Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2023 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Международное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лебедева Е.С., Серебренникова Д.А. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXI междунар. науч.-практ. конф. № 6(70). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 24-29.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Лебедева Екатерина Сергеевна

студент 2 курса магистратуры, Уральского института управления –филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Екатеринбург

Серебренникова Дина Александровна

канд. юрид. наук, доц. Кафедры гражданского права и процесса Уральского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Екатеринбург

По мнению, директора департамента развития двустороннего сотрудничества Министерства экономического развития Российской Федерации П.А. Калмычек существует тенденция возрастания объема оборота взаимной торговли России и Китая, прогнозируемые показатели в 2023 году могут преодолеть предел с 170 млрд $ до 200 млрд $. Указанные данные отмечены в ходе выступления на заседании круглого стола Совета Федерации, посвященном теме «Российско-китайские отношения в современных условиях как важнейший фактор обеспечения мира, стабильности и безопасности: парламентское измерение». [2]

Нормативно-правовая база, регулирующая торгово-экономические отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики очень обширна. Она включает нормы международного права, действующие в рамках международных организаций, таких как Всемирная торговая организация, Организация Объеденных Наций и другие, а также двустороннее нормативно-правовое регулирование двух государств.

С каждым годом нормативное-правовое регулирование международного торгово-экономического сотрудничества развивается, дополняется, детализируется. Однако, в настоящее время, остались вопросы, требующие правовой доработки.

Нормативно-правовая база Всемирной торговой организации отчетливо привносит новую составляющую в международное экономическое право, выражающуюся в закреплении основополагающего принципа «принцип недискриминации в торговле услугами / principle of non-discrimination)». Ранее указанный принцип не был закреплен в международном праве.

Необходимо отметить, что «принцип недискриминации» был раскрыт в Генеральном соглашении по тарифам и торговле 1947 г., после чего был включен в нормы права Всемирной торговой организации.

Принцип недискриминации означает, что государства должны обеспечить равные условия осуществления торговой деятельности для всех государств и их представителей.

В ст. XIX, XX Генерального соглашения по торговле услугами 1994 г. указывается, что государства-члены не вправе применять чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров, таким образом, который мог бы стать средством произвольной или неоправданной дискриминации между государствами. В связи с тем, что принцип недискриминации в торговле не запрещает улучшать общие условия торговли для государств, их товаров и лиц, они могут порождать различные дискриминационные условия. [1]

В целях противодействия применению дискриминационного режима «право ВТО» предусматривает нормы, регулирующие недискриминацию: обязанность для государств-членов по предоставлению режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Соответственно, принцип недискриминации означает, что государство-член, которое предоставляет режим наибольшего благоприятствования любой стране, предоставляет его и другим членам и не членам ВТО, государство-член предоставляет одинаковый режим как в отношении товаров, услуг и поставщиков услуг других членов, так и в отношении национальных товаров, услуг и поставщиков услуг.

Принцип недискриминации отражен в специальных положениях Соглашений Всемирной торговой организации, например обязанность по предоставлению национального режима закреплена в ст. 2 Соглашения по торговым аспектам иностранных инвестиций [7].

Именно принцип предоставления национального режима и принцип режима наибольшего благоприятствования являются ключевыми опорами Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. и системы Всемирной торговой организации. Эти принципы также используются в качестве метода обеспечения и реализации остальных принципов и поддержания стабильного правопорядка в международной торговой системе.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ [6] в статье 4 выделяет принцип «равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом» как основной принцип государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Указанный Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ статьей 22 закрепляет положение о недискриминационном применении количественных ограничений, статьей 23 положение о распределении квоты на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке, статьей 26 положение о необходимости совершения организациями, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, при совершении указанной сделки, основываться на принципе недискриминации и руководствоваться только коммерческими соображениями. [6]

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ предусматривает установление национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств (ст. 29), национального режима в отношении внешней торговли услугами (ст. 34), предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях (ст. 41) [6].

В связи с тем, что Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ не раскрывает значение принципа «равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности», содержит положения о механизмах реализации указанного принципа, в частности о предоставлении «национального режима» и «особого благоприятного режима», предлагается дополнить пункт 2 статьи 4 указанного Федерального закона следующим содержанием:

«Принцип равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, предполагающий неприменение чрезвычайных мер в отношении импорта отдельных товаров, таким образом, который мог бы стать средством произвольной или неоправданной дискриминации между государствами, предусматривающий обязанность для государств-участников внешнеторговой деятельности предоставлять режим наибольшего благоприятствования и/или национального режима для иного государства-участника внешнеторговой деятельности в отношении товаров, услуг и поставщиков услуг.»

Таким образом, основополагающий принцип «равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности», на котором строится международное торгово-экономическое сотрудничество будет закреплён и детализирован в национальном законодательстве в качестве основного принципа государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Далее обратимся к документу, регламентирующему вопросы налогообложения – «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» от 13.10.2014 г. [5]

Необходимо обратить внимание на вопрос подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 310 Налогового Кодекса Российской Федерации [3] устанавливает, что в случае выплаты российской организацией доходов иностранной организации, для которых в соответствии с международными договорами (соглашениями) предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Пункт 1.1. Письма Федеральной налоговой службы России от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243@ «Об отдельных вопросах контроля Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» [4] сообщает, что «действующим законодательством Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве (далее - Сертификат) в значении СОИДН. В то же время такие документы могут рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат, в том числе: наименование налогоплательщика, подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства, период действия (может быть не указан), наименование СОИДН (может быть не указано), указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

В случае, если комплект документов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, предоставленный налогоплательщиком, не соответствует вышеуказанным критериям, налоговым органам необходимо выставить в адрес налогоплательщика требование о предоставлении иных документов с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными.

При этом если налогоплательщиком не были представлены документы по требованию, то налоговый орган вправе отказать в предоставлении льготной ставки или освобождения у источника выплаты.» [4]

Анализ судебной практики показал, что значительная часть судебных споров связана именно с вопросами документального подтверждения, необходимого для применения льгот и освобождений в сфере налогообложения.

В связи с этим, для исключения ситуации, при которой в судебно-арбитражной практике ставится под сомнение соответствие комплекта документов, подтверждающего налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, предоставленный налогоплательщиком, вышеуказанным критериям, предлагается установить содержательные критерии и формальные требования к сертификатам, подтверждающим налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, определив образец (бланк) соответствующего сертификата нормативно-правовым актом (приказом) Министерства финансов Российской Федерации.

 

Список литературы:

  1. Гуляева Татьяна Константиновна, Никитина Валерия Александровна, Федосов Ярослав Константинович Принцип недискриминации в «Праве ВТО» // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-nediskriminatsii-v-prave-vto (дата обращения 01.06.2023).
  2. Министерство экономического развития Российской Федерации ожидает роста взаимной торговли Российской Федерации и Китайской Народной Республики в 2023 году до $200 млрд // Информационная сводка ТАСС – ведущее государственное информационное агентство России от 26.10.2022. URL: https://fas.gov.ru/srv/node/239 (дата обращения 01.06.2023).
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 01.06.2023).
  4. Письмо Федеральной налоговой службы России от 20.02.2021 № ШЮ-4-13/2243@ «Об отдельных вопросах контроля Налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» //[Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381878/ (дата обращения 01.06.2023).
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13.10.2014 г.// Собрание законодательства Российской Федерации, № 21, 23.05.2016, Бюллетень международных договоров, N 7, июль 2016 года.
  6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ // [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения 01.06.2023).
  7. Соглашения Всемирной торговой организации// [Электронный ресурс] URL: https://www.wto.ru/about-WTO/WTO-agreements/ (дата обращения 01.06.2023).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.