Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Проблемы философии права

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ерохин А.К. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК ПРОЕКЦИЯ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(58). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 54-58.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА КАК ПРОЕКЦИЯ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Ерохин Алексей Константинович

канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и экономических наук Университет прокуратуры Российской Федерации, Дальневосточный юридический институт (филиал),

РФ, г. Владивосток

PHILOSOPHY OF LAW AS A PROJECTION OF THE PAST TOWARD FUTURE

 

Aleksey Erokhin

Candidate of philosophical sciences, Associate Professor, Head of Humanity and Economics Department, University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, Far Eastern Law Institute (branch),

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Философия права не только неотделима от этики и политической философии, но и зависит от них. Она расширяет свое поле тем особым вниманием к прошлому (включая юридические источники, конституции, контракты, приобретенные права и т. д.), которые – по причинам, сформулированным в философии права, – характерны для юридической мысли. Цель статьи – представить философию права как отрасль знания, необходимую современному законодателю для познания наиболее общих закономерностей развития государственно-правовых целей, явлений, их границ и возможностей правового регулирования.

ABSTRACT

The philosophy of law is not separate from ethics and political philosophy, but dependent upon them. It extends them by that special attention to the past (of sources, constitutions, contracts, acquired rights, etc.) which-for reasons articulated by the philosophy of law-is characteristic of juridical thought. The article targets to present the philosophy of law as a branch of knowledge necessary for a modern legislator to understand the most general patterns of development of state-legal phenomena, goals, limits and possibilities of legal regulation.

 

Ключевые слова: философия права, юриспруденция, политическая философия, моральная философия.

Keywords: philosophy of law, jurisprudence, political philosophy, moral philosophy.

 

Философия права, также называемая юриспруденцией, отрасль философии, исследующая природу права, особенно в его отношении к человеческим ценностям, отношениям, практике и политическим сообществам. Традиционно философия права исходит из формулирования и защиты общих и абстрактных суждений о праве, верных не для конкретной правовой системы в определенное время, а для всех правовых систем или для всех законов во все времена.

Философия права стремится отличать право от других нормативных систем, таких, например, как мораль или политика. Взгляды на природу права часто зависят от ответов на некоторые наиболее фундаментальные философские вопросы, например, каковы основания морали, справедливости и права. Часто ответы на эти вопросы находятся не в области теоретизирования, а в плоскости обобщенного практического опыта человечества, что и дало основание И. Канту и Г. Гегелю отнести философские размышления о правовых проблемах к философии практического разума (подобно этике и политической философии).

Практический разум и, следовательно, философия практического разума, рассматривают социальные проблемы во всей их всеобщности, стремятся сделать разумными размышления и рациональные выборы, посредством которых люди формируют собственные, свободно выбранные действия, формируя, таким образом, себя и свои сообщества.

Этика рассматривает эти проблемы в том виде, в каком они стоят перед каждым индивидом без исключения, а именно: в затруднительном положении выбора поведения (действовать или бездействовать), выбора, который, формируя мир, будет формировать и его собственный характер.

Политическая философия (включающая, но не поглощающая философию домохозяйства и семьи) рассматривает проблемы, стоящие перед каждым именно в той мере, в какой необходимо согласовывать выборы и действия с выборами и действиями других членов сообществ. Философия права расширяет и конкретизирует политическую философию, акцентируя внимание на отдаленных последствиях выбора, сделанного в настоящее время, для будущего политического сообщества. Конкретизируя это положение, практический разум  должен предположить, как будет определяться или формироваться будущее в форме договоров, завещаний, конституций, законодательных актов, обычаев, судебных решений и т. п., выбором и действиями, совершенными в прошлом или в настоящем.

Этот вопрос сам по себе является темой ряда «общих принципов права», непосредственно входящих в определения законодательств. Философия права указывает основания для принятия этих принципов как соответствующих (справедливых) и авторитетных, наряду с основаниями для признания уместными и авторитетными различных видов частных и публичных правотворческих и правозащитных актов.

Этика стремится к осуществлению всех основных форм человеческого блага в той мере, в какой выбор и действия индивидов могут иметь отношение к его  исполнению или противодействовать ему. Политическая философия рассматривает влияние выбора и действий индивидов на общее благо политического сообщества (соблюдение прав всех его членов).  В меру своих возможностей философия права находит основания для признания справедливости основополагающих принципов права и авторитета частных и публичных юридических действий в конкретном отношении к этим принципам и действиям, направленным на общее благо.

Диалектика общего блага пробивается в истории от прошлого к настоящему. Точно так же как в прошлом члены сообщества на основе разумных и неразумных альтернатив выбирали действия, имевшие целью общественную полезность, так и нынешние поколение может аналогичным образом определить (в должной мере) будущее исполнение разумных принципов и правил, содействующих общественному благу. Данную особенность философии права можно найти еще в номотетике Аристотеля, [1, с. 102-103] и законодательной позиция (legis positio) Фомы Аквинского [2]. Последний рассматривал философию права 1) как «практическую науку», чья философская истина удобна для разработки законодательства, а также, 2) как искусство и мудрость, необходимые судьям, 3) как качества гражданственности, законопослушности и верности, необходимые хорошему христианину. «Справедливость в судье как в регуляторе, а в других как в регулируемом. Тем не менее, у суждения есть два аспекта: (i) установление равенства в других людях, который включает в себя создание закона и (ii) наказание тех, кто вызывает неравенство, что является вопросом о карающем правосудии» [3, p. 7].

Чтобы разъяснить свое понимание общего блага, философия права (и законов) опирается непосредственно на этику. Это понимание принимает форму самых первых принципов практического разума, указывая каждому путь и способ поддержки основных человеческих благ (материальных и духовных) каждое из которых является важной составляющей человеческого процветания. В то же время это и специфический моральный принцип, побуждающий совершать выбор и действовать разумно, в случае столкновения не с одним благом, а со многими; не с одним способом реализации каждого блага, но со многими; с благом не одного человека, а многих.

При понимании общего блага гражданского общества и государства философия права опирается непосредственно на политическую философию. Это понимание включает в себя обобщенный человеческий опыт фактических условий сосуществования и сотрудничества в политической жизни и коллективных действий, условий формирования полезных и эффективных методов государственного управления и законотворчества, которые должны полностью учитываться практиками, и которые, следовательно, являются частью предмета политической и правовой философии.

Очевидно, что дожидаться единодушия со стороны членов политического сообщества по поводу конкретных форм совместной жизни, деятельности и сотрудничества практически невозможно. Данный факт практически требует и оправдывает наличие институтов власти, принимающих на себя обязательства по соблюдению законодательных, судебных или исполнительных официальных директив. Точно также элементарные факты ограниченности человеческого предвидения оправдывают социальные или правовые институты и практику, которая называется справедливостью, конкретизирующейся в виде отступления от буквы установленного закона в интересах общества или отдельных его членов, для того, чтобы реализовать лежащие в основе права цели и принципы справедливости.

На этих основаниях философия права расширяет этику и политическую философию до области конкретно-правового домена. Он характеризуется укоренением оснований для настоящих решений о будущем в фактах о прошлом. Факты являются положительными источниками права, будь то прямо выраженное законодательство или практика и обычаи судебной власти и других лиц, или общедоступная доктрина ученых правоведов. Источники рассматриваются как примеры, включающие набор нормативных суждений (о полномочиях, а также об обязательствах), которые, в свою очередь, интерпретируются с учетом разнообразных ситуаций, обогащаются набором новых норм и требований, давая возможность индивиду не избегать противоречий в нестандартных ситуациях, и принять решения на основе рационального и разумного выбора в специальном пространстве законодательных норм и действий. Каждый такой набор предложений – «правовая система», «законодательство», «закон страны», «наш закон» и т. д. – считается применимым, в принципе, во всей своей полноте к каждому лицу и фактам в пределах его юрисдикции. Разумная действительность каждого положения закона правовой системы управляется другими предложениями в рамках набора и должна быть предварительным условием его применимости к конкретным лицам и фактам.

Условия остаются довольно неявными и не сформулированными до тех пор, пока философия права не выведет их из юридического дискурса. Вот почему каждая правовая система соответствующим образом развивает философские концепции в качестве мировоззренческих оснований правил и институтов социальных систем. Философские рассуждения и политические размышления часто не могут дать однозначный ответ на некоторые конкретные вопросы о правильности выбора и действия в конкретном вопросе или конкретной ситуации.  Право же обладает способностью создавать набор законодательных положений для каждой правовой системы, чтобы дать определенные ответы в ситуациях неопределенности.  Это один из основных способов, которым право связывает воедино прошлое, настоящее и будущее сообщества, приводит в действие законные ожидания или, по крайней мере, законно приобретенные права, включая права собственности, договорные и квазидоговорные права, доверительное управление, права на компенсацию и реституцию и т. д. и тем самым делает возможным расширение экономической и культурной жизни и индивидуального выбора поведения и призвания. Все это часть политической философия и политического искусства, часть настолько обширная и специализированная, что заслуживает своего отдельного места и названия – философия права.

 

Список литературы

  1. Аристотель. Никомахова этика. – М.: Эксмо-Пресс, 1997. – 109 с.
  2. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. III: Первая часть второй части. Вопросы 1-67. Пер. с лат. А. В. Апполонова. – М.: Signum Veritatis, 2008. – 752 c.
  3. Aquinas. Sententia libri Ethicorum. Libri I-III. Opera Omnia, Leonina, Roma, 1969. – 193 s.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий