Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2022 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Международное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
NORMS OF INTERNATIONAL LAW, THEIR PLACE AND ROLE IN THE REGULATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Marina Gromova
Lawyer of the Moscow Chamber of Advocates, student of the Master's degree program "International Law, European Law, International Legal Practice" IGSU RANHiGS
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации все еще являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.
ABSTRACT
Generally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation are still an integral part of the legislation of the Russian Federation regulating criminal proceedings.
Ключевые слова: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Верховный суд РФ, Европейский суд по правам человека, примат международного права, имплементация норм международного права в национальное уголовно-процессуальное законодательство
Keywords: generally recognized principles and norms of international law, international treaties of the Russian Federation , the Supreme Court of the Russian Federation, The European Court of Human Rights, the primacy of international law, the implementation of the norms of international law in national criminal procedure legislation
УПК РФ содержит основанное на указанном в ч.4 ст.15 Конституции приоритете (примате) положение: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство [12]. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила международного договора» (ч. 3 ст. 1 УПК РФ). При этом, к сожалению, для правоприменителя (органов следствия, дознания, прокуратуры, суда) на практике эта вышеуказанная бланкетная норма, закрепленная в главе 1, в статье 1 УПК РФ, имеющей системообразующее название «Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства» никакого смыслового значения не имеет и правовых последствий не влечет.
Отчасти дело возможно в «правовом нигилизме», как отмечает А.С. Еременко в статье «Соотношение международных договоров и национального гражданского законодательства: проблема типологии» [9, с.100-115], но на взгляд автора точнее было бы этот феномен назвать «правовым инфантилизмом» – нежеланием (сознательным или неосознанным) искать смысл и разбираться.
Между тем, общепризнанные принципы и нормы международного права это то разумное, доброе, вечное, за что необходимо ухватиться правоприменителю, чтобы провозглашенный в ст. 2 Конституции РФ [12] приоритет прав и свобод человека как высшей ценности и корреспондирующие ему обязанности государства их соблюдать, состоялся.
Нормы международного права являются ориентирами, которые могут придать необходимое вдохновение и осмысленность принципу состязательности и добавить недостающие звенья в национальный институт защиты в уголовном процессе России, что соответственно особенно актуально для профессионального сообщества адвокатов.
Недавно «состоявшаяся» денонсация Конвенции о защите прав человека в связи с выходом (исключением) России из Совета Европы может привести к ухудшению ситуации в области прав человека вообще и в уголовном судопроизводстве в частности, поэтому во-первых, необходимо оперативно перестроиться под современные реалии и во-вторых, вспомнить, что до ратификации Конвенции о защите прав человека в марте 1998 года уже действовала принятая в 1993 году Конституция и УПК РФ и Россия как правопреемник СССР была (и остается в настоящее время) участником огромного числа других Конвенций, в том числе в области прав человека, поэтому денонсация Европейской Конвенции не является огромным шагом назад, а скорее является возвращением к тому вектору, который первоначально был избран российским народом и избранным им Президентом.
Поэтому необходимо реанимировать старые (действующие до ратификации Европейской Конвенции) и найти новые пути и возможности международного права по улучшению и совершенствованию уголовного судопроизводства и института защиты в Российской Федерации.
Снова актуальным стало четкое толкование содержащихся в ст.1 УПК РФ понятий: а) общепризнанный принцип международного права; б) общепризнанная норма международного права и в) международный договор. При этом Верховный Суд РФ еще в 2003 году разъяснил: «под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного» [14].
Данное Постановление Пленума Верховного Суда РФ совместно с Постановлением Конституционного суда РФ № 21-П [15] являются основными документами толкования по поводу содержащегося в ст.15 Конституции [12] и ст.1 УПК РФ правила о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 4) [14] очевидно свидетельствует, что Верховный суд РФ считает необходимым и возможным применять не только общепризнанные принципы международного права, но и нормы так называемого «мягкого права», которые содержатся в Декларациях, Пактах и других документах международного сообщества.
Между тем, в теории международного права и уголовного процесса до сих пор ведутся споры среди научного сообщества являются ли вообще нормы международного права источником уголовно-процессуального права РФ. При этом на практике, к сожалению, побеждает «ленивая концепция» или как бы автор указала иначе «концепция инфантилизма». Сторонники отрицания того, что нормы международного права являются частью национального уголовно-процессуального права, приводят доводы о том, что нет четкого понимания что такое нормы и принципы международного права, на которые ссылается ст.1 УПК РФ, нет четкого источника таких норм международного права и принципов. В итоге, правоприменители, которые обладают властными полномочиями при расследовании и рассмотрении по существу уголовных дел, просто руководствуются только нормами национального уголовно-процессуального законодательства.
Способов преодоления правового инфантилизма и нигилизма несколько. Некоторые ученые и практики для удобства восприятия национальными правоприменителями общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, являющихся частью национальной системы Российской Федерации, предлагают их закрепить в отдельном федеральном законе (или федеральном конституционном законе), что на взгляд автора будет, может быть удобно, но не верно, так как изначально общепризнанные принципы и нормы международного права это так называемое «живое право», и оно постоянно пополняется и совершенствуется, поэтому следует менять не объект, а субъекта, точнее субъективное восприятие правоприменителя.
На взгляд автора, более действенными путями преодоления правового нигилизма и инфантилизма будут те, которые направлены на субъектов правоприменительной деятельности. Необходимо повсеместное повышение квалификации судей, прокуроров, адвокатов путем прохождения ими курсов и программ по международному праву, изучению международных стандартов деятельности юристов и их отдельных представителей. Важным и действенным инструментом по преодолению правового нигилизма, инфантилизма и гармонизации правоприменения также являются разъяснения Верховного суда РФ (в обзорах и пленумах) и Конституционного суда РФ (в постановлениях и определениях).
Именно имплементация норм международного права в российской уголовно-процессуальное законодательство приведет к его гуманизации, повышению качества предварительного расследования и уголовного судопроизводства и как следствие к увеличению количества оправдательных приговоров и прекращению уголовных дел за отсутствием состава или события преступления.
Список литературы:
- Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1981.
- Гетьман-Павлова И.В., Постникова Е.В. Международное право. М.: Юрайт, 2019.
- Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые систем современности / пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1999.
- Дурденевский В.Н. Пять принципов // Международная жизнь. 1956. № 3. С. 45–53.
- Корецкий В.М. «Общие принципы права» в международном праве. Киев: Академия наук УССР, 1957.
- Левин Д.Б. Основные проблемы современного международного права. М.: Госюриздат, 1958.
- Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.: Волтерс Клувер, 2005.
- Лукин П.И. Источники международного права. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960
- Ерёменко А.С. «Соотношение международных договоров и национального гражданского законодательства: проблема типологии» // Московский журнал международного права. 2014. №2. С. 100–115
- Ромашев Ю.С. Общие принципы права в системе международного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3. С. 148–174
- Вдовин В.А. К вопросу о соотношении международного права и отечественного уголовного права / В.А. Вдовин // Ученые записки Ульяновского гос. ун-та. Сер. Государство и право. Вып. 4 (21).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 13.06.2022)
- Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022, с изм. от 19.05.2022) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения 13.06.2022)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 4) «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44722/(дата обращения 13.06.2022)
- Постановление Конституционного суда РФ от 28.04.2020 № 21-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Музыки" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351495/ (дата обращения 13.06.2022)
- Земскова П.Е. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, в международном праве: дисс… к ю. н. М., 2010. 176 c
дипломов
Оставить комментарий