Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 декабря 2023 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Конституционное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Амарян Р.Т. НАРОДОВЛАСТИЕ КАК ПРИНЦИП КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(76). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 31-35.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАРОДОВЛАСТИЕ КАК ПРИНЦИП КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

Амарян Руслан Титалович

магистрант, Волгоградский Государственный Университет,

РФ, г. Волгоград

DEMOCRACY AS A PRINCIPLE OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM OF RUSSIA

 

Ruslan Amaryan

Undergraduate student Volgograd State University

Russia, Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются отдельные аспекты реализации принципа народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации. Затрагивается проблема вовлечения населения в непосредственное участие в управлении делами государства с необходимостью разработки принципиально иных подходов к вовлечению населения в данную область.  

ABSTRACT

The article examines aspects of the implementation of the principles of democracy as the foundations of the constitutional system of the Russian Federation. The problem of processing the population in direct participation in the management of state affairs is touched upon with the need to develop principles and approaches to the adaptation of the population in a given region.

 

Ключевые слова: Конституция РФ, народовластие, основы конституционного строя.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, democracy, foundations of the constitutional system.

 

12 декабря 1993 года на всероссийском референдуме был принят новый основной закон – Конституция Российской Федерации 1993 года, которая определила не только базовые положения о государственном устройстве и общие положения о регулировании общественных отношений, но также закрепив и начала российского государства – основы конституционного строя – незыблемые положения, идейно заложенные в формирование всей современной российской государственности, являющиеся ориентиром ее развития [7, c. 9].

Следует отметить, что необходимость таких преобразований объективно назрела еще во второй половине 80-х годов ХХ века. Принятый советским государством курс на ускоренное преобразование социально-экономической и общественно-политической жизни СССР, получивший официальное обозначение «Перестройка», стал закономерным следствием кризиса всей государственной системы. Идеология марксизма-ленинизма, принятая в качестве основы жизнедеятельности советского государства в 1922 году, имела руководящий характер и основную силу, что было прямо закреплено в ст. 6 Конституции СССР 1977 года [2]. Это же положение во многом нивелировало многие другие основы жизнедеятельности советского государства: главенствующая роль политической идеологии, во многом не считавшейся с объективными обстоятельствами и не желающая каким-либо образом приспосабливаться к переменам в обществе, в конечном счете, и стала «камнем преткновения», который под давлением нарастания социальной напряженности был ликвидирован в 1990 году, после чего руководящая роль идеологии марксизма-ленинизма и ее главного защитника – Коммунистической партии Советского Союза – была прекращена [6]. Тем не менее, такой шаг в условиях стремительного и самостоятельного развития процессов распада с попутным формированием в союзных республиках собственных основ уже независимой государственности, становившихся в дальнейшем основами конституционного строя, оказался явно недостаточным. Нерешительность высших должностных лиц советского государства в ходе принятия решения относительно проведения в жизнь объективно назревших перемен во многом и стала причиной того, что спустя немногим больше 1 года Советский Союз прекратил свое существование, предоставив возникшим на его месте независимым государством право, а также необходимость самостоятельно формировать новые основы своего функционирования.

Новый основной закон российского государства позволил закрепить новые положения, закладываемые в базис существования российского государства – основы конституционного строя – среди которых выделяется положение о народовластии, определяемом в ст. 3 Конституции РФ. В его содержание было заложено принципиально иное построение формирования системы государственной и местной власти: главным субъектом и носителем власти признавался многонациональный народ Российской Федерации, который, принимая участие в управлении государством в следующих формах:

  • непосредственно (через поступление на государственную и муниципальную службу, а также в качестве реализации пассивного избирательного права при выдвижении своей кандидатуры на выборах);
  • путем реализации активного избирательного права при голосовании за отдельных кандидатов на выборные посты[1].

Весьма интересным, что авторами ныне действующей Конституции РФ был избран именно термин «народ», а не «население», «граждане» и тому подобную терминологию. Данный подход является странным, если учитывать, что доступ к реализации отдельных функций в политическом управлении преимущественно возможен только для граждан Российской Федерации. Объяснение этому выдвигается тем, что термин «народ» является своего рода особенностью стилистики и духа конституционных актов, что довольно характерно для таковых документов по всему миру, то есть, «…говоря о народе, мы подразумеваем тех же граждан, но акцент при этом делаем не на их правовой статус, а на той государствообразующей функции, которую они как социальная общность выполняют» [4, c. 105].

Таким образом, каждый гражданин России отныне самостоятельно принимал решение о том, каким путем пойдет развитие государства не только в политическом плане, но также и в плане многочисленных сфер общественных отношений, которые каждодневно подергаются регулированию и развитию со стороны формируемой системы политического управления [8, c. 56].

Однако, реализация отдельных вопросов, связанных с принципом народовластия, вызывает отдельные вопросы в сфере юридической науки и иных смежных сферах научного познания. В этом контексте довольно сложно выбрать наиболее актуальный вопрос, но к числу таковых с уверенностью можно отнести проблему сочетания принципа народовластия с принципом профессионализма в рамках организации системы политического управления государством. Ни оспаривая и не умаляя право каждого гражданина России на участие в делах государства, тем не менее, полагаем, что профессионализм в представленной сфере все же должен быть поставлен как минимум наравне с принципом народовластия. При этом, автор в полной мере согласен с М.Л. Давыдовой, которая утверждает, что «Доступность правовой информации обществу…и техническая возможность донести общественное мнение до центра принятия властного решения…делают идею непосредственной демократии практически реализуемой» [3, c. 131]. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что возможность привлечения в сферу народовластия большого круга политически активных граждан необходима, поскольку позволяет таким образом лучше понимать настроения общества, однако решающим, в том числе и в плане контроля данного процесса, мнением должны обладать профессионалы в сфере политического управления.   

Многие аспекты организации политической системы управления, например, законотворческая деятельность, очевидно, требуют наличия от участвующих в ее реализации лиц как минимум базового представления о законотворческом процессе и о приемах юридической техники, получить которые можно исключительно в процессе обучения. Оптимальный баланс между указанными началами возможен в ходе реализации данного направления, например, путем общественного обсуждения отдельных законопроектов, вовлекая, таким образом, население в реальное осуществление народовластия. В то же время, как верно было указано ранее упомянутой М.Л. Давыдовой, «…наличие демократических процедур на деле может оказаться лишь имитацией» [5, c. 26]. В условиях, когда уровень политической активности населения остается стабильно невысоким, процесс реального вовлечения нередко превращается в обычную формальность, не играющей действительной роли в процессе принятия отдельных политических решений, что представляется одной из значительных проблем в этой сфере общественных отношений.

Таким образом, необходимо отметить, что реализация принципа народовластия как основа конституционного строя, несомненно, являющаяся одной из важнейших направлений в развитии современного общества и государства, в настоящее время требует пристального внимания и объективного пересмотра с позиции новых условий ее реализации в современном мире. Ключом к этому представляется поиск новых способов вовлечения населения страны к участию в управлении государством, отличных от существующих в настоящее время, которые, к сожалению, ввиду целого ряда факторов, не находят своего отклика у значительной части населения российского государства.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок и с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – Российская газета. – 04.07.2020. – №144.
  2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята Верховным Советом СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // «Свод законов СССР». – т. 3. – С. 14.
  3. Давыдова, М. Л. Демократизация правотворчества: принцип здравого смысла в применении технико-юридического инструментария / М. Л. Давыдова // Юридическая техника. – 2014. – №8. – С. 131-134.
  4. Давыдова, М. Л. Многонациональный народ Российской Федерации как источник государственной власти субъекта РФ: за и против / М. Л. Давыдова, Ю. А. Боков // Московский юридический журнал. – 2019. – №1. – С. 101-111.
  5. Давыдова, М. Л. Проблемы федерального и регионального правотворчества в свете реализации конституционного принципа народовластия / М. Л. Давыдова // Конституция России: глобальное, национальное, региональное: Материалы Международной научно-практической конференции, Волгоград, 05 декабря 2013 года. – Волгоград: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Волгоградский филиал), 2013. – С. 25-28.
  6. Литичевский, Б. В. Политические партии России в конституционном процессе 1990-1993 годов / Б. В. Литчичевский // Наука. Общество. Оборона. – 2020. – №2 (23). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-partii-rossii-v-konstitutsionnom-protsesse-1990-1993-godov (Дата обращения: 17.12.2023).
  7. Носов, С. И. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации / С. И. Носов // Право и современные государства. – №. 1. – 2019. – С. 9-17.
  8. Чепурнова, Н. М. Конституционный принцип народовластия в Российской Федерации: проблемы реализации / Н. М. Чепурнова // Вестник Московского университета МВД России. – №. 5. – 2018. – С. 55-62.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий