Статья опубликована в рамках: LXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2023 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
THE CONCEPT OF CATEGORIES OF CRIMES AND THEIR CRIMINAL LEGAL IMPORTANCE
Ilyas Khaselkhanov
master's student Rostov branch, FSBEI HE Russian State University of Justice,
Russia, Rostov-on-Don,
Elena Moskaleva
Senior lecturer of the department Rostov branch, FSBEI HE Russian State University of Justice,
Russia, Rostov-on-Don,
АННОТАЦИЯ
Специфика классификации и категоризации преступлений состоит в том, что определяемое явление может рассматриваться как с формально-логической, так и с содержательной точки зрения. Основанием категоризации преступлений выступает характер и степень общественной опасности преступления, которые конкретизируются в санкции и форме вины.
ABSTRACT
The specificity of the classification and categorization of crimes consists in the fact that the phenomenon being defined can be considered both from a formal-logical and from a substantive point of view. The basis for the categorization of crimes is the nature and degree of public danger of the crime, which are specified in the sanction and the form of guilt.
Ключевые слова: категория преступления, классификация преступлений, уголовно-правовое значение категоризации преступлений, уголовная ответственность.
Keywords: category of crime, classification of crimes, criminal-legal meaning of categorization of crimes, criminal liability.
Без структурированной классификации всех преступлений, отнесение преступления к какой-либо категории невозможно. Классификация преступлений имеет незыблемое теоретическое и практической значение. По мнению Н.Н. Маршаковой, функциональное значение классификации преступлений проявляется в возможности на основании единых классификационных критериев объединить в крупные типологизированные комплексы уголовно-правовые институты [1, с. 7]. Достаточно глубокого подхода придерживается Н.Г. Кадников, который полагает, что классификация и категоризация являются синонимами и анализирует их в большей мере на законодательном материале Общей части: «Классификация (категоризация) преступлений в Общей части уголовного закона есть их разграничение на отдельные категории в зависимости от их тяжести, которая выражена в типовой санкции и предусматривает специфические для каждой категории уголовно-правовые последствия» [2, с. 94]. По мнению автора, не вполне корректно сводить классификацию лишь к категоризации и тем более подавлять ее лишь рамками общей части уголовного закона. Например, те же санкции отражаются в законодательных предписаниях особенной части УК РФ. Преимущественно широкий метод исследования, но абсолютно противоположный, использует Н.Н. Маршакова, которая рассматривает классификацию преступлений в спектре учения о законодательной технике и считает правильным применять ее не только в отношении преступлений, но и иных уголовно-правовых явлений и институтов. По убеждению Н.Н. Маршаковой, «классификация в уголовном законодательстве – это специфический прием юридической техники, представляющих собой деление закрепленных правовых положений по единому критерию на определенные категории (группы, виды), обладающий нормативно-правовым характером и имеющий своей целью единообразное понимание и применение уголовно-правовых институтов и норм».[1, с.7]
Однако есть и иные мнения, так, например, по определению А.Н. Кривоченко, классификация является «делением всех предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний в зависимости от характера и степени общественной опасности на отдельные категории, обладающие специфическими типовыми санкциями и влекущие строго определенные уголовно-правовые последствия» [3, с. 55]. В.С. Прохоров полагает, что это подразделение преступлений на группы (классы) на основании какого-либо существенного признака (критерия) для установления их общих свойств и различий, разделяющих классифицируемые деяния [4, с. 34]. Эти определения в целом согласуются с общеприемлимыми дефинициями классификации, результат которой представляет собой распределение по группам, разрядам, классам. Несколько витиеватое представление предлагает П.С. Кардаев, который уделяет внимание правовой ценности категорий: «это установленное уголовным законом распределение преступлений по признаку их общественной опасности (тяжести) на различные категории, количество которых и их правовое значение предопределяется совокупностью существующих правовых институтов, предназначенных для применения в отношении лиц, совершивших преступления определенной степени тяжести» [4, с. 70].
Классификация и категоризация преступлений могут рассматриваться как с формально-логической, так и с содержательной точек зрения. Формально-логическая классификация проявляется через правило деления, диктующее, чтобы все элементы деления исключали друг друга. Содержательные классификации позволяют раскрыть глубинные и закономерные связи между группами классифицируемых предметов. Между предметами обнаруживаются такие отношения (например, переходы, общие признаки), которые исчезали из поля зрения при первоначальном формальном подходе. Содержательная классификация учитывает родство не только между предметами, составляющими каждую либо отдельную категорию, но и всевозможные отношения среди всех предметов, которые в свою очередь составляют различные группы, она отражает момент начала и изменения классифицируемых предметов, учитывает наличие переходов между ними. С учетом того, что содержательные классификации являются логическим выражением объективных взаимоотношений между классифицируемыми предметами, они характеризуются максимальной объективной эластичностью и исключают беспочвенность рассуждений. Истинно научными признаны лишь содержательные классификации.
Содержательные классификации, в отличие от формально-логических, обращают внимание на момент развития соответствующего явления. Законы составления формально-логических классификаций: в одной и той же классификации требуется применять один и тот же фундамент; количество элементов классификации должно соотноситься с количественным аспектом объема классифицируемого класса; члены классификации обязаны взаимно исключать друг друга; структурированное подразделение на классы имеет необходимость быть непрерывным. Категоризация преступлений исчерпывающим образом соответствует каждому указанному требованию, ее основанием выступает характер и степень общественной опасности преступления, которые конкретизируются в санкции и форме вины. Категории не пересекаются, являются постоянными, общий объем поглощает все преступления. Таким образом, невозможно согласиться с теми учеными, которые считают ошибочно наличие якобы двух оснований классификации в ст. 15 УК Российской Федерации – санкции и формы вины. Основание категоризации закреплено в ч.1 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, в последующих частях оно раскрывается. Однако, в такой классификации нет диалектического момента развития, присущего содержательным классификациям. Предполагаем, что классификации аналогичного характера содержатся в уголовном законодательстве, к ним относится, например, классификация форм соучастия (ст. 35 УК РФ). Любая организованная группа несет в себе все признаки группы лиц по предварительному сговору, но различие между ними качественное – в степени совместно зависимых действий. Поэтому стоит поразмышлять о введении качественных признаков и в ст. 15 УК РФ.
Значение категорий преступлений для уголовного законодательства и практики его применения объясняется прежде всего тем, что разграничение преступлений на категории учитывает не только степень тяжести деяний, но и отражает характеристику лиц, их совершивших. Более снисходительный режим наблюдается для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет - для них определена так называемая отсрочка отбывания наказания с учетом категории преступления.
Категоризация преступлений используется при применении норм об уголовной ответственности несовершеннолетних. Выражено это в том, что уголовный закон устанавливает разграничивающий, дифференцированный подход к назначению наказания в виде лишения свободы в зависимости от возраста несовершеннолетнего и степени тяжести совершенного им преступления. Данный институт применяется при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности, применении к ним принудительных мер воспитательного воздействия.
Список литературы:
- Маршакова Н.Н. Классификация в российском уголовном законодательстве (теоретикоприкладной анализ):автореферат дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород. 2006. С. 7.
- Кадников,Н.Г. Классификация преступлений по уголовному праву России.- М.:Юрид.изд-во МВД России. 2000. 188 с. С. 94.
- Кривоченко,Л.Н. Классификация преступлений. -Харьков,1983.С.55.
- Прохоров,В.С. Преступление и ответственность. - Л.,1984.С.34.
- Кардаев,П.С. Классификация преступлений по степени их тяжести в советском уголовном праве: автореферат дис. … канд. юрид. наук. - Свердловск, 1977. 198 с. С. 70
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: ред. от 4 августа 2023 г. № 413-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 18.11.2023)
дипломов
Оставить комментарий