Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 мая 2023 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Информационное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров Г.А. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЬЕКТОВ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 5(69). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 21-29.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЬЕКТОВ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Егоров Георгий Андреевич

студент-магистрант 2 курса, направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция, магистерская программа «Проблемы правоохранительной и правозащитной деятельности», ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»,

РФ, г. Тверь

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF SUBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS ON THE INTERNET

 

Georgii Egorov

2st year student-magister, major 40.04.01 Law, Master's program "Issues of Law Enforcement and Human Rights Activities" FGBOU VO «Tver State University»,

Russia, Tver

 

АННОТАЦИЯ

При осуществлении защиты авторских прав в сети интернет, множество трудностей вызывает факт массовости использования объектов таких прав на электронно-справочных ресурсах. Расширение круга юридически значимых действий, которые возможно совершить с помощью Интернет-технологий, вызывает необходимость научного осмысления специфики правоотношений, возникающих в киберпространстве, а так же определение правового положения субъектов правоотношений в сфере интеллектуальной собственности.

ABSTRACT

In the implementation of copyright protection on the Internet, a lot of difficulties are caused by the fact of the massive use of objects of such rights on electronic reference resources. The expansion of the range of legally significant actions that can be performed using Internet technologies necessitates a scientific understanding of the specifics of legal relations arising in cyberspace, as well as determining the legal status of subjects of legal relations in the field of intellectual property.

 

Ключевые слова: Право интеллектуальной собственности, Интернет – право, Интернет – правомочие, Авторское право, Защита авторских прав, Информация.

Keywords: Intellectual property law, Internet law, Internet law, Copyright, Copyright protection, Information.

 

Появление в общественной жизни правоотношений в сети Интернет вызвало возникновение и новых субъектов таких правоотношений. Правоотношения в сети Интернет, обладая определённой спецификой нуждаются в законодательном закреплении и определении субъектов правоотношений, с которыми ранее не сталкивалась российская правовая система.

Как известно, основным субъектом права интеллектуальной собственности является автор. Стать автором может любое лицо, при этом вопрос о возрасте, гражданстве или дееспособности с юридической точки зрения не имеет значения. Права интеллектуальной собственности возникают, как только творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми [5, с. 22]. Объективная форма придает произведению автора способность существовать и по окончании творческого процесса [1, с. 12].

По мнению О.П. Бойко, автор является источником цепочки правообладателей, поскольку авторское право не может принадлежать никому, кроме самого автора, в силу его тесной связи с личностью создателя. Это право первоначально и неотчуждаемо, и все особенности авторского права отражены в этом правомочии, которое является источником всех остальных прав.

Исходя из статьи 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, конвенционная охрана авторских прав «действует как в пользу автора, так и в пользу его правопреемников» [3, с. 60].

В Российском законодательстве прошлого, существовало лишь несколько лиц, которые могли обладать субъективным авторским правом, среди них: граждане Российской Федерации, лица без гражданства, граждане иностранных государств, их наследники и правопреемники, государство – Российская Федерация. Исходя из норм современного законодательства, а именно статей 1257 и 1258 ГК РФ субъекты авторского права определяются кругом граждан, то есть не зависимо от того, идет ли речь о классических правоотношениях, или правоотношениях в сети Интернет, данное понятие применимо в обоих случаях.

При создании и публикации произведения автор получает множество интеллектуальных прав, как имущественных, так и неимущественных. Важно отметить, что регистрация этих прав не требуется, поскольку они возникают автоматически [18, с. 37]. Автор имеет полную свободу в использовании и распоряжении своим произведением.

В то же время вопрос о тождественности понятий «Авторские правомочия» и «Авторские права» все еще не закрыт. Среди ученых–юристов существует множество мнений по данному вопросу. Ряд специалистов считает, что авторское право имеет сложный состав и состоит из отдельных правомочий, но при этом автор произведения обладает единым правом [9, с. 4].

Некоторые ученые не согласны с данным утверждением, и считают, что автору принадлежит ряд субъективных прав, а о едином авторском праве говорить можно лишь условно [1, с. 10]. В юридической научной среде отсутствует унифицированное понимание данных терминов, что лишь стимулирует дискуссию в данном вопросе.

Наиболее объективной, по мнению автора, является следующая терминология: правомочия представляют собой законодательно утвержденные возможности, связанные с выполнением определенных действий, которые автор имеет право осуществлять в отношении своих произведений, таких как публикация, воспроизведение и распространение, в то время как все остальные возможности автора, такие как право на авторство, на имя и на сохранение целостности произведения, являются его исключительными неимущественными правами.

В современной цифровой среде начинают формироваться такие понятия как «Цифровое право», «Интернет-правомочие», при этом последнее по сути своей означает опубликование произведения с целью довести его до общего сведения [11, с. 16].

По мнению Э.П. Гаврилова, Интернет правомочие есть не что иное, как составленное в неявной форме толкование уже существующих в законодательстве имущественных прав [2, с. 6]. В.В. Погуляев, придерживаясь схожей позиции, считал, что Интернет-право не является чем-то кардинально новым с правовой точки зрения, оно является развитием уже содержащихся в законодательстве авторских прав. [11, с. 20].

Если рассматривать Интернет-право, то можно указать, что это набор личных неимущественных прав, которые принадлежат автору (например, право на имя, право на защиту репутации и право авторства), а Интернет-правомочие - это возможность для правообладателя распространять свои произведения в интерактивном режиме через Интернет, таким образом, чтобы любой желающий мог получить к ним доступ в любое время и из любого места. Иными словами, Интернет-правомочие - это юридическая возможность автора или других лиц, с разрешения автора, распространять свои произведения через Интернет.

В ряде международных правовых актов, осуществляющих охрану прав интеллектуальной собственности, право на публикацию произведения рассматривается не как новое правомочие, а как расширение ряда уже существующих правомочий. Не смотря на это, большая часть юридического сообщества рассматривает право на доведение до всеобщего сведения как новое имущественное правомочие [12, с. 104]. В то же время широко распространён довод о том, что договоре ВОИС от 1996 года, упоминался публичный показ, публичное исполнение и передача в эфир при помощи кабеля. Существует разница между передачей произведения в эфир и размещении ее в интернете, при передаче произведение в эфир, к нему может получить доступ ограниченное число лиц в ограниченный временной промежуток, при этом интерактивное взаимодействие с произведением, в том числе его скачивание, при этом затруднено.

Доведение произведения до всеобщего сведения, выражается в размещении его в сети Интернет, для того чтобы неопределенный круг лиц мог неограниченно получать к ним доступ. Помимо этого, в статье 1270 ГК РФ право на доведение до всеобщего сведения закреплено.

Исходя из обозначенных выше позиций, можно выделить ряд признаков Интернет-правомочия по существу:

- Неограниченный доступ для любого лица в сети Интернет

- Неограниченный круг лиц, потенциально имеющих доступ к произведению

- Доступ к произведению территориально неограничен

- Доступ к произведению осуществляется в любое время

- Возможность интерактивного взаимодействия с произведением в сети Интернет

В зависимости от роли, которую выполняет субъект правоотношения, их классифицируют на следующие группы: субъекты, осуществляющие регулирование в сети Интернет; субъекты, осуществляющие использование сети Интернет; лица, непосредственно не являющиеся пользователями, но чьи права затрагиваются в рамках, возникающих в цифровой среде отношений; государства [15, с. 22].

С точки зрения законодателя, существуют первоначальные и производные субъекты авторского права. К производным субъектам авторского права следует отнести тех лиц, которые получили исключительные права на произведение по договору, таких лиц можно назвать правообладателями [7, с. 15]. Правообладателями могут являться новостные издательства; газеты; юридические лица, владеющие радио или телевизионными каналами; сотрудники, создавшие произведение в процессе работы по найму; наследники погибшего автора произведения.

Исходя из статьи 1259 ГК РФ создатель производного произведения может пользоваться своими авторскими правами только в том случае, если в полной мере соблюдает права автора оригинала. В ныне неактуальном Российском законодательстве, было указано, что права авторов производных произведений не препятствуют приобретению авторских прав создателями переработок, копий тех же произведений [8, с. 11].

Во многих странах за границей авторство произведений, созданных на производстве, приписывается юридическому лицу, представляющему предприятие, а не работникам, которые их создали. В Германии же законодательство устанавливает, что проект, разработанный архитектором по заказу, является интеллектуальной собственностью заказчика [17, с. 67].

Исходя из российского законодательства, субъектами производного права на произведение на протяжении 70-ти лет после смерти автора являются его наследники. Наследникам автора после его смерти передаются все имущественные правомочия, в то время как неимущественные правомочия напротив, не могут быть переданы. Учитывая специфику национального законодательства России, авторское право в стране неоднократно критиковалось юридическим сообществом за отсутствие четкой регламентации наследования объектов авторского права. [10, с. 2]. На практике, у правоприменителей порой отсутствует единообразие толкования норм закона об авторском праве. В особенности, практический интерес представляют следующие особенности наследования результатов интеллектуальной деятельности.

В то время как права автора на свои собственные произведения неограниченны во времени, права наследников на них, ограничены временным промежутком в 70 лет. Ряд специалистов считают данный срок несоразмерным. Ряд произведений, написанных авторами в годы свой молодости, может находиться под защитой больше 100 лет, что несопоставимо, учитывая, что в ряде случаев произведения теряют свою актуальность.

В настоящее время законодательство не полностью регулирует вопрос наследования авторских прав на произведения, размещенные в Интернете, что приводит к множеству практических проблем. Учитывая, что размещение произведений на некоторых Интернет-ресурсах может приносить значительный доход правообладателям, этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.

Можно рассмотреть ситуацию, когда граҗданин решил распорядиться на случай смерти материалами своего сайта. [6, с. 39]. Для того чтобы наследники погибшего автора смогли физически распоряжаться произведением на интернет-ресурсе, им должен быть предоставлен код доступа. При этом в завещании помимо кода доступа может быть указаны условия, каким образом автор завещает распоряжаться своим произведением в сети.

Авторы, которые создают свои произведения на основе уже существующих произведений, также подпадают под авторские права как производные субъекты. С точки зрения закона, творческая деятельность по созданию произведения включает в себя выбор и расположение материалов для включения в сборник. Важно отметить, что авторское право возникает даже в том случае, если произведения авторов, включенные в сборник, не охраняются авторским правом, например, произведения фольклора. [13, с. 7].

Субъектом авторского права также является лицо, переводившее произведение на другой язык, но следует отметить, что его права распространяются не на оригинальное произведение, а на его перевод. Авторское право переводчика не ограничивает возможность других лиц осуществлять переводы произведений, которые включают литературную обработку текста и сохранение смысла произведения, а не только перевод фраз и выражений на другой язык.

Согласно Бернской Конвенции переводы пользуются охраной наравне с оригинальными произведениями без ущерба для прав автора оригинального произведения.

Авторское право на переработанное произведение принадлежит лицу, которое осуществило перевод или аранжировку, даже если автор не дал своего прямого согласия на такую переработку. Однако, чтобы воспользоваться этим правом, необходимо заключить договор на использование произведения. Существующие произведения могут быть неоднократно переработаны несколькими лицами независимо от наличия у них авторского права.

В связи с быстрым развитием Интернета в России возникают новые общественные отношения в области авторского права, которые имеют кардинально новый характер. Из-за уникальных характеристик правовых отношений в Интернете требуется пересмотреть уже установленные определения, такие как авторство, объекты авторского права и интеллектуальная собственность. В свою очередь, как отмечает В.А. Дозорцев, цифровая среда объединила в себе два разных вида коммуникации — межличностную и массовую [8, с. 23].

Необходимость разработки альтернативных подходов к авторскому праву, его охвату и интеллектуальной собственности в целом обусловлена тем, что сеть предоставляет широкие возможности для объединения информации в новые продукты. Любой файл, содержащий в себе экземпляр произведения, может быть доступен в сети Интернет после совершения автором действий по разрешению такого доступа. [16, с. 42]

С появлением Интернета, количество объектов, защищенных авторским правом, увеличилось, и в правовой сфере появились новые термины, такие как копирайт или рерайт, которые не имеют четкого определения в федеральных законах. В юридическом сообществе единое понимание данных терминов так же отсутствует.  Ряд исследователей определяют копирайт как  любое написание статей для интернет-сайтов, или же написание статей не рекламного характера на заказ. В одной из своих исследований Ф. Крэвен раскрывает определение копирайтинга как технику написания и изменения статей для интернет-сайтов таким образом, чтобы текст с одной стороны был понятен пользователю, а с другой содержал достаточное количество ключевых слов, позволяющих найти его в поисковой строке информационно-справочных систем.

Несмотря на то, что главной целью копирайтинга является увеличение известности веб-сайтов, он также представляет собой творческий процесс, и как отмечал Д. Шугерман, «важно иметь хотя бы небольшую способность писать оригинальные тексты» [19, с. 25].

Копирайтинг условно можно разделить на две группы:

  1. Имиджевый копирайтинг, в рамках которого создаются тексты, закрепляющие в массовом сознании образ торговой марки или продукта.
  2. Копирайтинг прямого отклика, находящий применение в рекламе. Обычно, он представляет собой текст, призывающий приобрести определенный товар или воспользоваться услугой.

Копирайтинг в переводе с английского copywriting от copy — рукопись, текстовый материал и write — писать, то есть процесс написания оригинальных текстов, продвигающих бизнес, человека, мнение или идею, поэтому можно признать данный вид деятельности творческой. Однако в английском языке слово «копирайтинг» в словарях не представлено и является неологизмом [7, с. 34].

Пользователю могут быть представлены тексты, созданные в процессе копирайтинга, в различных форматах, включая текстовый и аудио-визуальный.

Исходя из вышеперечисленных фактов и мнений, копирайтинг - это творческий процесс профессионального написания текстов, которые могут быть использованы в различных форматах, включая печатные, аудио и видео материалы. Эти тексты могут быть направлены на прямой отклик или на создание имиджа, а также на продвижение человека, идеи, товара или услуги. В своё время Д. Огилви отмечал, что копирайтер — это творческий специалист по созданию рекламных текстов, который пишет заказные статьи, носящие рекламный характер[20]. Таким образом, копирайтерами приято считать авторов рекламных текстов. Исходя из данного определения, копирайтер является субъектом авторского права.

В то же время Рерайтер - это специалист, который переписывает текст с целью сохранения первоначального значения информации, но при этом делает его уникальным для поисковых систем. Работа рерайтера напоминает работу переводчика, поэтому они могут быть отнесены к категории производных авторов. Рерайтинг имеет две основные задачи: обновление новостных материалов и улучшение поисковой оптимизации веб-сайтов в Интернете. Переформулирование текста, известное как рерайт, может быть использовано для создания уникальных материалов на основе защищенных авторским правом исходных текстов, при условии тщательной и качественной переработки. При этом не нарушаются авторские права.

 

Список литературы:

  1. Бойко О.П. Особенности гражданско-правового регулирования авторских прав в Российской Федерации в среде Интернет: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 49.
  2. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. № 1. С. 26.
  3. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. С. 132.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп. от 06.08.2021) // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/   (дата обращения: 01.05.2023)
  5. Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2008. С. 228
  6. Данилина И.В. Информационные отношения в сети Интернет по поводу объектов авторских прав. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL : http://www.juristlib.ru/book_9402.html (дата обращения: 01.15.2022)
  7. Дашян М.С. Авторское право: абсурд и гениальность. М., 2011. С. 125.
  8. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. Исследовательский центр частного права. М., 2005. С.125
  9. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. М., 1972. С. 39.
  10. Костькова О.В., Тимошенко В.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». М., 2003. С.72
  11. Кожин Д.А. Право на доведение до всеобщего сведения: проблемы теории и практики. Современное право, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.juristlib.ru/book_3544.html (дата обращения: 01.02.2022)
  12. Леонтьев К. Эволюция авторских и смежных прав в Российской Федерации в цифровую эпоху // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2005. № 2. С. 8
  13. Моргунова Е. А. Авторское право. М., 2008. С.55.
  14. Погуляев В.В. Об интернет-праве // ЭЖ-Юрист. 2004. № 34
  15. Середа В.Н., Середа М.Ю. Защита прав и свобод человека и гражданина в сети Интернет. Воронеж, 2013. С.27.
  16. Панфилов П.А. Сравнительная характеристика юридических подходов к понятию Интернета // Российское право в Интернете. 2007. № 2.
  17. Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2008. С. 36
  18. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891 г. С. 78
  19. Шугерман Д. Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера. М., 2013. С. 311.
  20. Огилви Д. Гений копирайтера Дэвида Огилви: серия «Лучшие копирайтеры» // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://lacerta.su/press-center/articles/copywriter-david-ogilvy.html (дата обращения: 01.05.2023)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.