Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 18 октября 2023 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Магарамов Ш.А. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОЮЗАХ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН ДАГЕСТАНА // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(74). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 65-69.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОЮЗАХ СЕЛЬСКИХ ОБЩИН ДАГЕСТАНА

Магарамов Шарафутдин Арифович

ст. науч. сотр., Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, канд. ист. наук, доц. кафедры историко-правовых дисциплин, Северо-кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,

РФ, г. Махачкала

Союзы сельских общин Дагестана по своему устройству представляли собой объединения сельских общин (джамаатов). Низовой единицей союзов сельских общин была сама община, состоящая из родов (тухумов). Сельское или общинное управление возникло с образованием территориальных сел (общин), как результат объединения в одну общину различных тухумных поселений.

Главными должностными лицами в сельских общинах были избираемые на народном сходе ежегодно старшины. В зависимости от величины селения старшин могло быть от 1 до 10 и более. Количество старшин часто зависело и от количества тухумов, проживавших в той или иной общине или количества кварталов, так как и тухумы, и кварталы выдвигали своих старшин.

В обязанности старшин входило управление всеми повседневными делами общества. Они обязаны были следить за хозяйственной и политической жизнью, вершить суд по всем делам, не относящимся к разбору по шариату[3, с. 606]. Во многих селениях союзов общин выборность старшин стало формальностью, фактически право занимать эту должность узурпировали богатые и влиятельные фамилии [8, с. 68]. Например, по словам М.М. Ковалевского, в обществе Акуша старшины избирались «сроком на один год из почетнейших лиц, притом известных только фамилий»[6, с.161].

Нередко старшины являлись и военачальниками. За свою службу старшины сел получали вознаграждение. Во многих обществах старшинам выделяли и специальные пахотные участки. Главными административными лицами в союзах общин были и кадии. Они также избирались на народном сходе. Их власть была обширна в военное время и ограничивалась в мирное время деятельностью народного собрания, но основные функции кадия – это суд по шариату. В отдельных общинах кадии сосредоточили в своих руках и светскую власть.

За свою службу, как и старшины, кадии получали вознаграждение – плату, положенную по шариату и определенную обществом [8, с.3]. Во многих общинах кадиям выделяли и определенные земельные участки, что способствовало их обогащению и выделению от других членов общины, превращению их в местную общинную знать.

Помощниками кадиев были будуны (мудуны, эфендии) и муллы, находившиеся в главных мечетях. Они призывали на молитву, наблюдали за хозяйством и порядком в мечети, обучали учеников (муталимов). Они также получали от общества плату за службу, пользовались «частью доходов с имущества, завещанного в пользу мечетей»[6, с. 160], им часто выделяли и земельные участки.

По занимаемой должности за старшинами шли мангуши или чауши (глашатаи), также избираемые на народном сходе сроком на год. В функции мангуша входило объявлять приказания и решения старшин и кадия, и приводить в исполнение их распоряжения, созывать народ на сход, оглашать решения, принятые на нем, объявлять очередность исполнителей и т.д. Мангуш также получал от джамаата вознаграждение, даже земельный участок.

Высшим управленческим и законодательным органом в сельских обществах было народное собрание (сход). Созывали сход старшины и кадии с помощью исполнителей. Сходы созывались в установленных местах, обычно в окрестностях главного поселения или же вблизи центральной мечети [6, с. 160].Присутствовали на сходе мужчины с 15–18 и даже с 25 лет, а в отдельных селах – только женатые мужчины. В связи с этим уместны  слова М.М. Ковалевского, отмечавшего, что «в Дагестане деятельное участие в вечевых собраниях отнюдь не было предоставлено народу»[6, с. 76]. В то же время в отдельных общинах участие всех членов общины на сходе было обязательно, иначе подлежали штрафу.

На сходах обсуждались важные вопросы общины: взаимоотношения с другими обществами, вопросы войны и мира, проведение различных сельскохозяйственных и общественных работ, сдача и аренда земель, распределение общественных земель, начало и конец перегона скота на летние пастбища, условия найма пастухов и чабанов, выборы административных лиц села, а также представителей для разрешения спорных вопросов и т.д. Решения принимались голосованием, но во многих обществах решающее слово на сходе принадлежало местной знати [1, с. 248].

Важная роль народного собрания как высшего органа и ограничения им власти правителей – наиболее характерная черта общественного строя, сложившегося на основе античной формы земельной собственности. Ни один из собственников и совладельцев не хотел быть в стороне, в силу вступал феномен «власти собственности»[2, с. 175].

Поскольку народное собрание не было оперативным коллективным органом власти, то в сельских обществах имелись советы старейшин. Последний был более оперативным органом управления общины, где обсуждались вопросы, требующие неотложного решения. Фактически он был малым джамаатом и высшим органом управления общины, имеющим «все верховные полномочия» и заменявший «собой народное собрание»[2, с. 177].

Совет старейшин возглавляли старшины и кадий, которые оказывали влияние на принимаемые им решения. Именно о таком совете старейшин писал в 30-е годы XIX в. П. Зубов, отметив, что «у дагестанцев собирался джамаат или собрание старшин, имевшее в своих руках исполнительную и законодательную власть»[5, с. 192].

Власть и управление сельских общин легли в основу власти и управления союзов сельских общин. Высшими должностными лицами союзов сельских общин являлись старшины главного селения, а во многих союзах – кадии[4, с. 104], власть которых, как и власть старшин, в ряде случаев уже была наследственной.

Старшины и кадии главных сел, будучи руководителями союзов, имели те же функции власти, что и руководители сел, но уже в отношении союзов сел, составляющих его, а значит, в более широком масштабе. Права и функции власти кадиев в других союзах были ограничены джамаатом. В Аварских союзах кадий не имел право распоряжаться джамаатскими землями, творить суд непосредственно внутри джамаата, объявлять войну и мир, но постепенно функции власти кадиев расширялись, они руководили всей территорией союзов, организовывали военные ополчения, предводительствовали в походе, являлись религиозными главами, вершили суд по шариату.

Стоявшие за старшинами и кадиями должностные лица главного селения, как мангуш и исполнители, были должностными лицами своих союзов. Живя в главных селениях, они выполняли свои обязанности и по руководству союзом. Мангуши действительно играли посредническую роль между народом и администрацией [2, с. 182].

Как и в сельских обществах, в союзах общин высшим органом власти был народный сход гораздо в более широком виде. Это сход представителей общин, созываемый для обсуждения вопросов, касающихся союза в целом. Участниками схода были старшины и кадии сел, главы наиболее авторитетных тухумов, а часто и их представители.

Третьей высшей ступенью управления союзов сельских общин было управление их объединений (союзов, федераций, конфедераций). Из всех федераций союзов общин наиболее четко организовано было управление в Акуша-Дарго, где наиболее четко и ярко наблюдается возвышение администрации главного селения одного из союзов федерации и превращение их в правящие органы управления.

Главным административным лицом Акуша-Дарго был акушинский кадий, который сосредоточил в федерации всю управленческую власть. Акушинский кадий стоял во главе светской и духовной власти, он «решал с советом старейшин важнейшие общественные дела, управляя притом духовною властью»[7, с. 416], в результате чего в Акуша-Дарго сложилась теократическая форма государственного управления.

Акушинский кадий являлся верховным правителем, судьей и военачальником. Он следил за соблюдением норм адата и шариата, разбирал споры, возникшие между отдельными обществами федерации. Особенностью управления Акуша-Дарго было и то, что кроме общефедерального собрания, созывался и малый сход. В Акуша-Дарго был и постоянно действующий орган управления – высший совет федерации во главе с акушинским кадием. Это был второй по значимости коллективный орган после федеративного собрания, куда входило 12–15 человек, в основном кадии и наиболее влиятельные старшины всех пяти союзов федерации.

Такова была система управления союзов сельских общин Дагестана в первой половине XIX в. Главная ее особенность – трехступенчатость, заключавшаяся в наличии общинного правления, как первой и низовой ступени, союзного управления.

 

Список литературы:

  1. Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в XVIII – первой половине  XIX в. (Экономика, земельные и социальные отношения, структура власти). Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1999. – 339 с.
  2. Агларов М.А. Сельская община Нагорного Дагестана в XVII – начале XIX в. М.: Наука, 1988. – 236 с.
  3. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. I. Кн. I. СПб.: Тип. Деп. уделов, 1871. – 318 с.
  4. Евецкий О.С. Статистическое описание Закавказского края. СПб.: Тип. Штаба Отд. корпуса внутр. стражи, 1835. – 508 с.
  5. Зубов П.П. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель: в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. Ч. 3. СПб.: Тип. К. Вингебера, 1835. – 234 с.
  6. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. I. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Кº, 1890. – 294 с.
  7. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 414. Оп. 1. Д. 301.
  8. Центральный государственный архив Республики Дагестан. Ф. 150. Оп. 1. Д. 7.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.