Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 апреля 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Муниципальное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андреева Л.А., Трухина И.Н. ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(56). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 83-89.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доц. кафедры теории и истории государства и права АНО ВО «Открытый университет экономики, управления и права»,

РФ, г. Москва

Трухина Ирина Николаевна

канд. филос. наук, доц., доц. Санкт-Петербургского государственного университета ГПС МЧС России,

РФ, гСанкт-Петербург

LIFE SUPPORT OF THE POPULATION IN THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

 

Lyubov Andreeva

candidate of juridical sciences, associate Professor of the Department of theory and history of state and law ANO "Open University of Economics, Management and Law",

Russia, Moscow

Irina Trukhina

сand. filosof. science, associate professor, the Professor of St. Petersburg State University, Russian Ministry for Emergency Situations,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы определения местного самоуправления, как понятия «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» и «вопросы местного значения». Авторы отмечают, что в нормах Конституции Российской Федерации понятие «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» отсутствует. В связи с этим представляется необходимым слова «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» и содержание понятия «вопросы обеспечения жизнедеятельности населения» отграничить, так как подобные базовые понятия отличаются указанием «непосредственно»,  либо установить единообразное применение понятия «вопросы местного значения».

ABSTRACT

The article deals with the issues of defining local self-government as the concepts of "issues of direct provision of vital activity of the population" and "issues of local importance". The authors note that in the norms of the Constitution of the Russian Federation, the concept of "issues of direct provision of the vital activity of the population" is absent. In this regard, it seems necessary to delimit the words "issues of direct provision of the vital activity of the population" and the content of the concept "issues of ensuring the vital activity of the population", since such basic concepts differ by specifying "directly", or to establish a uniform application of the concept "issues of local significance".

 

Ключевые слова: местное самоуправление, вопросы местного значения, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, полномочия, муниципальные образования.

Keywords: local self-government, issues of local importance, issues of direct provision of the vital activity of the population, issues of ensuring the vital activity of the population, powers, municipalities.

 

Жизнедеятельность человека представляет способ его существования, который выражается в повседневной деятельности. Жизнедеятельность человека протекает в контакте со средой обитания. Комфортными представляются параметры окружающей среды, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизнедеятельности. В процессе своей деятельности человек находится в связи со всеми элементами своей среды обитания, которую можно разделить на бытовую и производственную.

В производственной среде обитания человек, взаимодействуя с машинами и другими людьми, трудом добывает себе средства существования. В бытовой среде можно выделить специфические для человека функции. Основу жизнедеятельности города составляет промышленный комплекс, состоящий из предприятий различных отраслей, в сельской местности – предприятий сельскохозяйственного комплекса. Процесс жизнедеятельности представляет телесно-духовное становление и развитие человека в конкретных общественно- исторических, экономических и прочих внешних условиях и под влиянием выполняемой им конкретной деятельности. Человек на протяжении всей своей жизни участвует в постоянном сложном процессе создания благоприятных условий для своего существования. При этом он должен учитывать не только внутренние особенности своего организма, но и внешние факторы, которые могут на него влиять. Комфорт и безопасность жизни можно обеспечить, если принимать во внимание все аспекты жизнедеятельности.

Таким образом, жизнедеятельность – это предотвращение и предупреждение опасности, возникающей при взаимодействии живого организма и окружающей среды. Источник опасности может исходить как от живой, так и от неживой формы воздействия и приносить вред организмам, природе, ценностям. Опасность может быть потенциальной, реальной и реализованной. Классификация видов естественных опасностей обусловлены природными явлениями, географическим положением и климатическими условиями. Технические, или техногенные, возникают в производственных процессах и могут привести к травмам и смертельным исходам. Длительный процесс жизнедеятельности – это процесс, на который немалое влияние оказывает среда обитания и какие-либо отклонения от нормы связаные именно с ней. Физическая – атмосферное давление, загазованность, влажность воздуха, температура, радиация. Биологическая – окружающий растительный и животный мир. Социально-психологическая - производственно-хозяйственная деятельность, бытовые условия, возможность творчества. Человек знакомится с теорией и практикой безопасности на производстве и в быту, изучает законодательную и нормативную базу по охране труда и технике безопасности, а также механизмы предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Проблема совершенствования системы местного самоуправления, его роли как формы, обеспечивающей, наряду с госу­дарственной, реализацию единой публичной власти народа, весьма актуальны. На практике получили развитие консти­туционные принципы местного самоуправления в нормах и правоприменении Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2]. Авторы, исследовав преобразования системы местного самоуправления, с учетом Проекта федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»[3], ускоряющие либо замедляющие процесс реформирования, в котором не была утрачена суть местного самоуправления как самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения в своих интересах по решению вопросов местного значения, а также как части системы единой публичной власти, отмечают, что в отдельных субъектах федерации накоплен опыт одноуровневой системы местного самоуправления. В Новгородской области в соответствии с областным законодательством до 2014 года успешно применялась схема одноуровневой системы местного самоуправления, основанной на административно-территориальном делении области на муниципальные районы и городского округа Великий Новгород. Одноуровневая система местного самоуправления позволила не только сохранить самоуправление, а способствовала ускорению развития отдельных территориальных районов, укреплению экономической базы области.

Серьёзным препятствием на пути решения задач, поставленных перед местным самоуправлением, являются неточности в использовании юридической терминологии, в том числе понятий, раскрывающих сущ­ностный смысл конституционных установлений народовластия. В Федеральном Законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ указано нормативное определение понятия «вопросы местного значения», используемого Конституцией РФ для функциональной характеристики местного самоуправления. Согласно ст. 2 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности насе­ления муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации[1] и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного само­управления самостоятельно»[2]. Однако, такое содержание термина [4, с. 46] не даёт исчерпывающего представления об особенностях его правового наполнения в соотношении его с другими понятиями. С точки зрения формальной логики обнаруживается тафтология «вопросы – это вопросы». Недостаточно проясняют этот термин и его трактовка в научной литературе, где «вопросы местного значения» трактуются как более общая правовая категория по отношению к категории «полномочий» [5, с. 246]. Такой подход соответствует содержанию закона, где оба понятия разделены. Вопросы местного значения муни­ципальных образований определены в ст. 14, 15 и 16 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, а полномочия органов местного самоуправления закреплены в ст. 17 указанного закона [2]. Разграничение категорий «вопросы местного значения» и «полномочия по решению вопросов местного значения» имеет не только теоретическое, но и прак­тическое значение.

Вместе с тем, в Проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [2], дано определение местного самоуправления, в котором понятия «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» и «вопросы местного значения» используются авторами законопроекта как равнозначные.

Однако, согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации [1] местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В указанной норме Конституции Российской Федерации понятие «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» отсутствуют. Вместе с тем, представляется необходимым по тексту законопроекта слова «вопросы местного значения» заменить словами «вопросы обеспечения жизнедеятельности населения» [3]. Понятие «обеспечение жизнедеятельности населения» в полной мере отвечает задачам местного самоуправления и поглощает понятие «вопросы местного самоуправления», а также возникает определенность разграничения полномочий местной власти и государственной власти, что будет способствовать разграничению полномочий органами единой системы публичной власти.

При этом следует отметить, что отсутствие возможности организации предоставления населению городских и сельских поселений определенных жизненно важных услуг связано не только с неэффективной деятельностью органов местного самоуправления, а в большей степени с недостаточной финансовой базой бюджетов, поэтому одноуровневая система является условием для улучшения ситуации с обеспечением жизнедеятельности населения соответствующих территорий.

Важным моментом является и то, что если органы местного самоуправления, по сути, предназначены для организации предоставления населению основных жизненно важных услуг, а муниципальные районы и округа могут решить вопросы, обладая значительным социально-экономическим потенциалом, с точки зрения управленческого и экономического взаимодействия, что указывает на объективную необходимости сохранения административных муниципальных районов и округов. Таким образом представляется, что решение вопроса о сохранении административного деления системы организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации должно осуществляться именно органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующего регионального закона. Такая возможность в настоящее время предусмотрена в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, согласно которому могут создаваться в соответствии с законами субъектов Российской Федерации городские и муниципальные округа.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2], устанавливал общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяя государственные гарантии его осуществления. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» неоднократно реформировался, а в данный момент имеется новый Проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который существенно изменит систему органов местного самоуправления, их структуру и полномочия[3]. Законопроект предусматривает уточнение компетенции органов местного самоуправления в целях приведения ее в соответствие с правовой природой местного самоуправления, предусматривается, что местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения[3]. Следует не согласиться, что одноуровневая организация местного самоуправления, по мнению авторов проекта, позволит создать систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению, что не обеспечит реализацию принципа жизнеобеспечения.

Вместе с тем, опыт регионов, которые ранее выстраивали одноуровневую систему местного самоуправления, которая успешно использовалась до изменений федерального законодательства в 2014 году, именно в этот период было возможным широко применяемую практику перераспределения полномочий с уровня муниципальных территориальных районов и городских округов, а также передачи полномочий указанным органам местного самоуправления субъектами федерации.

Жизнеобеспечение населения находится в прямой зависимости от качества действующих нормативно-правовых актов, а соот­ветственно от правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Список литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 20.04.2022)
  2. Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 20.04.2022)
  3. Проект федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&n=215678&req=doc#DMFjnxSuW2xl2qo31 (Дата обращения 20.04.2022)
  4. Васильев В.И. О некоторых понятиях муниципального права. // Журнал Российского права, 2013. № 12. С. 46.
  5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. М. 2006. С. 472. Муниципальное право России: учебник. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М. 2009. С. 246.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.