Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 марта 2024 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Теория государства и права

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шамкова Л.С. ДХАРМА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И ПРАВА // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(79). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 83-92.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДХАРМА В ВОПРОСАХ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И ПРАВА

Шамкова Любава Станиславовна

слушатель Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В данной статье кратко рассматривается одно из основополагающих явлений при гармоничной и успешной организации государства и права – Дхарма. Предложена авторская классификация цивилизаций. Рассмотрены универсальные общечеловеческие ценности, которые их формируют. Выделена одна всех их объединяющая ценность - долг. На одном из древнейших языке, санскрите, долг звучит как Дхарма. Предложены наработки понятийного аппарата термина Дхарма. Это представляет интерес, в ракурсе рассмотрения России, как самостоятельного вида цивилизации, а также, при формировании суверенитета в новом многополярном мире во взаимодействии с государствами-партнёрами, например, в рамках БРИКС.

ABSTRACT

This article briefly examines one of the fundamental phenomena in the harmonious and successful organization of state and law - Dharma. The author's classification of civilizations is proposed. The universal human values that form them are considered. One value that unites them all is highlighted - duty. In one of the oldest languages, Sanskrit, duty sounds like Dharma. Developments in the conceptual apparatus of the term Dharma are proposed. This is of interest from the perspective of considering Russia as an independent type of civilization, аnd also, when forming sovereignty in a new multipolar world in interaction with partner states, for example, within the framework of BRICS.

 

Ключевые слова: цивилизация, структура государства и права, дхарма, БРИКС, устойчивое развитие.

Keywords: civilization, structure of state and law, dharma, BRICS, sustainable development.

 

России, как носителю особого цивилизационного кода строительства государства[1], В.В.Путин подчеркнул: "Россия - это не просто страна, это действительно отдельная цивилизация: это многонациональная страна с большим количеством традиций, культур, вероисповеданий",  уверенно формируя своё успешное будущее в условиях оформления многополярного мира[2], по мнению ряда исследователей (труды ведущих отечественных и зарубежных историков-правоведов и индологов, среди которых следует отметить А. А. Вигасина, А. М. Самозванцева, Г. М. Бонгард-Левина, Г. Ф. Ильина, В. Г. Графского, Н. А. Крашенинникову, К. Д. Никольскую, Р. Ленга, Т. Любина, а также специалистов по теории права и сравнительному правоведению Р. Давида, А. Х. Саидова, А. Ю. Саломатина, В. А. Туманова), представляется целесообразным активно использовать результаты изучения культурного и духовного наследия государств и народов, основываясь на гармоничном диалоге между традиционными культурами, сохранении уважения к их корневым ценностям и суверенитету.

Исследованию типологии цивилизаций в современном мире, посвящены работы ряда известных аналитиков[3, с.282-287; 4]. В то же время, такие исследователи Изборского клуба, как А.Г.Дугин, О.В.Розанов, О.А.Платонов, А.А.Проханов, В.В.Аверьянов, выделяют русскую цивилизацию, как отдельный тип.

Действительно, представляется, что поскольку Россия, имея тысячелетнюю историю и культуру, является многоконфессиональным и многонациональным государством[5], расположена на пространствах, включающих северные и южные, восточные и западные территории и культуры, - представляет из себя уникальное социальное образование, которое, вполне можно признавать отдельной цивилизацией.

В свою очередь, экстраполируя мнения экспертов[6; 7, с.239-281; 8, с.152] во взаимосвязи с регрессом социальных и нормативных правовых тенденций современных реалий, не вдаваясь в полемику с результатами свежих исследований[9; 10; 11; 12; 13], но в целях полноты и масштабности авторского исследования, предложим вариант автора обобщённой типологии цивилизаций по основным направлениям:

А. Цивилизация на уровне Мильтиверсума.

Б. Цивилизация на уровне нашей Вселенной.

В. Цивилизация на уровне нашей Галактики.

Г. Цивилизация на уровне нашей Солнечной системы.

Д. Цивилизация на уровне планеты Земля.

Д.1. Цивилизация людей.

Д.1.1. Локальные цивилизации людей, на планете Земля, распределённые по верованиям, видам организации социума, времени и месту своего существования.

1. Природные сообщества;

2. Северная (российская);

3. Восточный тип цивилизации;

3.1. Индийская;

3.2. Китайская;

3.3. Вавилонская (ранний период);

3.4. Египетская (ранний период);

3.5. Еврейская (ранний период);

3.6. Исламская;

4. Западный тип цивилизации;

4.1. Цивилизация Атлантиды;

4.2. Цивилизации Америки (инки, ацтеки и т.п.);

4.3. Египетская (поздний период);

4.4. Еврейская (поздний период);

4.5. Христианская;

4.5.1. Католическая;

4.5.2. Протестантская;

4.5.3. Православная;

5. Техногенная цивилизация (переходящая в глобальный характер);

6. Глобальная цивилизация (современная);

6.1. Однополярная («один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения» [14]);

6.2. Многополярная.

В этом месте, автору представляется целесообразным пояснить, что данная типология, предложенная автором для закрепления в тезисной форме, представлена для раскрытия темы исследования, которая будет обозначена ниже.

Исследуя же их сущность, коренные основы, характерные черты, ценностные ориентации каждой из представленных цивилизаций отдельно и в сопоставлении друг с другом, - можно, в целях развития обозначенной темы, выделить некие общечеловеческие, универсальные[14].

Например, Шалом Шварц, в ходе своих исследований опросил более 25 тыс. человек в 44 странах. В итоге, он отметил, что существует 56 отдельных ценностей, 10 типов универсальных ценностей и одна нетрадиционная[15, с.878-891]: власть, успех, гедонизм, стимуляция, автономия, универсализм, доброжелательность, традиция, конформность и безопасность, а также духовность или поиск смысла жизни.

Автор, в свою очередь, в результате контент-анализа тематической литературы[16; 17; 18; 19; 20; 21], выделил, предложил и исследует гипотезу, что, по мнению автора, все эти ценности объединяет. В итоге, среди них, как представляется автору, следует особо отметить такую консолидирующую общецивилизационную ценность на всех выше обозначенных уровнях, как «долг».

Равным образом, исследуя понятийный аппарат явления, и учитывая, то обстоятельство, что многие исследователи склоняются к тому выводу, что санскрит является самым древнейшим из ныне известных языков, - то слово «долг» на санскрите звучит как «Дхарма».

Вопросам исследования понятийного аппарата Дхармы в преложении к успешности государства («устойчивому развитию» [22]) издревле посвящали свои труды многие известные идеологи и руководители народов и цивилизаций. Большинство, в своей основе, полагали примерно следующее:

«Дхарма – благосостояние для человечества» [23].

«Дхарма есть Учитель всех Будд», «Дхарма есть их недвойственная природа». «Дар Дхармы превосходит все другие дары» [24].

Как правильно понять, что же такое Дхарма?

Представляется, что полному раскрытию этого понятия и явления имеет смысл посвятить отдельное исследование, однако здесь автор кратко предложит основные направления мысли[25].

В традиционном понимании Дхарма – это долг, основа, закон.

Наука Веданты раскрывает понятие Дхармы как вселенский порядок и основополагающую суть человека, событий, вещей.

В философии даршан, Дхарма – это миссия всего и каждого.

В методологии Махаяны Дхарма – это определённые рамки, которые формируют понятийное назначение любого явления, выражая и наглядно реализуя его естество.

Любые взаимодействия явлений имеют свою неповторимую Дхарму, своё предназначение, суть, природу, меру, очертания, признак, вид и т.п., - которые задают соответствующие роли в жизнепроявлениях.

По мнению философа, основателя «Индийской Школы Естествознаний» Агнидева, «…Природа (Дхарма) сахара – сладость. Природа перца чили – острота и т.д.

Дхарма отца по отношению к детям – забота, защита, ответственность за их жизнь. Мужчина, который становится отцом, обретает особую роль, природу, вкус – Отцовство.

С рождением ребёнка к женщине приходит то, что называем материнством. Это особая природа, или Дхарма. На санскрите «материнство» – «Матриттва», только та, что обладает Матриттвой, может называться матерью.

Та девушка, которая родила и приняла роль в отношениях «матери и ребёнка», т.е. приняла свою Дхарму и новое самоопределение – может действительно зваться Матерью… Если она принимает сердцем эти отношения, то Матриттва – материнство – как особая природа придёт к ней…[26, с.10-11]»

Применительно к исследованию вопросов социальной структуры и права, как представляется автору, показательно было бы привлечь одну из известных успешных цивилизаций, которую условно отнесли к индийским, - это Империя Маурьев. Она была долговременным и мощным политическим образованием[27; 28; 29; 30; 31], существовавшим на протяжении длительного времени на территории более 5 млн.кв.км. Период наибольшего могущества это государство достигло при императоре Ашока[32].

Одним из основных трудов руководителя и идеолога этой империи, которым был пандит Чанакья, известный также под именами Ватсьяяна, Каутилья, Вишнугупта, является наиболее полный свод прикладных знаний об искусстве успешной политики, энциклопедия индийского политического искусства под названием «Артхашастра» [33]. При этом, по мнению автора, «Артхашастра» — это, по сути, рассмотрение дхармы царя для правильного управления страной в целях её благополучия и процветания.

В этом труде, главную роль в законодательной деятельности при организации общества, отводили царю, которому рекомендовали руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, реализуя на практике соображения государственной пользы.

Обращает на себя внимание, что в этом трактате, лидеру государства рекомендовали, если того требуют особые обстоятельства при столкновении с религиозными предписаниями, не сомневаться, не сходить с намеченного пути, не прекращать действовать в интересах страны. Не религиозное обеспечение власти, а прикладная успешность и эффективность государства ставилась авторами в основу этого труда[34].

Эти обстоятельства, как представляется автору, ещё более привлекают внимание исследователя более подробно проработать заявленную тему, особенно в период формирования суверенитета России в новом многополярном мироустройстве и её самоопределении, как северной цивилизации по отношению к своим политическим и экономическим партнёрам на международной сцене. [35; 36, с.103-107; 37, с.16-29; 38, с.76-81; 39, с.76-81]

Особо, в этом месте, на взгляд автора следует выделить тот момент, что исследуя, согласно Артхашастре, во взаимном сопоставлении Артху (переводится, как «благополучие») Дхарму и успешность государства, - то в очередной раз обращает на себя внимание вывод о том, что статутное право, лежащее в основе страны, всегда будет проигрывать прецедентному.

Творчески также перелагая понятие Дхармы, например, в сопоставлении с Конституцией Российской Федерации, можем получить следующее:

«Соблюдение прав и свобод человека, их признание и защита – являются наивысшим долгом (Дхармой) и предназначением для государства» (ст. 2 Конституции РФ[5]).

В итоге, автор полагает, что подобная интерпретация, например, основного закона России, для менталитета представителей цивилизации, выросшей по законам Дхармы (или её аналогов для каждого из указанных сообществ), помогает в налаживании эффективных коммуникаций в целях оптимальной реализации своих интересов.

То есть, предлагаемые подходы, как представляется автору, могут иметь мощный прикладной эффект.

Например, поставив перед отечественным законодателем задачу гармонизировать взаимоотношения между странами БРИКС, сформированных на разных цивилизационных основах, применяя понятие Дхармы можем получить эффективный инструментарий и выработать общую методику.

Например, Ислам и Дхарма представляют собой две разные религиозные парадигмы и философии. Они расходятся в своих богословских, философских и культурных взглядах.

Тем не менее, применяя буквальное значение санскритского слова «Дхарма» — как «основа», - которая, будучи фундаментом, скрепляет всех людей, - то на этих основах могут базироваться все отношения, как личные, так и социальные.

Дхарма — это состояние должного существования как индивида, так и сообщества, в соотношении как к самому себе, так и к другому. При этом, делая наибольший акцент на надлежащем поведении, Коран также, в итоге, указывает на основы человеческого порядка как такового.

Простое чтение Корана чётко устанавливает, что подчинение человека Богу должно привести человека, к гармонизации его отношений с самим собой; и что ответственность человека перед Богом предполагает ответственность одного человека за другого.

Другими словами, исходя из парадигмы Дхармы в приложении к исламу, можно сделать вывод, что смысл ислама заключается в его практике. При этом, Дхарма – это упорядочивающая реальность жизни, на которую безошибочно указывает Коран[40].

В итоге, подобные выводы и наработки могут привести две разные цивилизационные структуры к взаимопониманию и единению. Это же, в свою очередь повлечёт успешные реализации экономических интересов на международной арене.

При этом, как представляется автору, изучение основ культуры, права и государственного строительства, стран-партнёров России, входящих в такие бурно развивающиеся международные структуры как БРИКС и ШОС, позволит России более эффективно налаживать не только свои международные связи, но и внедрять в свою жизнедеятельность их результативные наработки. [41]

Например, по мнению экспертов, предполагается, что БРИКС постепенно становится глобальным экономическим гигантом современности: объединяет страны, общие показатели которых составляют примерно 42% населения планеты, около 27% мирового ВВП, что составляет около 15% мировой торговли[42, с.226]. Не только международный, но и внутрирегиональный потенциал развития БРИКС по направлениям образования, туризма, малого и среднего предпринимательства, здравоохранения, молодёжных обменов, науки и технологиям, носит уже цивилизационный характер[43, с.8-11].

Подводя итог исследованию Дхармы в вопросах структуры государственного строительства и права, на данном этапе, можно с уверенностью утверждать, что дальнейшие исследования этого вопроса, применительно к культуре, теории формирования государств, обществ и законодательства стран-партнёров России на международном уровне, представляют не только теоретический, но, в основном прикладной интерес и характер.

 

Список литературы:

  1. Путин В.В. в программе "Москва. Кремль. Путин" на телеканале "Россия 1". // Путин назвал Россию отдельной цивилизацией // Интернет-портал «Российской газеты». 17.05.2020. URL: https://rg.ru/2020/05/17/putin-nazval-rossiiu-otdelnoj-civilizaciej.html (Дата обращения: 15.09.2021)
  2. БРИКС: контуры многополярного мира : монография / О. А. Акопян, Н. М. Бевеликова, К. М. Беликова [и др.]; отв. ред. Т. Я. Хабриева. — М.: ИЗиСП при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015.
  3. Кардашёв Н. С. Передача информации внеземными цивилизациями // Астрон. журн. — 1964. — Т. 41, вып. 2. — С. 282—287.
  4. Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008
  5. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Рос. газ. – 2020. – 15 июля
  6. Фергюсон Адам. Опыт истории гражданского общества. Серия: Университетская библиотека. Политология. Опыт истории гражданского общества. - М. РОССПЭН, 2000
  7. Февр Люсьен. Цивилизация : эволюция слова и группы идей / Люсьен Февр // Бои за историю. – М.: Наука, 1991. – С. 239–281
  8. Семёнов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). — М.: Современные тетради, 2003. С. 152.
  9. Клёсов А.А. Происхождение славян. ДНК-генеалогия против «норманнской теории» / Анатолий Клёсов. — М. : Алгоритм, 2013
  10. Клёсов А.А., Пензев К.А.. Арийские народы на просторах Евразии. (Серия «ДНК-генеалогия»).- М.: Книжный мир, 2015
  11. Белоусов Д.В. Хозяева великой Евразийской Империи (древняя история славян и руссов). - СПб.:  Концептуал, 2019
  12. Матвеичев Олег, Беляков Анатолий. Гиперборея: приключения идеи. - М.: Книжный мир, 2019
  13. Витсен Н. Северная и Восточная Тартарня / Пер. с голландского В. Г. Трисмана. - Амстердам, 2010.
  14. Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 года, Мюнхен // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Дата обращения: 18.03.2014)
  15. Schwartz, S. H. and Bilsky, W. (1990). Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 58, p. 878-891
  16. Законы Ману. Манавадхармашастра / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 496 с.
  17. Атхарваведа. Избранное / Пер., коммент. и вступит. статья Т. Я. Елизаренковой. – М. : Наука, 1989. – 406 с.
  18. Дхармашастра Нарады / Пер. с санскрита и комментарий А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева. – М. : Восточная литература, 1998. – 256 с.
  19. Долпола Шераб Гьялцен. Горная дхарма. Океан определенного смысла; особое и окончательное сущностное наставление / Пер. с тиб. Д. Устьянцев. — М. : Ганга, 2012. — 320 с.
  20. Дхаммапада. / Академия наук СССР. Памятники литературы народов Востока. Переводы. / Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова / Институт Востоковедения. (Bibliotheca Buddhica. XXXI). (Ответственный редактор Ю.Н.Рерих), - М.: Издательство восточной литературы, 1960.
  21. Тексты «Дхармашарирасутры», «Саддхармапундарикасутры»: Памятники индийской письменности из Центральной Азии. Вып. 1. Изд. текстов, исслед. и коммент. Г. М. Бонгард-Левина и М. И. Воробьевой-Десятовской. (Bibliotheca Buddhica. XXXIII). (Отв. ред. Э. Н. Темкин). 1985. 286 с.
  22. Бобылев С. Н., Гирусов Э. В., Перелет Р. А. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004, 303 с.
  23. Бхагаван Шри Сатья Саи Баба: Дхарма Вахини. Джняна Вахини. Дхьяна Вахини. - М.: Издательство "Амрита - Русь", 2020 г. 288 с.
  24. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. — СПб.: Изд-во C.-Петерб. ун-та, 2006. — 523 с.
  25. Безант, А. Дхарма / А. Безант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theosophy.ru/lib/abdharma.htm.
  26. ДХАРМА: предназначение и суть / Агнидев. - [б.м.]: — Издательские решения, 2019. С. 10-11.
  27. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии. / Перевод с английского Степанова Л. В., Ястребовой И. П. и Княжинской Л. А. Редакция и предисловие Антоновой К. А. — М.: Издательство иностранной литературы, 1954
  28. Sinha N. К., Banerjee A. С. History of India. — Calcutta, 1952
  29. Антонова К. А и др. История Индии (краткий очерк). М., «Мысль», 1973
  30. Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия. История и культура. — СПб.: Алетейя, 2001
  31. Наренда Кришна Синха, Анил Чандра Банерджи. История Индии от появления ариев до начала колониальной эры / Наренда Кришна Синха, Анил Чандра Банерджи. Пер. с англ. — М.: Ломоносовъ. — 2020.
  32. «Артхашастра»: Проблемы социальной структуры и права / А. А. Вигасин, А. М. Самозванцев. - М. : Наука, 1984.
  33. Артхашастра, или Наука политики / Перевод с санскрита С.Ф.Ольденбурга, Ф.И.Щербатского, Е.Е.Обермиллера, А.И.Вострикова, Б.В.Семичова. Издание подготовил В.И.Кальянов. Примечания В.И.Кальянова. Указатели В.Г.Эрмана. Редакционная комиссия издания: В.В.Струве (ответственный редактор), Б.А.Ларин, В.И.Кальянов, И.П.Байков. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959.
  34. Самозванцев А. М. «Артхашастра» и дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров // Вестник древней истории 1984, № 2.
  35. Самозванцев, А. М. Правовой текст дхармашастры: автореф. дис. … д-ра ист. наук : 07.00.03 / Самозванцев А. М. – М., 1989. – 35 с.;
  36. Романов, В. Н. О социальной значимости дхармашастр / В. Н. Романов // Санскрит и древнеиндийская культура. – 1979. – № 2. – С. 103–107.
  37. Лелюхин, Д. Н. Царь – защитник дхармы. Практический аспект идеологической концепции / Д. Н. Лелюхин // Вопросы эпиграфики. – Выпуск 3. – 2009. – С. 16–29.
  38. Крашенинникова, Н. А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии / Н. А. Крашенинникова // Правоведение. – 1980. – № 1. – С. 76–81.
  39. Калинина, Э. А. Истоки индийского права / Э. А. Калинина // Правоведение. – 1979. – № 1. – С. 76–81.
  40. Unity of Life: Dharma and Essence of Islam (Pages 54–58), Dharma and Islam—II: ‘Let There Be No Compulsion in Religion’ (Pages 64–67) // Tulsi Badrinath (ed.). Chaturvedi Badrinath: Unity of Life and Other Essays Get access Arrow. Oxford University Press. 2016.
  41. Крашенинникова, Н. А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты / Н. А. Крашенинникова. – М. : Норма, 2009. – 304 с.
  42. BRICS Joint Statistical Publication 2020; Brazil, Russia, India, China, South Africa/ Rosstat. — M.: «Rosstat», 2020. — 226p.
  43. Индия и Россия: новые тенденции развития БРИКС и ШОС. Интервью с послом Индии в Москве Пунди Шринивасан Рагхаван // Евразийский юридический журнал. – № 3 (82). – 2015. – С. 8–11.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий