Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 марта 2024 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ситохина Я.К. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ РОССИИ В ТРУДАХ М. М. СПЕРАНСКОГО // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXX междунар. науч.-практ. конф. № 3(79). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 42-51.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ РОССИИ В ТРУДАХ М. М. СПЕРАНСКОГО

Ситохина Яна Константиновна

студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владивостокский государственный университет»,

РФ, Владивосток

STATE-LEGAL TRADITION OF RUSSIA IN THE WORKS OF M.M. SPERANSKY

 

Yana Sitokhina

Student, Federal state budget educational institution of higher education Vladivostok State University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Анализируется государственно-правовая традиции России на всех этапах ее развития и философско-правовое наследие Михаила Михайловича Сперанского в контексте государственно-правовой традиции России. Исследование предполагает выявление основных принципов и идей, заложенных М. М. Сперанским, и их влияния на формирование правового сознания и государственности России. Научная новизна исследования заключается в глубоком и всестороннем анализе деятельности Михаила Михайловича Сперанского в формировании и развитии государственности России. Работа позволит выявить особенности и специфику правовых и политических взглядов М. М. Сперанского, его вклад в развитие государственного устройства России. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших исследований в области российского права и истории государства.

ABSTRACT

 The article analyzes the state and legal traditions of Russia at all stages of its development and the philosophical and legal legacy of Mikhail Mikhailovich Speransky in the context of the state and legal tradition of Russia. The research involves the identification of the basic principles and ideas laid down by M. M. Speransky, and their influence on the formation of legal consciousness and statehood of Russia. The scientific novelty of the research lies in a deep and comprehensive analysis of Mikhail Mikhailovich Speransky's activities in the formation and development of Russian statehood. The work will reveal the features and specifics of M. M. Speransky's legal and political views, his contribution to the development of the Russian state structure. The results obtained can be used for further research in the field of Russian law and the history of the state.

 

Ключевые слова: государство, право, традиция, государственность, реформы, М. М. Сперанский.

Keywords: state, law, tradition, statehood, reforms, M. M. Speransky.

 

В современной науке о праве и государственности немаловажное место занимает изучение традиций и истории государственного устройства различных стран. Изучение и анализ государственно-правовой традиции особенно важно для понимания государственной системы и ее формирования на протяжении многих лет.

Государственно-правовая традиция России – это одна из важнейших составляющих национальной истории страны, имеющая множество особенностей и возникшая в результате взаимодействия различных факторов. Одним из ведущих исследователей данной тематики стал выдающийся русский государственный и общественный деятель Михаил Михайлович Сперанский. В своих трудах он обратил особое внимание на процесс становления и развития государственности и правовой системы в России, а также их взаимосвязь и влияние на общественную жизнь страны.

В контексте выделения основных блоков, таких как разделение властей в российских условиях, развитие системы местного самоуправления, эффективные механизмы взаимоотношений между исполнительной властью и самоуправлением, и развитие представительных институтов и парламентаризма, работы М. М. Сперанского были проанализированы в свете реформирования политической системы России [1, с. 54]. Для многих отечественных ученых, таких как Ф. М. Дмитриев, М. А. Корф, С. Н. Южаков, А. В. Романович-Славатинский, Н. М. Коркунов, М. П. Погодин и другие, политическое творчество Михаила Михайловича Сперанского стало объектом научного интереса еще в XIX веке.

После начала «Великих реформ» Александра II, влияние проектов М. М. Сперанского на дальнейшую философскую и политическую мысль России было рассмотрено в работах Г. В. Флоровского, В. В. Зеньковского, М. А. Алданова, Н. А. Бердяева и других. Критика работ Михаила Михайловича и его либерально-буржуазных воззрений была указана в работах И. Барера, Н. С. Захарова, Б. М. Сыромятникова, А. В. Предтеченского, В. А. Калягина и В. А. Корнилова, а в 1961 году было издано академическое издание под названием «Сперанский М. М. Проекты и записки», включающее работы М. М. Сперанского по проблемам реформирования политической системы России. Интерес к биографии и реформаторской деятельности М. М. Сперанского был актуален как при его жизни, так и после его смерти. Особую актуальность получили его работы «Введение к Уложению государственных законов» и Свод законов Российской империи.

Анализируя понятие «государственно-правовая традиция» важно отметить, что в юридической литературе нет единого мнения относительно сущности правовых традиций, и только некоторые исследователи представляют определение этого термина.

Правовая традиция – это:

– Принципы права, которые сохраняют и продолжают предыдущий юридический опыт, а также направляют правовую деятельность на укрепление и развитие правового наследия [2, с. 193].

– Совокупность исторически сформированных, критически осмысленных коллективных опытов в правовой деятельности, основанных на принятых в обществе представлениях о правде и справедливости. Сохранение и продолжение таких традиций обеспечивает стабильность всей правовой системы и ее последовательное развитие [3, с. 84].

– Накопленные знания и опыт в области права, достигнутые предыдущими поколениями и принятые нынешним поколением. Влияет на духовную сферу жизни общества, формирует правовую систему государства и правосознание его граждан [4, с. 34].

– Опыт, выраженный в социально-организованных коллективах, который содержит правовые ценности. Он передается от одного поколения к другому в определенных пространственно-временных рамках и приобретает устойчивые формы выражения в государственно-правовом пространстве общества [5, с. 129].

Однако, если рассматривается традиция как готовая правовая модель без учета возможности творчества, это может привести к стагнации. В современной юриспруденции важно достичь баланса между традицией и новаторством. Правовая традиция, становясь общепринятым образцом поведения, должна быть основой формирования правовой культуры общества [3, с. 217].

Понятие государственной правовой традиции относится к совокупности законов, обычаев и институтов, которые развивались в рамках конкретного государства с течением времени. Эти традиции отражают уникальную историю, культуру и ценности общества, и они играют решающую роль в формировании правовой системы и управления страной.

Эта концепция сформирована историческими, сравнительными и социально-правовыми перспективами, изучающими развитие правовых традиций с течением времени, а также сходства и различия с правовыми традициями других стран. Социально-правовые подходы анализируют социальные, культурные и политические факторы, повлиявшие на формирование и эволюцию государственно-правовой традиции [4, с. 316].

Например, государственно-правовая традиция России выражается в развитии верности ценностям и уважении к историческим ценностям и культуре страны. Формирование такой традиции позволяет наследовать и передавать следующим поколениям накопленные знания, опыт и мудрость предков. Это позволяет создать чувство целостности и принадлежности к определенному народу, что способствует укреплению национальной идентичности и гражданского сознания.

Формирование государственно-правовой традиции России позволяет разработать эффективную систему для стабилизации и установления справедливости и равенства перед законом [6, с. 418]. Например Михаил Михайлович Сперанский представлял Россию как страну, нуждающуюся в важных изменениях и модернизации. В своих трудах он акцентировал внимание на необходимости укрепления государства, введении законодательных реформ, повышении образования и развитии экономики. М. М. Сперанский считал существующую государственную систему устаревшей и вместо абсолютизма предлагал выбрать путь конституционализма, но противником самодержавия он не был, либеральные реформы он рассматривал как способ укрепления власти императора и минимизации рисков революционных движений.

Проекты Михаила Михайловича Сперанского отличаются тем, что с их помощью проявляется представление о необходимости сохранения самодержавной власти. Однако важно то, что он также акцентирует внимание на началах «разумности в согласии с волей народа» и «постепенности». При анализе юридического и правового наследия этого великого правоведа и реформатора, можно выделить одну из его правовых формулировок: «Нельзя строить систему управления так, чтобы один орган власти составлял закон и его исполнял» [7, с. 12]. М. М. Сперанский представлял Россию не только могущественной и централизованной, но и справедливой, просвещенной и отзывчивой к потребностям народа.

Например, о государственном устройстве М. М. Сперанский начал размышлять ещё в юные годы. В девятилетнем возрасте Михаил Михайлович Сперанский произнес проповедь, суть которой сводилась к следующему: «Человеческий разум даст наилучший чертеж для образования общества, напишет наилучшие законы, предусмотрит неудобства, ограничит силу властей, но при развращенном сердце он сам же поведет к безначалию и замешательству» [7, с. 14]. М. М. Сперанский пронес эту позицию через года и в дальнейшем сформировал свое особенное понимание государственного устройства.

Главным инструментом для М. М. Сперанского был человек, именно он был созидателем, который в единстве с природой меняет мир к лучшему. Особенно важным М. М. Сперанский считал нравственность и мораль. Без сострадания и любви ко всему окружающему и объединению людей невозможно достичь стабильности и социального и политического равенства, а права и свободы человека – это основа, без которой социальный порядок не может существовать. М. М. Сперанский также считал, что законы должны находить отклик в обществе, без этого они не могут быть эффективными и не приводят к желаемому результату [8, с. 9]. Михаил Михайлович Сперанский считал, что власть должна быть публичной, а государственное устройство должно являться совместной задачей правительства и населения, т.к. деятельность правительства направлена на народ и должна основываться на его интересах [8, с. 11].

Отношение Михаила Михайловича Сперанского к политике подкреплялось глубокой приверженностью верховенству закона и продвижению правосудия в российском государстве. Усилия по кодификации законов и создания единообразной правовой системы отражали веру в важность правовой базы для более четкого формирования государственности [9, с. 157].

Взгляд М. М. Сперанского на государственность Российской империи выражал глубокое понимание управления, права и сложной динамики государственной власти. Например, в «Плане всеобщего государственного образования» М. М. Сперанский отмечал: «Три великие системы издревле разделяли политический мир – система республик, система феодальная и система деспотическая. Первая под различными наименованиями и формами имела то отличное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественными или, так сказать, материальным ее разделением. Третья ни меры, ни границ не допускала. Примеры первой системы мы видели в республиках греческих и в Римской. Вторая система основалась на Севере и оттуда распространилась по всей Европе. Третья утвердила свое владычество на Востоке» [9, с. 7]. М. М. Сперанский рассуждает о разумности государственных преобразований и их актуальности. Примечательно, что в работе он сравнивает положение Российской империи и стран Запада, анализируя и сопоставляя события и изменения в системе правления.

С учетом исследований Михаила Михайловича Сперанского, использовавшихся в Императорских Манифестах от 6 августа 1905 года и от 17 октября 1905 года, впервые в политической системе России появился парламентский институт Государственной думы [10, c. 86]. В период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года под Временным правительством были созданы органы, такие как Юридическое Совещание и Особая комиссия по составлению проекта Основных Государственных законов. Представители этих органов обращались к работам и историческому опыту М. М. Сперанского при формировании ключевых политических и правовых принципов для будущего государственного устройства России, которые предполагалось рассмотреть на Учредительном Собрании.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов, в период политического кризиса в СССР, лидеры либеральной контрэлиты, включая Б.Н. Ельцина и его команду, обратились к дореволюционному политическому наследию России, включая работы Сперанского, в попытке найти идеологическую альтернативу советской системе.

В 1993 году, в ходе противостояния с Верховным Советом РФ, команда Б.Н. Ельцина была вынуждена оперативно разработать проект новой Конституции, учитывая западный опыт и работы российских ученых XIX – начала XX веков. Труды М.М. Сперанского, включая его проект Государственной думы и структуры других государственных органов, вновь послужили основой для этих изменений.

В 2000 году в политической системе России утвердился институт Государственного совета, прототип которого был предложен М. М. Сперанским уже в 1809 году. Внесенные поправки в Конституцию РФ в 2008 и 2020 годах также соответствуют политической и правовой философии М. М. Сперанского. Следовательно, Михаил Михайлович Сперанский является не только важным представителем отечественного социально-политического наследия, но и фактически его многолетние труды легли в основу постепенного формирования современной политической системы Российской Федерации.

Михаил Михайлович Сперанский является основоположником системно-теоретического подхода к проблеме разделения властей в России. Идеи М.М. Сперанского сформировались на основе некоторого влияния западноевропейских политико-философских философов и писателей, таких как Д. Локк и Шарль Луи де Монтескье, а также опыта Североамериканских Соединенных Штатов и Франции [9, с. 131].

М.М. Сперанский предложил создание специального министерства путей сообщения, что является прототипом современного министерства транспорта РФ с его стратегическими коммуникационными функциями. Он также предлагал создание «особого государственного казначейства», что является прототипом Центрального банка РФ. Михаил Михайлович считал, что эффективная работа министерств невозможна без стройной системы нормативных актов, служебных инструкций, уставов, определяющих обязанности чиновников, и определяющих порядок работы с документами, а также количество и вознаграждение сотрудников и штрафные санкции.

Проекты политических преобразований М.М. Сперанского содержали многочисленные исследования и рекомендации по совершенствованию российского административно-бюрократического аппарата, с целью эффективного функционирования и укрепления государства. Эти идеи остаются актуальными и в настоящее время. Историк В.В. Леонтович отметил важность проектов Михаила Сперанского по реформированию исполнительной власти для будущего развития успешной России: «Идея Сперанского заключается в строительстве государственной власти на постоянных основах, правительство должно стоять на прочной конституционно-правовой основе, и его деятельность должна происходить в рамках закона» [11, с. 69].

Неотъемлемой частью проектов социально-политических реформ М.М. Сперанского было распределение степени, функций и полномочий власти в России между исполнительно-бюрократическими структурами и местным самоуправлением. В настоящее время Конституция РФ посвящает отдельную главу местному самоуправлению, однако, на рубеже XIX века идеи М.М. Сперанского о перераспределении власти и делегировании «большей части дел местам» [12, с. 162], и закрепление этого перераспределения законодательным путём, были совершенно новаторскими.

В своих проектах социально-политических преобразований М.М. Сперанский предложил схему рационального распределения «государственной силы» с учетом административного деления страны на губернии. Он выделил области, которые «по своей территории и населению не могут входить в общую систему управления» [6, с. 91], то есть с особым устройством, но при применении общих государственных законов. Он предложил создание пяти таких областей. В этой связи можно отметить определенные аналогии с поправкой к Конституции РФ (июль 2020 года), которая вносит изменения в статью 67 третьей главы и выделяет особый статус федеральных территорий, организованных в соответствии с федеральным законом.

Михаил Михайлович Сперанский внес значительный вклад в развитие парламентаризма в России, поэтому его важную роль стоит отметить. Конституция РФ в пятой главе посвящена положению и роли высших представительных институтов в политической системе страны, а именно Федерального Собрания. Государственная дума здесь определена как одна из палат Федерального Собрания, где депутаты избираются на пятилетний срок.

В заключении важно отметить следующее: общественно-политические реалии любой эпохи фактически всегда имеют свои исторические предпосылки, корни, истоки, и это всегда отражается в обыденном сознании. Одной из главных целей научных исследований является возможность выявления этих основных факторов. Ярким примером этого является адаптированность современного российского сознания к особенностям политической системы Российской Федерации, а также к текущим социально-политическим процессам.

Следовательно, начало современной политической системы России было заложено еще в XIX веке в концептуальных проектах Михаила Михайловича Сперанского, который был известным государственным деятелем своего времени. Теоретические работы М.М. Сперанского до сих пор оказывают влияние на политическую практику России и на формирование социально-политических институтов.

В работах Михаила Михайловича важными являются вопросы о балансе полномочий между исполнительными структурами и местным самоуправлением в России, и это влияет на практику современного федерализма и организации местной власти в настоящее время.

Интерес к личности и деятельности М.М. Сперанского сохраняется, и он вызван не только публикациями, посвященным юбилейным событиям, связанными с памятными датами. Выпуск монографий, рецензий на них и множество статей, где рассматривается деятельность Михаила Михайловича, свидетельствуют о масштабе государственных преобразований в России, связанных с его именем. Изменения в Конституции Российской Федерации от 1 июля 2020 года, а также изменения, внесенные в кодексы Российской Федерации, мотивируют изучение творческого наследия и трудов М.М. Сперанского.

Интерес к деятельности Михаила Михайловича проявляют архивисты, историографы, процессуалисты, философы, социологи и культурологи. Ученые практически всех крупных научно-образовательных центров России успешно занимаются различными аспектами государственной деятельности российского реформатора [13, с. 16]. В современных публикациях представлено больше подходов к оценке деятельности М.М. Сперанского, отличающихся большим разнообразием. Каждый исследователь оценивает деятельность Михаила Михайловича со своей авторской позиции и использует собственную исследовательскую конструкцию, вводя новые определения [13, с. 16].

В истории российской общественной мысли Михаил Михайлович Сперанский занимает особое место в эффективности своих теоретических работ, которые оказывали непосредственное или косвенное влияние на историческую и политическую практику. Важно отметить ограниченное количество работ на тему исследования государственности в работах М. М. Сперанского, что указывает на актуальность изучения данного вопроса другими авторами.

 

Список литературы:

  1. Матюхин А.В. М.М. Сперанский: у истоков российского либерализма / А.В. Матюхин // Журнал политических исследований. – 2020. – Т. 4. № 1. – 173 с.
  2. Карбонье Ж. Юридическая социология: монография / Ж. Карбонье // Москва: Прогресс. – 1986. – 350 с.
  3. Цваргейт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: монография: в 2 т. Т. II: Договор. Неосновательное обогащение / К. Цваргейт. – Москва: Международные отношения, 1998. – 480 с.
  4. Медушевский А.Н. Социология права: монография / А.Н. Медушевский // Москва: Директ-Медиа. – 2006. – 813 с.
  5. Чичерин Б.Н. Собственность и государство: монография / Б.Н. Чичерин // Москва: Мартынова. – 1882. – 468 с.
  6. Чичерин Б.Н. Философия права: монография / Б.Н. Чичерин // Москва: Юрайт. – 2019. – 371 с.
  7. Сперанский М.М. Записка о монетном обращении графа Сперанского с замечаниями графа Канкрина / М.М. Сперанский // Санкт-Петербург: Тип. – 1895. – 57 с.
  8. Сперанский М.М. Записка о военных поселениях / М.М. Сперанский // Санкт-Петербург: Тип. – 1825. – 32 с.
  9. Сперанский М.М. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России / М.М. Сперанский // Санкт-Петербург: Тип. – 1901. – 17 с.
  10. Казарин В.Н. История российской государственности в региональном измерении. М. М. Сперанский и Н. Н. Муравьев-Амурский: современная оценка / В.Н. Казарин // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. – 2020. – Т. 32. – 194 с.
  11. Сперанский М.М. План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов 1809) / М.М. Сперанский // Москва: Русская мысль. – 1905. – 359 с.
  12. Сперанский М.М. Проекты и записки / М.М. Сперанский // Москва: АН СССР. – 1961. – 244 с.
  13. Ишутин А.А. Идея целостности как российский социально-политический феномен / А.А. Ишутин // Журнал политических исследований. – 2020. – Т. 4. № 2. – 182 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.