Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 23 мая 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Васильев Р.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ, СКРЫТЫХ ИНСЦЕНИРОВКОЙ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(57). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 82-85.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ УБИЙСТВ, СКРЫТЫХ ИНСЦЕНИРОВКОЙ

Васильев Ринчин Викторович

магистрант, кафедра «Уголовно-правовые дисциплины» юридического факультета, ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»,

РФ, г. Улан-Удэ

Инсценировка преступлений под события некриминального характера (само­убийство, несчастный случай при неосторожном обращении с оружием) является довольно распространенным явлением в следственной практике. По данным Г.Н. Мудьюгина с попытками инсценировки следователи сталкиваются в 36,4% случаев расследования убийств [3, с. 68]. Цель инсценировки очевидна: отвести от себя подозрения в совершении преступления и направить следствие по ложному пути, поэтому инсценировку с полным правом можно рассматривать как один из способов сокрытия следов преступления и противо­действия расследованию.

Рассмотрим некоторые виды убийств скрытых инсценировкой.

Выявление признаков инсценировки убийства под самоубийство. Данный вид инсценировки встречается наиболее часто [4, с. 178]. Как правило, подоб­ные преступления тщательно продуманы и спланированы. Преступник обычно входит в близкий круг общения потерпевшего (муж, жена, сын, дочь, родствен­ник, друг и т.п.). На подготовительной стадии преступник достает оружие, патроны, распространяет слухи о том, что будущий потерпевший находится в состоянии депрессии и высказывает намерения покончить жизнь самоубийством, готовит предсмертную записку от его имени. Совершив задуманное, преступник имитирует ситуацию самоубийства, вкладывает оружие в руку потерпевшего, предварительно стерев следы своих рук, создает ложные следы суицида, сооб­щает в полицию о происшедшем, изображает скорбь по поводу утраты близкого человека. Но, как правило, при этом остаются некоторые «негативные обстоя­тельства», не объяснимые версией самоубийства. К их числу можно отнести: наличие нескольких огнестрельных ран, каждая из которых смертельна; невозможность производства выстрела в данную часть тела при данном по­ложении трупа; отсутствие наслоения копоти, ружейной смазки, металлов, частиц пороха во­круг входного отверстия раны, характерных для близкого выстрела (дальний выстрел при самоубийстве трудно осуществим); отсутствие штанцмарки, пояска осаднения, ожога на теле, опаления одежды, крови в канале ствола оружия у дульного среза при версии о выстреле в упор; несоответствие пули калибру оружия и образцу патрона; несоответствие положения брызг и направления потеков крови на трупе его позе; отсутствие стреляных гильз на месте происшествия.

Выявление признаков инсценировки убийства под несчастный случай. На практике встречается также такой способ сокрытия убийства, как инс­ценировка несчастного случая при неосторожном обращении с огнестрельным оружием или его неисправности. Для этого вида инсценировки характерны в общем то те же несоответствия в следовой картине места происшествия, что были отмечены при описании имитации самоубийства. Наиболее важными задачами в данном случае являются установление наличия следов близкого выстрела, расположение входного отверстия огнестрельного ранения, наличие наслоения продуктов выстрела на теле потерпевшего, а также вопросы об ис­правности оружия и пригодности его к стрельбе, о возможности производства непроизвольного выстрела [7, с. 230].

Убийца с целью скрыть свое деяние предпринимает меры по скрытию следов и маскировке убийства под самоубийство. На инсценировку могут указывать, например, большое количество следов, отсутствие предсмертной записки, в целом отсутствие условий, которые бы позволяли совершить суицид [1, с. 208-209]. Либо же присутствуют признаки перемещения трупа или изменения его позы, то есть изменение объективной обстановки в целом [5, с. 25]. Что касается непосредственно самого способа инсценировки, основными способами являются самоповешение или самоповреждение с вложением орудия в руку потерпевшего. Подробнее разберем признаки самоповешения, к ним, в частности, относятся: отсутствие подставки, с помощью которой невозможно подняться к опоре и закрепить другой конец веревки; несоответствие расстояния от пола (земли) до опоры, на которую крепится свободный конец веревки, образующей петлю, и длины тела трупа; в случае, когда материал веревки грязный, а руки потерпевшего - нет; также в том случае, когда обувь, обнаруженная на трупе чистая, а на самом полу следы грязи и подошвы обуви на ней.

Сам по себе факт обнаружения трупа с признаками суицида является основанием для проведения доследственной проверки, в ходе которой проводится первоначальный осмотр места происшествия, подтверждается или опровергается версия о суициде. Также сотрудники органов внутренних дел опрашивают свидетелей, соседей с целью выяснить, находилось ли погибшее лицо в компании либо проводило время в одиночестве. Целесообразным будет изъятие записей камер видеонаблюдения с домов, магазинов, иных мест, в которых, по словам свидетелей, в последний раз видели потерпевшего, и видеорегистраторов автомобилей, находящихся в непосредственной близости от дома, либо иного места, где был обнаружен труп. Совокупность записей с камер позволит определить и восстановить не только последние часы жизни погибшего, но и возможные пути отхода убийцы.

В дальнейшем изучаются доказательства, полученные при первоначальном этапе расследования, и на последующем этапе уже собираются дополнительные доказательства по новым обстоятельствам. В случае если подозреваемый либо признается сам, либо в ходе его допроса выясняется, что преступление совершил именно он, то в такой ситуации необходимо провести проверку показаний на месте с целью подтвердить или опровергнуть версию о возможном самооговоре [6, с. 458].

Современные модели аппаратных источников экспертного света позволяют легко обнаруживать следы биологического происхождения, принадлежащие человеку. Благодаря новым технологиям в области генетики можно выделять ДНК-профиль из микрочастиц, не видимых человеческому глазу, и далее установить принадлежность тому или иному лицу.

Появилось понятие цифровых следов и технические возможности для исследования и использования их в качестве доказательств. Отпечатки пальцев на данный момент также актуальны, и для их обнаружения помимо привычных методов применяются цианоакрилатные и нингидриновые камеры, позволяющие выявлять следы рук даже на таких поверхностях, где ранее их найти не удавалось.

Таким образом, применение, использование и распространение вышеуказанных методов поможет при раскрытии убийств, замаскированных инсценировками [2, с. 258]. Успех расследования во многом зависит от умения следователя анализировать информацию, содержащуюся в следах, выявлять несоответствия, создавать адекватную мысленную модель события преступления, строить правильные и обоснованные версии, основанные на установленных фактах.

 

Список литературы:

  1. Густов Г.А., Фадеев В.И. Инсценировка события преступления: понятие, общественная опасность, криминалистическая характеристика // Правоведение. - 1998. - № 2. - С. 207-210.
  2. Михайленко В.Я. Сложности, возникающие при расследовании убийств, замаскированных инсценировками // Грядущим поколениям завещаем: творить добро в защиту права: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ногинск: Изд-во: «Аналитика Родис», 2021. - С. 256-258.
  3. Мудьюгин Г.Н. Расследование убийств, замаскированных инсценировками. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1973. - 157 с.
  4. Поваляев Э.А. Виды и значение негативных обстоятельств при расследовании убийств замаскированных инсценировкой // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко. - 2021. - № 1 (10). - С. 176-186.
  5. Серова Е.Б. Криминалистические аспекты противодействия преступлениям против личности. Часть I. Криминалистические аспекты противодействия преступлениям против жизни: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во «Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ», 2013. - 56 c.
  6. Хуснудинов Р.Г. Особенности расследования отдельных видов неочевидных убийств // Вопросы российской юстиции. - 2021. - № 11. - С. 481-490.
  7. Чугунов А.М. Особенности расследования убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия и замаскированных под некриминальные события // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 3 (140). - С. 225-233.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий