Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 декабря 2023 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК НОВОГО ВИДА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
АННОТАЦИЯ
Автор затрагивает проблему новых видов преступлений, которые появились с развитием информационного общества и сети Интернет. Преступления против личности его прав и свобод перешли в виртуальное пространство и в законодательстве необходимо вводить поправки, чтобы обеспечить гражданам защиту от киберпреступлений.
ABSRACT
The author touches upon the problem of new types of crimes that have appeared with the development of the information society and the Internet. Crimes against the person, his rights and freedoms have moved into the virtual space and amendments must be introduced in the legislation to provide citizens with protection from cybercrime.
Ключевые слова:новые виды преступлений; киберпространство; киберпреступления; буллинг; кибербуллинг.
Keywords: new types of crimes; cyberspace; cybercrimes; bullying; cyberbullying.
Информационное общество как ступень в развитии социума внесло свои коррективы во всё сферы жизни. Появление интернета, социальных сетей, информационных площадок позволило быстро общаться, получать необходимую информацию, наблюдать и анализировать жизнь родных и чужих людей. Интернет внёс разнообразие и много полезного и доброго в жизнь рядового гражданина, но как бы отметил любитель философии - добро является парной категорией с понятием "зло", а значит с появлением интернета появились и злые, уголовно наказуемые деяния, о которых автор проведёт анализ в данной статье.
Интернет часто называют киберпространством, что означает виртуальную реальность, реальность неизвестную, завораживающую и несущую опасность. Появление интернет-пространства, социальных сетей, мессенджеров породило новые виды преступлений, которые стали именовать с словом-приставкой «кибер», что означает преступления, совершенные в информационной среде. Среди таких видов новых преступлений можно выделить кибермошенничество, киберкражи, кибертерроризм, кибербуллинг и др. Все киберпреступления наносят огромный вред государству, которое ставит целью соблюдения прав и свобод человека, защиты чести и достоинства личности, его здоровья и собственности.
Преступления в данной реальности происходят часто. Преступления в виртуальной среде носят названия киберпреступления, и относятся к категории новых преступлений. Киберпреступления разделились на два типа: насильственные и ненасильственные преступления. К насильственным киберпреступлениям относят преступления связанные с угрозой совершения физической расправы, киберпреследования над взрослыми и детьми, киберэкстремизмом, кибертерроризмом и другими преступлениями против личности.
Ненасильственные киберпреступления направлены на нарушение владения в киберпространстве, киберворовство, кибермошенничество, продвижению виртуальных интим услуг, проституции и т. д. сети Интернет, незаконный оборот наркотиков с использованием сети Интернет, азартные игры в сети Интернет, отмывание денег с помощью электронного перемещения, деструктивные киберпреступления и другие киберпреступления). Все виды киберпреступлений совершаются лицами, которые носят анонимный характер. Жертвы преступлений не понимают откуда исходит опасность и личности, которая им угрожает.
Государство через свои социальные и правовые институты ищет пути решения для проблемы с киберпреступлениями и разрабатывает механизмы защиты через законы, акты, регламенты. Например, регистрация в сети интернет требует от пользователя внесения своих персональных данных, это делается для идентификации пользователя, его данных для соблюдения прав и свобод пользователей сети, социальных сетей, мессенджеров, но данные могут быть недостоверными, а значит найти преступника будет сложнее.
Как отмечает Н.С. Бобровникова, в «связи с тем, что информация может быть недостоверной или выдуманной в общении может возникать не понимание и даже агрессия – кибер-агрессия. Многие авторы (В.А. Внебрачных; И.В. Ксенофонтова; Г.И. Солдатова и др.) рассматривают подобный феномен как девиацию и выделяют множество форм, основными из которых выступают троллинг, астротурфинг и кибербуллинг» [2, с.6]. Из чего можно сделать вывод, что интерент общение между пользователями может рождать деструктивные и девиантные отношения по причине анонимности многих пользователей. Это можно объяснить теорией З.Фрейда и Д.Юнга о бессознательном или Э. Фрома об анатомии реактивной человеческой деструктивности. Проблема киберпреступлений из мира реального перекочевала в мир виртуальный и кибербуллинг есть буллинг в реальном мире. Киберпреступления, в том числе кибербуллинг можно назвать преступлениями глобального масштаба, глобальность в данном случае характеризуется по причине масштабности в пределах мирового пространства.
А.А.Кульпин в статье опубликовал статистические исследования кибербуллинга среди несовершеннолетних и пришел к выводу, что «травля в Интернете характерна для развитых стран с высоким уровнем распространения и развития Интернета» [4, с.15], но здесь необходимо добавить, что нельзя исключать и слаборазвитые страны, в которые Интернет стал просачиваться, а значит, проблема в скором времени будет актуальна. Статистика кибербуллинга в России среди подростков следующая:
- 47% подвергались интернет травле;
- 36% подвергались интернет травле более одного раза;
- 11% подвергались интернет травле один раз[4, с.19].
Продолжительность кибербуллинга длится от недели и более. На уровне страны, в среднем 10% школьников сталкиваются с травлей в соцсетях и мессенждерах. Травля в соцсетях носит различные степени тяжести и в некоторых случаях может привести к суициду подростка. Буллинг начинается с речевой агрессии через смс и голосовые сообщения, посты, комментарии и многие другие способы травли (деструкция, флейминг, имперсонизация и другие).
А.И. Лакисова, А.А. Белогура в анализе кибербуллинга, через речевые коммуникации пришли к выводу, что буллинг перешел в кибербуллинг, который не поменял своей цели в речевой агрессии, направленной на жертву буллинга. Как отмечают авторы «наиболее частотными проявлениями речевой агрессии таких форм кибербуллинга, как деструкция, преследование, флейминг, имперсонизация является прямой тип, обращённый непосредственно на лицо, вызывающее раздражение» этому способствует структура самой сети интернет, а также дистанцированность провокатора от жертвы [5, с.128].
Авторы исследователи, И.С. Карауш, И.Е. Куприянова, А.А. Кузнецова, указывают причинно-следственную связь между интернет буллингом и суицидом у подростков, они отмечают следующее: «Ситуация переживания травли в Интернет-пространстве связана с широким спектром проблем психического здоровья и поведения у подростков – депрессией, тревогой, низкой самооценкой, повышением риска употребления психоактивных веществ, формированием суицидального поведения. В обзоре дана характеристика формам и специфике данного явления, особенностям мотивации и психологическим характеристикам «агрессоров» и «жертв»» [3, с.117]. Поведение жертвы в кибербуллинге зависит от гендера, так у парней наблюдается «склонность к экстернализации, более склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, рискованному поведению. Девочки-подростки, являющиеся объектами кибербуллинга, более склонны к интернализации, демонстрируют большое количество и разнообразие эмоциональных проявлений и больший уровень психологической дезадаптации в сравнении с мальчиками, а также имеют более высокий риск суицидальных мыслей и попыток». Количество попыток суицидов у девушек в два раза больше, чем у парней, а возникновение суицидальных мыслей в 3-4 раза. Девушки по мнению авторов испытывают при кибербуллинге чувство «абсолютной безнадёжности» [3, с.117].
Против кибербуллинга как нового вида преступления пока нет мер наказания в российском законодательстве. Анализ нормативно-правовой литературы и законодательства выявил, что преступления в виртуальном пространстве (кибербуллинг) можно рассматривать в рамках следующих статей Уголовного Кодекса Российской Федерации:
- Статья 110. Доведение до самоубийства;
- Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
- Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни;
- Статья 213. Хулиганство;
- Статья 128.1. Клевета;
- Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства [1]. Главной проблемой является появление новых видов преступлений и отсутствие норм для наказания из чего следует, что необходимо ввести поправки в статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации для защиты населения от проблем современного общества связанных с преступлениями в виртуальном мире.
Список литературы:
- Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023). // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 14.12.2023).
- Бобровникова Н.С. Опасность интернета – кибербуллинг // Восточно-европейский научный Вестник.– 2015. –№1. – С.6-9.
- Карауш И.С., Куприянова И.Е., Кузнецова А.А. Кибербуллинг и суицидальное поведение подростка // Научно-практический журнал. Суицидология. – 2020. Том 11, – № 1 (38). – С. 117-129.
- Кульпин А.А. Кибербуллинг: понятие, сущность, механизм воздействия на суицидальное поведение подростка // Альманах молодого исследователя. – 2018. –№5. – С.15-19.
- Лакисова А.И., Белогура А.А. Формы кибербуллинга как проявления речевой агрессии в сети интернет // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2023. –№4(51). – С.126-128.
дипломов
Оставить комментарий