Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жукова А.С., Макаров А.В. КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(64). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 91-98.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС

Жукова Александра Сергеевна

ст. преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса юридического факультета ФГБОУ ВО "Забайкальский государственный университет",

РФ, г. Чита

Макаров Андрей Владимирович

д-р юрид. наук, проф., декан юридического факультета ФГБОУ ВО "Забайкальский государственный университет",

РФ, г. Чита

АННОТАЦИЯ

Криминализация в экономике сохраняет свою актуальность, как в России, так и за рубежом. Контрабанда как негативное социально-правовое явление выступает угрозой, как на национальном уровне, так и в международном масштабе со станами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС,  Союз).

 

Ключевые слова: государство, организованная преступность, институт соучастия, национальная безопасность, контрабанда, организованная группа, стратегически важные товары и ресурсы, конкуренция норм, противодействие преступности, уголовно-правовая охрана.

 

Следует отметить, что политика любого современного самостоятельного государства, или в международном масштабе представляет собой совокупность внешних и внутренних средств управления государством. Противодействие криминальным проявлениям следует считать составной частью внутренней политики государства.

Не умаляя достижений науки и практики сложившейся в Российской Федерации, динамика уровня преступности в сфере оборота стратегически важных товаров и ресурсов, приобретает устойчивый характер роста, выявляются более изощренные способы совершения преступлений. Во исполнение преступного умысла виновные  создают функционально и территориально обособленные группы, координируют их деятельность с целью достижения общего преступного результата. Повышение «преступной квалификации», вызывает рост латентности преступлений, организованность и интернациональный характер, обусловливает повышенную степень общественной опасности, что ведет к дестабилизации  и подрыву экономической и общественной безопасности.

Характерной чертой развития криминологической ситуации в современной России стал значительный рост преступности в сфере внешнеэкономической деятельности.

Охрана внешнеэкономической деятельности является приоритетным направлением любого государства. Интересы государства в данной сфере заключаются как в защите интересов российских товаропроизводителей, так и в защите собственных интересов, например, при уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Экономическая безопасность является основным компонентом национальной безопасности Российской Федерации, а обеспечение стабильности в этой сфере обеспечит независимость государства на международной арене [1,с.171-174]. Социально-экономические преобразования происходящие в России  декларируют динамичное изменение законодательства, и преступления в сфере внешнеэкономической деятельности получили широкое распространение, поэтому особое значение приобретают теоретические исследования, основанные на обобщении и анализе законодательства, теории и  современной правоприменительной практики. [2, с.29-34]

Под внешнеэкономической деятельностью следует представлять внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [3].

Под экономической безопасностью России представляется состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Угроза экономической безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере.

В настоящее время единой концепции и соответствующей ей стратегии в сфере обеспечения безопасности внешнеторговой деятельности не выработано, хотя отдельные аспекты ее осуществления затрагиваются в иных документах подобного рода. Примером тому могут служить: Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [4], Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [5], Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [6], Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [7] и другие. Указом Президента Российской Федерации от 15.01.2016 г. № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», в п. 2 нормативно определено: «в ведении Министерства финансов Российской Федерации находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство» [8]. Это указывает на динамичное развитие таможенной политики на современном этапе.

Создание в 2014 году ЕАЭС (далее – Союз) [9], вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 году, повлекло изменения в таможенном, уголовном и уголовно–процессуальном законодательстве Российской Федерации[10, с.104-106]. Учитывая, что Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан и Россия имеют единое (общее) таможенное пространство и общую таможенную границу в рамках Союза,  между государствами – членами Таможенного союза отсутствует таможенный, фитосанитарный, ветеринарный контроль, что вызвало в период становления Союза увеличение числа преступлений. Решение проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Союза, который является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве.

В настоящее время, в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами [11].

Развитие современного международного правопорядка предполагает соответствующие изменения в национальном законодательстве, в том числе имплементацию уголовно-правовых норм международного уровня в  уголовное законодательство Российской Федерации.

Актуализирует интерес к международному опыту уголовно-правовой охраны, взаимодействие Российской Федерации со странами Дальнего зарубежья и членами ЕАЭС. Ежегодно, динамика экспорта и импорта растет на 3-5% с такими государствами как: Турция, Китай, США, Нидерланды, Германия, Киргизская Республика, Республика Казахстан, Армения, Беларусь.

 

Рисунок 1. Основные торговые партнеры Российской Федерации со странами Дальнего Зарубежья в 2019 г.

 

Рисунок 2. Основные торговые партнеры Российской Федерации со странами ЕАЭС в 2019 г.

 

Экономическая преступность, транснациональные организованные преступные группировки и нелегальная миграция представляют в настоящее время наибольшую опасность для государств ЕАЭС. Отсутствие нормативно-правового закрепления приоритетности уголовно-правового и криминологического направления по предупреждению преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции, предопределило низкий уровень реализации уголовной политики государства в законодательных актах, регламентирующих деятельность субъектов профилактики в сфере экономики[1, с.171-174].

В условиях существования ЕАЭС, предполагающего выработку скоординированной позиции по многим вопросам внешнеторговой деятельности, концептуальные аспекты ее государственного регулирования стали предметом обсуждения на межгосударственном уровне.

Уголовное законодательство России, прежде всего в сфере экономической деятельности, имеет собственный опыт становления и развития, и не всегда в полной мере соответствует международно-правовому регулированию данной сферы. Как негативное социально-правовое явление, преступность в сфере внешнеэкономической деятельности появилась в древние века, и связана с установлением государственных границ, развитием экономических отношений, внешней и внутренней торговли и, как следствие этого, таможенного дела.

Уголовное право на всех этапах развития государства являлось «средством» охраны общественных отношений от преступных посягательств [12]. Одним из факторов построения системы безопасности является эффективное применение уголовно-криминологических мер предупреждения преступлений в данной сфере [13].

Особенностью уголовно-правовых норм о преступлениях в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля выступает их неразрывная связь с экономической политикой государства. Экономическая политика России на протяжении последних десятилетий меняется очень динамично, что не может не отражаться на уголовно-правовых предписаниях. Именно зависимость данной сферы уголовно-правового регулирования от экономических преобразований обусловливает повышенную мобильность и изменчивость соответствующих уголовно-правовых норм.

Нельзя не отметить, что снижение эффективности борьбы с таможенными преступлениями в значительной мере обусловлено и законодательными коллизиями уголовного и таможенного законодательства, сложностью уголовной квалификации, представляющими повышенную общественную опасность деяний. Эти условия порождают многообразие и изменчивость «преступной квалификации» в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля, представляющей угрозу для всех государств-членов ЕАЭС  вне зависимости от их социально–экономического развития на современном этапе, но, современное уголовное законодательство, невзирая на изменения и дополнения за последние пять лет, не позволяет обеспечить эффективность предупреждения, пресечения преступлений в таможенной сфере [14, с.15]. Например, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (далее – УК РФ) о контрабанде (ст. 188 УК РФ) были отменены после признания их не соответствующими ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 1 – 3 ст. 35, ч. 2 ст. 54 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации[15] в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров). Федеральным законом от 28 июня 2013 г. №134–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» была существенно расширена компетенция таможенных органов Российской Федерации как органов дознания (с 6 до 12 видов преступлений). [16] Одновременно был изменен ряд важных признаков отдельных составов таможенных преступлений, а также Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен нормами о таких преступлениях.

Повышенное внимание законодательной власти к вопросам уголовно-правовой и уголовно-процессуальной регламентации борьбы с преступностью в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля свидетельствует о ее чрезвычайной опасности для российского общества в современных условиях, а также об актуальности проблем совершенствования методики и практики квалификации и расследования таможенных преступлений. При этом самым опасным и распространенным преступлением в сфере таможенного дела была и остается контрабанда, виды которой отражены в ст. ст. 2001, 2002, 2261 и 2291 УК РФ, отличающиеся, прежде всего предметом преступного посягательства, предопределяющим специфику основных непосредственных объектов этих преступлений.

В связи с постоянно меняющимся законодательством, широкой распространенностью преступлений, особое значение приобретают теоретические исследования, основывающиеся на обобщении и анализе современной правоприменительной практики[2]. В правоприменительной деятельности органов уголовной юрисдикции особую «остроту» приобретают и вопросы квалификации уголовных преступлений, привлечения лиц к уголовной ответственности и др.

Социально-экономические преобразования в условиях ЕАЭС также обусловливают процесс динамичного совершенствования. Проблема  коррупции на современном этапе является чрезвычайно важной и насущной как для России, так и всего мира. Высокий уровень коррупции существенно снижает эффективность работы государственных органов. Таможенные службы не являются исключением, и их часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Проблема борьбы с коррупцией не разрешима в отдельно взятой стране и требует адекватных, скоординированных мер противодействия. Это предполагает более тесное международное сотрудничество в борьбе с коррупцией.

 

Список литературы:

  1. Чебанова Н.С. Актуальные вопросы обеспечения безопасности в сфере таможенного дела // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2015. – № 20 – 2. – С. 171 – 174.
  2. Макаров А.В., Жукова А.С. Преступления в сфере внешнеэкономичекой деятельности на современном этапе развития отечественного уголовного законодательства  // Российский следователь. - 2015. - № 24. С. 29-34.
  3. Об экспортном контроле:  федер. закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (с посл. изм. и доп.) /[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23850/ (дата обращения 17.12.2022)
  4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 (c посл. изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. - № 20. – Ст. 2902. – 15 мая.
  5. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 (с посл. изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. - № 4. – Ст. 345. – 27 января.
  6. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: утв. Президентом РФ 30.05.2018 (не опубликован) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на /[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: сайте http://kremlin.ru. (дата обращения 17.12.2022)
  7. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. - № 22. – Ст. 3572. – 01 июня.
  8. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 15.01.2016 г. № 12 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 3. – Ст. 473.
  9. Договор о Евразийском экономическом союзе: подписан в г. Астане 29.05.2014 (с посл. изм. и доп.) // Официальный сайт ЕАЭС /[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.eaeunion.org. (дата обращения 17.12.2022)
  10. Тузов Л.Л. Транснациональная экономическая преступность в государствах – членов Таможенного союза // Наука и практика. – 2015. – № 1 (62). – С. 104 – 106.
  11. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (с посл. изм. и доп.) // Официальный сайт Евразийского экономического союза /[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.eaeunion.org. (дата обращения 17.12.2022)
  12. Крюкова Н.И., Никольская А.Г. Причины таможенной преступности: учебное пособие / Н.И. Крюкова, А.Г. Никольская. – Москва: Изд.-во Российской таможенной академии, 2014. – 192 с.
  13. Кашкин С.Ю. Интеграционное право в современном мире. Внешний аспект Таможенного Союза. Сравнительно-правовое исследование: монография / С.Ю. Кашкин. – Москва: Проспект, 2015. – 523 с
  14. Колоколов Н.Н. Контрабанда: конфискация имущества реанимирована? // ЭЖ-Юрист. – 2015. – № 47. – С. 15.
  15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) /[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 17.12.2022)
  16. Федеральный закон от 28 июня 2013 г. №134–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» /[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148268/ (дата обращения 17.12.2022)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий