Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 24 января 2024 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бадмаев Д.Б. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОТЕРПЕВШЕГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(77). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 80-83.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОТЕРПЕВШЕГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Бадмаев Донир Баирович

магистрант, кафедра уголовного права, процесса и криминалистики Института права и экономики ФГБОУ ВО Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова,

РФ, г. Улан-Удэ

Согласно ч. 1 ст. 42 УПК РФ [1] потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Понятие, сформулированное в УПК РФ, принадлежит по большей мере именно праву материальному, поскольку здесь понятие «потерпевший» исходит из определения вреда, причиненного какому-либо лицу соответствующим преступлением. В этом состоит дискуссионный аспект по принятию законодательного определения потерпевшего в уголовно-процессуальном законодательстве.

Рассуждая о потерпевшем, И.А. Фаргиев отмечает, что понятие потерпевшего от преступления в уголовном праве и уголовном процессе не всегда совпадают, это обусловлено, с одной стороны, различными функциями, которые выполняет потерпевший в уголовном праве и уголовном процессе, с другой стороны, различными задачами, стоящими перед той или иной отраслью права [7, с. 22].

Потерпевший является субъектом уголовно-правовых отношений, которые при необходимости обеспечивают реализацию его интересов; он претерпевает определенный вред, причиненный ему конкретным преступлением в зависимости от того, какое место данное преступление занимает в необходимой отрасли; по состоянию потерпевшего определяется характер вреда и его непосредственность, что охватывается диспозицией соответствующих норм Особенной части УК РФ; потерпевший имеет конкретное отношение к причиненному вреду.

В уголовном процессе потерпевший появляется, когда лицо признается пострадавшим от преступного деяния на законных основаниях, а в отношении преступника в это время уже возбуждено уголовное дело, в котором потерпевший играет активную роль [3, с. 194].

Пострадавшим будет являться лицо, информиру­ющее соответствующие органы о нанесении ему вре­да в рамках уголовно-процессуальных правоотноше­ний до приобретения статуса потерпевшего или ус­тановления факта о том, что вред, данному лицу пре­ступлением не наносился. В связи с этим, логичным представляется введение в УПК РФ самостоятельной ста­тьи с обозначением понятия пострадавший, прав и обязанностей пострадавшего, как полноценного уча­стника уголовного процесса, существование которо­го рассчитано, в основном, на первой стадии уголов­ного процесса [4, с. 78].

УПК РФ основан на принципе состязательности и равноправия сторон, что породило дискуссию среди ученых-процессуалистов по вопросу уравнения процессуального положения обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и потерпевшего.

Мнение потерпевшего в сфере уголовного судопроизводства учитывается минимально и отодвигается на второй план, невзирая на явную значимость в уголовном процессе его как участника. Defacto законом защищаются права двух сторон: с одной - общества и государства, с другой - обвиняемого (подозреваемого, подсудимого).

В настоящее время, некоторые ученые-правоведы, настаивают на том, чтобы права потерпевшего были уравнены с правами обвиняемого. Мнение по данному вопросу отмечает И.С. Смирнова. Она утверждает, что правоприменительная практика и законодательство РФ в области защиты прав лиц, потерпевших от преступлений, разнятся. Defacto и dejure потерпевшие находятся в дискриминируюмом положении, где по сути, степень правовой защиты потерпевшего ниже, чем подозреваемого и обвиняемого. Позиция И.С. Смирновой заключается в том, что необходимо внести определенные изменения и положения в действующий УПК РФ, для того чтобы потерпевший в уголовном судопроизводстве приобрел тот уровень защиты прав, что и обвиняемый (подозреваемый), поскольку дисбаланс их прав, как сторон уголовно-правового спора, имеет место быть [6, с. 61].

При определении понятия потерпевшего дискуссионным является вопрос о применении положений о физическом, имущественном или моральном вреде, который может быть причинён лицу в результате преступления. Дефиниция «вред» не имеет закрепленного значения в законе и поэтому порождает закономерные вопросы о его действительном содержании и, как следствие, возможности расширения такого содержания путём включения в него тех или иных элементов.

Современное определение потерпевшего не охватывает весь перечень прав и законных интересов, которые могут быть нарушены преступлением, что, в свою очередь, порождает сложности в правоприменительной практике: в отсутствие качественной дефиниции должностные лица не всегда могут принять оперативное, но вместе с тем обоснованное решение относительно признания лица потерпевшим. Формальный состав преступления отличается от материального тем, что в первом последствия от общественно-опасного деяния не наступили, а во втором обязательным условием выступает наступление общественно опасных последствий. Можно привести пример, на основании ст. 145 УК РФ [2] «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет». В случае, если работодатель откажет в приеме на работу женщины на основании ее беременности, то это будет являться формальным составом преступления, поскольку не вызывает наступления тех или иных негативных последствий для женщины. Тем не менее, для того, чтобы женщина была признана соответствующими органами потерпевшей от указанного преступления, необходимо наличие факта причинения ей вреда в результате совершения данного общественно-опасного влияния. Следует, однако, отметить, что наличие нравственных или физических страданий потерпевшего, также будет принято во внимание и квалифицировано как моральный вред.

В качестве решения обозначенной проблемы и в целях оптимизации работы органов следствия, органов дознание и судов представляется рациональным внести изменения в принятое определение потерпевшего, заменив термин «вред» с последующим его раскрытием, на «нарушение прав и законных интересов».

Разница процессуального состояния потерпевшего в деле как участника уголовного процесса от остальных участников, заключается в том, что:

  1. Потерпевший выступает участником в деле со стороны обвинения;
  2. Потерпевший является свидетелем и очевидцем содеянного преступления;
  3. Потерпевший выступает как автономный участник уголовного процесса, который участвует в деле как пострадавшее заинтересованное лицо в осуществлении личных законных интересов, по закону которому должен быть возмещен моральный, физический, материальный вред.

Данные особенности потерпевшего непосредственно со стороны уголовного процесса определяют его процессуальное положение и особую значимость в судопроизводстве РФ.

Таким образом, УПК РФ определяет защиту прав потерпевших как первоочередное назначение уголовного судопроизводства, однако, по многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравнозначное положение относительно таких участников процесса, как подозреваемый, обвиняемый и подсудимых, потому с учётом правоприменительной практики он фактически предстаёт второстепенным участником уголовного судопроизводства, кем с теоретической точки зрения потерпевший являться не может. Такое положение позволяет рассматривать не полную реализацию в уголовном судопроизводстве принципа состязательности и равноправия сторон [5, с. 120].

 

Список литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481 (Дата обращения: 20.01.2024).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СПС КонсультантПлюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (Дата обращения: 20.01.2024).
  3. Верещагина М.С. Потерпевший от преступления: соотношения понятий уголовного права, уголовно-процессуального права и криминологии // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве: сборник статей по результатам II международной научно-практической конференции: в 2 тт. Том 2. - Симферополь: Изд-во «Ариал», 2023. - С. 189-194.
  4. Ермакова Т.Н., Зорин С.Л., Петухов Ю.Е. О правовой природе понятия «потерпевший» в уголовном судопроизводстве // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2023. - № 4 (58). - С. 74-79.
  5. Зыков Д.А., Аристов А.В. Понятие правового статуса потерпевшего в уголовном процессе // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 101-2. - С. 118-122.
  6. Смирнова И.С. Асимметрия прав потерпевшего и обвиняемого (подозреваемого) // Вестник Омской юридической академии. - 2016. - № 2 (31). - С. 59-62.
  7. Фаргиев И.А. Учение о потерпевшем в уголовном праве России: автореф. дис. ... док. юрид. наук: 12.00.08. - Москва, 2005. - 38 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.