Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Информационное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сисекешева А.М. АНАЛИЗ ВЫДАЧИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПАТЕНТОВ В СТРАНАХ СНГ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 2(54). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 11-19.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ ВЫДАЧИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПАТЕНТОВ В СТРАНАХ СНГ

Сисекешева Айгерим Мергалиевна

магистр педагогических наук, преподаватель №42 гимназии «Ак ниет»,

Республика Казахстан, г. Уральск

ANALYSIS OF THE GRANT AND COMMERCIALIZATION OF PATENTS IN THE CIS COUNTRIES

 

Aigerim Sissekesheva

teacher, №42 Gymnasium “Ak Niet”, Master of Pedagogical Sciences,

Kazakhstan, Uralsk

 

АННОТАЦИЯ

Автор статьи рассматривает актуальность развития наукоемких технологий в странах СНГ, а также причины отставания от стран-лидеров в данной области. Исследование показало, что одной из причин слабого развития цифровых техологий в постсоветских старанах выступают трудности патентования и дальнейшей коммерциализации патентов. Для того, чтобы выйти на мировой рынок и повысить инвестиционную привлекательность, бывшим странам СССР следует изменить подход к процессу реализации и контроля исполнения патентного законодательства.

ABSTRACT

The author of the article examines the relevance of the development of science-intensive technologies in the CIS countries, as well as the reasons for the underdevelopmentfrom the leading countries in this area. The study showed that one of the reasons for the weak development of digital technologies in the post-Soviet era are the difficulties of patenting and further commercialization of patents. In order to enter the world market and increase investment attractiveness, the former USSR countries should change their approach to the process of implementing and monitoring the implementation of patent legislation.

 

Ключевые слова: СНГ, патент, нормативно-правовые акты, наукоемкие отрасли, мировая экономика.

Keywords: CIS, patent, normative legal acts, science-intensive industries, world economy.

 

«Холодная война» между двух мировых систем СССР и США после Второвой мировой войны послужила акселератором для развития таких наукоемких отраслей промышленности, как ракетостроение, атомная энергетика, микроэлектроника, машиностроение, боевая техника. Советский союз за всю свою историю функционирования был научным центром, где были разработаны и созданы многие высокотехнологичные и наукоемкие изобретения. Советский Союз был первой страной, отправившей человека в космическое пространство, советские инженеры изобрели первые в мире лампочки освещения, вычислительные машины, лазеры и т.д.

Однако, несмотря на наличие огромной научной базы, зачатков наукоемких отраслей промышленности, высокого индекса образованности, Советский союз так и не смог закрепить свои изобретения на международном уровне. В настоящее время страны бывшего СССР импортируют высокие технологии из таких высокоразвитых стран, как США, Германия, Япония и т.д.

Конец ХХ – начала XXI в. запомнились крупномасштабными социально-экономическими и политическими изменениями постсоциалистической трансформации. Они затронули почти три десятка стран, включая страны бывшего СССР. Вследствие, современный мир – это мир капитализма, где все страны перешли на рыночную экономику. Из этого следует, что спрос и предложение рождает мировой рынок, а не отдельное правительство, как это было при плановой экономике в СССР.

Большинство стран постсоветского пространства после приобретения независимости все еще располагают обилием полезных ископаемых, человеческим капиталом и земельными ресурсами, так почему же высокие технологии развиваются на Западе, а не в странах бывших членов СССР. В настоящее время товары, запатентованные западными странами, завоевали весь мир, проникли даже в хижины африканцев и островитян южных морей, а теперь уверенно пробивают дорогу на постсоветский формирующийся рынок.

Почему в XXI веке иностранные инвесторы больше заинтересованы в полезных ископаемых стран СНГ, а не в развитии их цифровых технологий, почему КНР, где преобладал социалистический строй, также как в СССР, смог прорваться в списки лидирующих стран по уровню цифровизации экономики и привлечь огромное количество иностранных инвестиций в сферу высоких технологий.

Несмотря на то, что страны бывшего Советского Союза долгое время были под одним экономическом режимом и получили независимость примерно в одно время, экономическое развитие в нынешнее время не идентично, также, как и политика привлечения прямых иностранных инвестиций. Привлечение прямых иностранных инвестиций для развивающихся стран особенно важно, так как переход на рыночную экономику и восстановление народного хозяйства требовали не только финансовых вложений, но и опыта, и менеджмента. Спустя почти 30 лет (2018 г.) в пятерку стран лидеров по привлечению ПИИ вошла Россия (13332 млн. долл. США), Казахстан (3817 млн. долл. США), Украина (2355 млн. долл. США), Туркменистан (1985 млн. долл. США) и Беларусь (1469 млн. долл. США) [2]. В таких странах как Азербайджан, Казахстан, Россия и Таджикистан экономические интересы зарубежных инвесторов в основном направлены в добывающие отрасли, ПИИ в обрабатывающие производства доминируют в странах как Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Узбекистан, Украина и Россия. В сферу обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, основной объем ПИИ вложили в государствах Армении и Узбекистана. В такие отрасли, как оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов вложено больше 20% ПИИ в Российской Федерации, больше 10% в Беларуси, Казахстане и Украине. В сферу информации и связи инвестировано более 15% ПИИ в Армению и Кыргызстан, и самый низкий показатель 0,5% в Казахстане. Если учитывать, что в настоящее время как для национальной, так и региональной экономики, актуальна проблема обеспечения эффективности цифровых технологий и усиление их положительного влияния на экономический рост и социально-экономическое развитие стран, привлечение ПИИ именно в эту отрасль является актуальным. Кроме того, именно привлечение ПИИ в цифровую экономику имеет особое значение в XXI веке, так как основными движущими силами мировой экономики стали не нефтяные и горнодобывающие предприятия, как это было в прошлом столетии, а представители цифровой экономики, как AppleInc. (1981 млрд. долл. США), Microsoft (1592 млрд. долл. США), Amazon (1577 млрд. долл. США), AlphabetInc. (999,57 млрд. долл. США), Alibaba (795,4 млрд. долл. США) и т.д. [3].

Понимая всю актуальность и пользу развития наукоемких технологий, такие страны, как Южная Корея, Китай, Сингапур, США и Нидерланды активно внедряют информационно-коммуникационные технологии и в совокупности их доля в экспорте составляет 104%, доли экспорта ИКТ стран СНГ составляет 2,9 %, это 11 раз меньше чем показатели Сингапура. Среди крупнейших цифровых компаний стран СНГ можно назвать Mail.ru, Yandex, KasperskyLab, Megafon, MobileTeleSystems, которые являются российскими. Однако эти софтверные компании еще не на том уровне, чтобы конкурировать с такими цифровыми гигантами, как AppleInc., Microsoft, Amazon, AlphabetInc., в долгосрочной перспективе.

Позиции в глобальном индексе инноваций стран СНГ невысокие (Россия – 46 место, Украина – 47 место, Молдова – 58, Армения – 64 место, Беларусь – 72 место, Казахстан – 79 место, Азербайджан – 84 место, Киргизия – 90 место, Таджикистан – 100 место) [4]. Причина отставания в развитии инновационных технологий обусловлена тем, что после распада СССР страны СНГ унаследовали традиционную структуру экономики, которая базируется преимущественно на низких технологиях, к которым можно отнести добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, строительство и т.д. В списке крупнейших компаний 2019 года на территории СНГ можно назвать ГазПром (98,2 млрд. долл. США), Лукойл (71,1 млрд. долл. США), НОРНИКЕЛЬ (49,2 млрд. долл. США), КазМунайГаз (17,3 млрд. долл. США), SOCAR (1,15 млрд. долл. США) и т.д. [5], которые в основном сосредоточены в добывающей промышленности.

Отставание цифровой экономики между странами СНГ и странами – лидерами в сфере наукоемких отраслей экономики (США, Германия, Япония, Китай), также обусловлена тем, что с господством социалистической формации общества почти 70 лет, фактически это означало, что все предприятия находились под властью Коммунистической партии, а общественная собственность и невозможность социального лифта привели практически к отсутствию конкуренции в нишах рынка, вследствие которого потребность в высоких технологиях отсутствовала. Согласно Декрету СНК РСФСР «Об изобретениях», принятый в 1919 г., нельзя было получить патент на то, что разрабатывалось в процессе трудовой деятельности в государственной организации и связанной с особо важной государственной разработкой, также, патент практически невозможно было коммерционализировать, но при этом требовалось уплачивать пошлины [9. с. 845]. Это и послужило основной причиной того, почему изобретения советских инженеров так и не получили реализации и не дошли до массового рынка.

После вступления во Всемирную торговую организацию, почти все постсоветские страны должны были следовать Соглашению по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), касающиеся объектов авторского и смежного права, патентного права и иных объектов интеллектуальной собственности (топологии интегральных микросхем, товарные знаки, закрытая информация и т.д.). Кроме того, чтобы соответствовать международным стандартам и гармонизировать нормативно-правовые акты в сфере защиты интеллектуальной собственности страны СНГ стали участниками Мадридской системы регистрации товарных знаков (WIPO),Парижской Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.), 9 стран СНГ (кроме Украины и Узбекистана) подписали Евразийскую патентную конвенцию (Москва, 9 сентября 1994 г.), вследствие чего система защиты прав интеллектуальной собственности постсоветских стран претерпела существенные изменения.

Введенные реформы в системе выдачи патентов привели к унификации и цифровизации, это позволило упростить процесс получения заявки и повысить защиту интеллектуальных изобретений. За 2018 год в мире было выдано 3,3 млн. патентов, лидерами по получению патентов являются Китай 1,5 млн., США 597 тыс., Япония 313,5 тыс., Республика Корея 210 тыс., а средипостсоветских стран количество выданных патентов составило 44,5 тыс., из них 85,3 % приходится на Российскую Федерацию [12]. По количеству поданных заявок на получение патента, постсоветские страны более чем в 10 раз отстают от наиболее экономически развитых стран мира, также и иностранные заявители из стран с развитой культурой патентования не спешат патентовать свои разработки в странах СНГ (в российской Федерации за 2019 г. от иностранцев было выдано 26% заявлений, в то время как в США этот показатель составляет 40%), даже если они ведут свою экономическую деятельность на ее территории. Отсюда напрашивается вывод, нежелание патентовать свои разработки в постсоветских странах связано не с отсутствием культуры патентования, а с наличием проблем по получению патента и его защиты. К тому же анализ данных показывает, что во многих постсоветских странах полностью не реализованы положения международных договоров о гармонизации законодательств, процесс не полностью прозрачный, следовательно, уровень защиты не отвечает международным стандартам [1].

На практике встречаются недоверие и предубеждение к процедуре регистрации изобретений, так как заявителю отказывают в регистрации не потому, что нет самого изобретения, а по формальным причинам – несоблюдение каких-либо процессуальных требований, а потом другие лица дорабатывают новую заявку и регистрируют первыми схожий патент. Оспорить подобную регистрацию долгий и затратный процесс [6]. Невысокий уровень защиты интеллектуальной собственности постсоветских стран можно заметить по глобальному рейтингу защиты интеллектуальной собственности за 2019 год, где Россия занимает – 86 место, Украина – 109 место, Молдова – 116, Армения – 93 место, Казахстан – 89 место, Азербайджан – 80 место [7].

Другой основной задачей является продвижение наукоемких технологий в мировую экономику, так как в XXI веке это стало еще тяжелее из-за большой конкуренции и малого интереса со стороны инвесторов. Очевидно, что патент — это еще не пропуск в большой мировой рынок, если у изобретателей нет возможностей продвинуть свою разработку, тогда о ней никто и не узнает. Например, в России значительная часть зарегистрированных объектов (от 20% до 40%, по оценкам экспертов), представляет собой иностранные разработки, которые готовятся к запуску на российском рынке; еще от 15% до 30% заявок подаются для отчетности научными и государственными учреждениями и после не используются. Определенную часть (от 10% до 20%) составляют заявки физических лиц, лишь небольшая часть из которых коммерчески реализуется. Менее половины заявок являются российскими разработками, которые в дальнейшем будут коммерционализироваться, но не более чем трети из них это удается [9. с. 854-855]. Схожая ситуация и в Казахстане. Согласно данным министерства юстиции РК, в период с 2015 года по сентябрь (включительно) 2020 года Национальной системой патентования промышленных образцов выдано 5369 патентов на изобретения [10]. Это объясняется сложностью коммерциализации технологий, понимания механизмов функционирования современного рынка интеллектуальной собственности и правил игры на нем. Особенно это проявляется у разработчиков проектов, которые воспринимают коммерциализацию своих идей, прежде всего как проблему поиска дополнительных финансовых средств для продолжения научных исследований и в силу этого достаточно поверхностно относятся к вопросам оценки окупаемости своих разработок и необходимости учета интересов инвесторов [11]. В странах СНГ люди, заинтересованные в развитии бизнеса чаще всего прибегают к государственным субсидиям или услугам банка, чем инвесторам.

У Сингапура, который является одним из лидеров по защите интеллектуальной собственности, иной подход к процессу реализации и контроля исполнения патентного законодательства. Министерство юстиции Сингапура отвечает за законодательную базу, разработку политики и стратегии интеллектуальной собственности и играет ведущую роль в координации работы структур, связанных с интеллектуальной собственностью. Ведомство по интеллектуальной собственности Сингапура (далее – ВИСС), ранее известное как Реестр товарных знаков и патентов подчиняется Министерству юстиции. ВИСС, ответственное за администрирование режима функционирования интеллектуальной собственностью, способствует использованию интеллектуальной собственности для развития бизнеса, проводит просветительские и образовательные программы, а также обеспечивает развитие экосистемы интеллектуальной собственности Сингапура. ВИСС близко сотрудничает с двумя агентствами – Сингапурской полицией и Сингапурской таможней. В 1995 году в составе полиции было создано подразделение, которое в 2000 году было расширено до Отдела по правам интеллектуальной собственности, ответственного за применение прав интеллектуальной собственностью и расследований случаев их нарушений [8].

Таким образом, регулятивное воздействие Сингапура направлено на научную, финансовую, правовую и информационную сферы. Кроме того, значительное внимание уделяется механизмам стимулирования активности рынка интеллектуальной собственности через реализацию государственных программ в сфере долевого финансирования патентных расходов, последовательной информационно-консультативной поддержке владельцев интеллектуального продукта на этапах создания и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности. Показано, что развитие инновационной экосистемы и налаженная система контроля  за защитой прав интеллектуальной собственности позволяет создать в Сингапуре благоприятный климат для деятельности высокотехнологичного бизнеса.

Анализируя вышеизложенное можно прийти к следующему выводу: чтобы выйти на мировой рынок и повысить инвестиционную привлекательность, бывшим странам СССР следует изменить подход к процессу реализации и контроля исполнения патентного законодательства, ввести прозрачную систему контроля и выполнения нормативно-правовых актов и гармонизировать законодательство согласно международным требованиям.

 

Список литературы:

  1. Булгакова Р.Х. Некоторые вопросы правовой охраны изобретений в Казахстане: На примере охраны изобретений в области медицины, биотехнологии и сельского хозяйства. Автореферат на соискание степени канд. юр. наук. – М., 2006. – 26 с.
  2. Статистического отчета стран СНГ. [Электронный ресурс] Армения. URL:https://armstat.am/file/article/sv_02_20a_420.pdf; Азербайджан. URL:https://www.stat.gov.az/source/construction/?lang=en; Белоруссия. URL: https://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/; Казахстан. URL: https://bsbnb.nationalbank.kz/?docid=680&switch=russian; Киргизия. URL:http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/; Молдова. URL:https://www.bnm.md/files/PII_2019_q1_1.pdf; Россия. URL:www.cbr.ru › statistics› direct_investment› 08-dir_inv; Узбекистан. URL:https://stat.uz/uploads/doklad/2019/yanvar-sentyabr/ru/5.pdf; Украина. URL:https://dei.kyivcity.gov.ua/files/2020/2/10/Zvit_OPU_2019.pdf (дата обращения 25.01.2022)
  3. List of public corporations by market capitalization [Электронный ресурс] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_public_corporations_by_market_capitalization (дата обращения 25.01.2022)
  4. The Global Innovation Index//[Электронный ресурс] URL:  https://nonews.co/directory/lists/countries/global-innovation-index(дата обращения 25.01.2022)
  5. ТОП-100 крупнейших по капитализации компаний России – Рейтинг 2020. [Электронный ресурс] URL: https://riarating.ru/infografika/20200131/630152195.html (дата обращения 25.01.2022)
  6. Никитова А. Почему интеллектуальная собственность в России не продается // [Электронный ресурс] URL:  https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2019/06/05/803013-intellektualnaya-sobstvennost(дата обращения 25.01.2022)
  7. Intellectual Property rights index // [Электронный ресурс] URL:  https://www.internationalpropertyrightsindex.org/countries (дата обращения 25.01.2022)
  8. Ларин А.Ю. Государственная политика Республики Сингапур в сфере интеллектуальной собственности // [Электронный ресурс] URL:  http://inter-legal.ru/gosudarstvennaya-politika-respubliki-singapur-v-sfere-intellektualnoj-sobstvennosti(дата обращения 25.01.2022)
  9. Тюрина И.О., Невров А.В., Чурсина А.В. Влияние патентного законадательства России на развитие наукоемких технологий: социологический анализ. // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 4. – С. 844-858
  10. Маркова  А. Казахстанцам упростят процедуру получения патента в нескольких странах... Электронный  ресурс:  URL:  https://kursiv.kz/news/obschestvo/2020-11/kazakhstancam-uprostyat-proceduru-polucheniya-patenta-v-neskolkikh-stranakh (дата обращения 25.01.2022)
  11. Мухамбетжанов С.К. О процессе коммерциализации технологий в Казахстане. Электронный ресурс: URL:  https://nauka.kz/page.php?page_id=75&lang=1&article_id=33(дата обращения 25.01.2022)
  12. ВОИС ИС: факты и цифры 2019 год. Швейцария 2019. – С. 40-45. Электронный  ресурс:  URL:  https://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-br0001687749 (дата обращения 25.01.2022)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.