Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 июля 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Акилова М.М. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ СНГ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 7(59). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 29-34.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ СНГ

Акилова Мукаддас Мирмухамадовна

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики,

Республика Таджикистан, г. Душанбе

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотренны проблемы сравнительно-правового анализа посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля в уголовном праве государств участников СНГ. Обобщая сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства государств-участников СНГ об уголовной ответственности за посягательства на жизнь государственных и общественных деятелей, можно сделать вывод, что они могут использоваться в дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства Республики Таджикистан.

ABSTRACT

The article deals with the problems of comparative legal analysis of encroachment on the life of a statesman or public figure in the criminal law of the CIS member states. Summarizing the comparative legal analysis of the criminal legislation of the CIS member states on criminal liability for encroachments on the lives of state and public figures, we can conclude that they can be used in the further improvement of the criminal legislation of the Republic of Tajikistan.

 

Ключевые слова: посягательства; государства; деятель; политика;

Keywords: encroachment; states; doer; politics;

 

Сравнительно-правовой метод используется в науке уголовного права для определения содержания и сущности уголовного права и его институтов, характера уголовного права государства или межгосударственных групп, а также уголовного права государств с целью выявления важных особенностей и догматичность права и его развитии, и это будет играть важную роль в определении направления дальнейшего совершенствования уголовного законодательства и его практического применения. Использование сравнительно-правового метода в науке уголовного права позволяет четко определить легитимность возникновения уголовного закона, его существование и применение, перспективы его развития и совершенствования.

Предметом сравнительного анализа является уголовная ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в соответствии с уголовным законодательством государств-участников СНГ. Это связано с тем, что законодательные и правительственные системы этих стран, интегрированных в СНГ, регулируются органами Межпарламентской ассамблеи, которые предлагают модельные законы для этих стран.

Модельный Уголовный кодекс СНГ (МУК СНГ) в разделе XIII «Преступления против государственной власти», глава 31 «Преступления против основ конституционного строя и государственной безопасности» признает нападение на жизнь государственного или общественного деятеля террористическим актом и предусматривает его в статье 298. Согласно статье 298 МУК СНГ террористический акт определяется как убийство государственного или общественного деятеля с целью прекращения его политической деятельности. Анализ ст. 298 МУК СНГ прямо указывает, что преступление совершается только в форме убийства. [4] Однако следует отметить, что один из недостатков ст. 298 МУК СНГ - это неспособность продемонстрировать какое-либо движение во вред здоровью государственного или общественного деятеля.

Однако следует отметить, что одним из недостатков статьи 298 МУК СНГ является отсутствие указания на причинения вреда здоровью государственного или общественного деятеля.

Следует отметить, что в ст. 298 МУК СНГ государственный или общественный деятель также указывается нечетко, то есть неясно, кто включается в качестве государственного или общественного деятеля, то же касается и статьи 310 УК РТ [1].

Республика Узбекистан первой из бывших стран СНГ приняла Уголовный кодекс 22 сентября 1994 года, даже до того, как МУК СНГ вступил в силу 1 апреля 1995 года. Уголовный кодекс Республики Узбекистан (УК Руз) предусматривает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля в форме посягательство на жизнь Президента Республики Узбекистан. Согласно статье 158 Уголовного кодекса Руз посягательство на жизнь Президента Республики Узбекистан является преступлением, посягающим на общественные отношения, которые регулируют нормальное функционирование государства. Объект преступления, предусмотренного статьей 158 Уголовного кодекса Руз, широк и охватывает общественные отношения, защищающие жизнь, здоровье и деловую репутацию Президента Республики Узбекистан. По структуре ст. 158 УК Республики Таджикистан (УК РТ) относится к группе преступлений с официальным составом, то есть преступление считается оконченным с момента совершения этих действий. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и субъективная сторона статьи 158 УК РУ выражается в форме умысла [8,6]. Цель и мотив преступления не обязательно являются его признаком, они могут быть разными.

В Российской Федерации 24 мая 1996 года был принят Уголовный кодекс. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, закреплено в статье 277 Уголовного кодекса Российской Федерации и совершается с намерением завершить деятельность или в качестве мести[7].

Обязательным признаком объекта преступления в диспозиции статьи 277 УК РФ и статьи 310 УК РТ является потерпевший от преступления[7,6]. Жертва преступления - государственный или общественный деятель. Нет нормативно-правового понятия государственного или общественного деятеля. Государственные и общественные деятели должны включать тех, от которых зависят устойчивость основ конституционного строя или безопасности государства. А.В. Седых отмечает, что государственные деятели – это лидеры и другие лица, занимающие высокие посты [3].

Азербайджанская Республика приняла Уголовный кодекс 30 декабря 1999 года (УК РА), который вступил в силу 1 сентября 2000 года. По мнению В. Максимов при разработке Уголовного кодекса Республики Азербайджан учитывались современные достижения уголовно-правовой доктрины и законодательный опыт других стран [14].

В УК РА посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт) признано преступлением по статье 277. Согласно статье 277 УК РА террористический акт определяется как акт посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, а также представителя иностранного государства с целью прекращения служебной или политической деятельности либо месть в связи с его деятельностью[9].

Следует отметить, что УК РА среди Уголовных Кодексов государств-участников СНГ - единственный кодекс, охраняющий жизнь представителя иностранного государства. Опыт УК РТ показал, что посягательство на жизнь представителя иностранного государства закреплено в отдельной статье, статье 402 УК РТ, как отдельное преступление, и правильно расположился в зависимости от объекта преступления, то есть мира и безопасности человечества[6].

Практика УК Республики Азербайджан показала, что он тоже полноценен, как ст. 310 УК РТ и требует реформы, так как содержит расплывчатые понятия, такие как государственный деятель, общественный деятель, посягательство на жизнь, что приводит к проблемам при раскрытии преступления.

Уголовный кодекс Республики Армения, принятый 18 апреля 2003г. [10]. Здоровье не может быть объектом этого преступления. В ст. 305 УК Армении политический деятель признан потерпевшим[10], что не встречается в практике Республики Таджикистан и других стран.

После обретения независимости Кыргызская Республика дважды приняла Уголовный кодекс - 1 октября 1997 года, а затем - 22 декабря 2016 года, который по ряду аспектов отличается от кодексов государств-участников СНГ [11]. Следует отметить, что в новом Кодексе Кыргызская Республика отказалась от преступления посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, и это деяние подпадает под общие статьи Уголовного кодекса Кыргызской Республики.

Наряду с Кыргызской Республикой Республика Казахстан дважды принимала собственный уголовный закон. Республика Казахстан сначала приняла новую редакцию своего уголовного закона 16 июля 1997 года, а затем 3 июля 2014 года (УК РК)[12].

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля определяется в новом Уголовном кодексе Республики Казахстан в новой форме и двумя отдельными статьями, а именно статьей 177 «Посягательство на жизнь Первого Президента Казахстана - Лидера нации» и статьей 178 «посягательства на жизнь Президент Казахстана» [2]. Опыт Уголовного кодекса Республики Казахстан показывает, что агрессия против общественных и государственных деятелей, за исключением Первого Президента - Лидера нации и Президента Республики Казахстан, больше не признается преступлением против конституционного строя, порядка и государственной безопасности. В случае посягательства на жизнь общественного или государственного деятеля деяние квалифицируется как обычное убийство.

Опыт Республики Украина в практике посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля является значительным среди государств-участников СНГ. Статья 112 Уголовного кодекса Республики Украина (УК РУ) предусматривает посягательства на жизнь Президента Украины, Спикера Верховной Рады Украины, членов Кабинета Министров Украины, Председателя или судей Конституционного Суда, Верховного Суда или специализированных судов Украины, Генерального прокурора Украины, Уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты, председателя Национального банка Украины, председателей политических партий. Следует отметить, что Уголовный кодекс Республики Украины - единственный документ, прямо идентифицирующий потерпевшего от преступления посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля на уровне кодекса.

Таким образом, обобщая сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства государств-участников СНГ об уголовной ответственности за посягательство на жизнь государственных и общественных деятелей, можно сделать вывод, что они могут использоваться в дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства Республики Таджикистан.

 

Список литературы:

  1. Кудратов Н.А. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. Учебно-методическое пособие (2 издание). Душанбе, 2020. С. 45
  2. Кудратов Н.А. Квалификация "посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля" Республики Таджикистан по субъективным признакам // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2019. № 3-1. С. 191-195.
  3. Кудратов Н.А., Сафарова З.М. Посягательство на жизнь государственного деятеля Республики Таджикистан как политический терроризм // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2020. № 2 (46). С. 55-63.
  4. Модельный Уголовный кодекс СНГ /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cisatc.org/1289/135/154/241(дата обращения 24.06.2022)
  5. Модельный Уголовно-процессуальный кодекс СНГ /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cisatc.org/1289/135/154/242 (дата обращения 24.06.2022)
  6. Уголовный Кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 года № 574 (в ред. 23.12.2021) /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325 (дата обращения 24.06.2022)
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) /[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 24.06.2022)
  8. Уголовныйо кодекс Республики Узбекистан от 22.09.1994 (ред. от 24.06.2022) /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lex.uz/docs/111457 (дата обращения 24.06.2022)
  9. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики от 30.12.1999 г. № 787-IQ (ред. от 26.05.2000) /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.migration.gov.az/content/pdf/7d878287d2a6aa187238b93c7df26ef3.pdf (дата обращения 24.06.2022)
  10. Уголовный кодекс Республики Армения от 18.04.2003 года /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.arlis.am/documentview.aspx?docid=63312 (дата обращения 24.06.2022)
  11. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 28 октября 2021 № 127 /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36675065 (дата обращения 24.06.2022)
  12. Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения 24.06.2022)
  13. Уголовный Кодекс Республики Украины от 05.04.3001 № 2341-Ш /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urst.com.ua/ru/act/uku (дата обращения 24.06.2022)
  14.  Максимов В. Новое уголовное законодательство Азербайджанской Республики (вопросы Особенной части УК)// Уголовное право. – М.: Интел-Синтез, 2002, № 1, с.30-32 /[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lawlibrary.ru/article1122394.html (дата обращения 24.06.2022)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.