно подготавливать спецконтингент на протяжении всего этапа отбывания наказания с момента помещения осуждённых в исправительные учреждения. В-третьих, для повышения социальной помощи осуждённым необходимо предусмотреть развитие института наставничества за частными организациями и лицами, готовыми наряду с государственными органами и учреждениями принимать участие в оказании социальной помощи осуждённым, в обмен на это предоставлять ряд льгот, способствующих развитию данного направления. Стоит отметить, что в России реализуется похожая система поддержки осуждённых, касаемо их трудоустройства, однако данное обеспечение не развито и функционирует не так, как хотелось бы.
Список литературы:
- Ежова О.Н. Зарубежный опыт организации процесса ресоциализации осуждённых к лишению свободы // Юридический вестник Самарского университета. - 2018. - № 2. - С. 132-137.
- Золотая А.А. Зарубежный опыт социальной работы в решении вопросов интеграции осужденных в общество // Потенциал социально-гуманитарного знания в решении актуальных проблем системы исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом: сборник материалов IV международного конкурса научных разработок на русском и английском языках. - Пермь: Изд-во «Пермский институт ФСИН», 2023. - С. 69-72.
- Кузнецов М.И. Организация социальной службы в пенитенциарных учреждениях Швейцарии // Преступление и наказание. - 2003. - № 11. - С. 8-9.
- Кузьмин Ю.А. Социальная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы // European science. - 2018. - № 1(33). - С. 82-91.
- Молчанова Т.Ю., Мильшина В.Г. Зарубежный опыт ресоциализации осужденных // Молодой ученый. - 2020. - № 2. - С. 129-131.
- Намазова Ф.Ф. Европейский опыт ресоциализации осужденных // Аллея Науки. - 2018. - № 10(26). - С. 818-824.
- Яцков Ю.В. Теоретические основы социальной работы в пенитенциарной системе ФРГ: аналитический обзор. - Пермь: Изд-во «Пермский институт ФСИН», 2015. - С. 8-11.
дипломов
Оставить комментарий