Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2022 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пантелеева Д.А. ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ТЕЛАМИ УМЕРШИХ И МЕСТАМИ ИХ ЗАХОРОНЕНИЯ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(58). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 71-76.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ – НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ТЕЛАМИ УМЕРШИХ И МЕСТАМИ ИХ ЗАХОРОНЕНИЯ

Пантелеева Дарья Андреевна

студент магистрант, кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права, Саратовская государственная юридическая академия,

РФ, г. Саратов

THE OBJECT AND OBJECTIVE ASPECT OF THE CRIME IS THE DESECRATION OF THE BODIES OF THE DEAD AND THEIR BURIAL PLACES

 

Darya Panteleeva

Undergraduate student, Department of Criminal and Penitentiary Law, Saratov State Law Academy, Saratov

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены проблемы определения объекта и объективной стороны преступления, закрепленного в ст. 244 УК РФ. Оно по своему составу является сложным, предусматривающим альтернативные действия. Цель статьи заключается в исследовании видов деяний, в которых может выражаться надругательства над телами умерших и (или) повреждения, и (или) осквернения. Для достижения поставленной цели решаются задачи по раскрытию признаков надругательства. В результате проведенного исследования обращается внимание на отсутствие единообразного подхода к понимаю объекта и объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ. Обосновывается авторское понимание осквернения мест захоронения.

ABSTRACT

This article deals with the problems of determining the object and objective side of the crime enshrined in Art. 244 of the Criminal Code of the Russian Federation. It is complex in its composition, with alternative actions. The purpose of the article is to study the types of acts in which desecration of the bodies of the deceased and (or) damage, and (or) desecration can be expressed. To achieve this goal, tasks are solved to reveal the signs of abuse. As a result of the study, attention is drawn to the lack of a uniform approach to the understanding of the object and the objective side of the crime provided for by Art. 244 of the Criminal Code of the Russian Federation. The author's understanding of the desecration of burial places is substantiated.

 

Ключевые слова: места захоронения; надругательство; осквернение; тела умерших, объект преступления; объективная сторона преступления.

Keywords: burial places; abuse; desecration; the bodies of the deceased, the object of the crime; the objective side of the crime.

 

В рамках данного статьи буду рассматривать объективные признаки преступлений, связанных с надругательством над телами умерших и местами их захоронения. При этом юридический анализ данных признаков, на мой взгляд, правильнее начинать с характеристики объекта указанного преступного посягательства.

Именно из специфического понимания его природы исходит устоявшаяся и широко распространенная в современной уголовно-правовой науке трактовка объекта преступления. Я буду придерживаться общепринятой позиции определения объекта преступления как общественного отношения. Согласно такому подходу, объект преступного посягательства представляет собой совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, под которыми подразумеваются конкретные социально-правовые связи и взаимодействия, а также связанные с ними публичные интересы, возникающие в процессе жизнедеятельности между индивидуальными и коллективными субъектами, субъектами и объектами, а также между объектами.

Е.В. Кобзева пишет, что в качестве объекта преступлений, связанных с надругательством над телами умерших и местах их захоронения, следует рассматривать нравственные основы памяти об умерших [1, c.150].

Соглашаясь с таким подходом, В.Р. Торосян считает, что объектом указанных противоправных деяний выступают общественные отношения, обеспечивающие общественную нравственность в сфере сохранения наследия прошлого и поддержания связи поколений.

По мнению А.А. Экбер, объектом надругательства над телами умерших и местами их захоронения являются отношения, обеспечивающие обычаи и традиции погребения, честь умерших, память о них, покой их тел и мест захоронения [2, c.100]. П.А. Филиппов рассуждает об объекте указанных преступлений как о нравственном (уважительном, достойном) отношении к умершим и их памяти [3, c.303].

Соглашаясь с таким подходом, считаем верным остановиться на рассмотрении понятия «нравственность». Бесспорно, выдвижение на передовую позицию такого базиса общества, как нравственность, обусловлено происходящими в последние годы изменениями взглядов в России и мире в целом. Такая необходимость нравственного воспитания общества подчеркивается во многих международных документах, где особое внимание обращается на важность распространения в обществе идеалов гуманизма, мира и согласия, уважения прав и основных свобод человека, его чести и достоинства, приверженности целям гармоничного и всестороннего развития личности [4, c.105].

Рассматривая общественную нравственность как непосредственный объект надругательства над телами умерших и местами их захоронения, следует отметить, что речь об общественной нравственности, предписывающей уважительное отношение к памяти умерших и местам их погребения. Согласимся с позицией отдельных представителей науки уголовного права, представляющих, здоровье, отношения собственности и др. в качестве дополнительных объектов уголовно-правовой охраны.

Весьма спорным в юридической литературе и на практике является подход к пониманию предмета указанных преступлений. Обращаясь к положениям ст. 244 УК РФ, следует отметить, что в качестве предметов преступного посягательства законодатель выделяет тела умерших, места их захоронения, надмогильные сооружения, кладбищенские здания, предназначенные для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением.

Так, В.А. Джемелинский интерпретирует понятие «тело умершего» как посмертный анатомический комплекс органов и тканей человека, в том числе в случае отсутствия некоторых частей. Е.В. Кобзева считает обоснованным использовать термин «останки умершего», то есть тело умершего и то, что осталось от указанного тела, указывая на возможность надругательства над фрагментами соответствующих тел.

Е.В. Миллеров обосновывает кладбищенские здания как здания, предназначенные для проведения церемоний, связанных с погребением умерших и их поминовением, а также предназначенные для обрядовых погребальных действий (церкви, костелы, кирхи, колокольни, часовни, крематории и т.п.), в том числе поминальные здания. В свою очередь весьма справедливо.

Объективная сторона как неотъемлемый элемент состава надругательства над телами умерших и местами их захоронения определяет его специфику.

Исходя из содержания объективной стороны преступления как процесса общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, В.Н. Кудрявцев говорит о внешней стороне правонарушения и последовательном развитии тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия или бездействия и заканчиваются наступлением общественно опасных последствий [5, c.11]. З.Б. Соктоев видит объективную сторону механизмом общественного опасного деяния, характеризующимся внешней формой развития и отрицательным воздействием на социально полезные отношения [6, c.14]. На наш взгляд, однозначно говорить об объективной стороне как внешней составляющей неправильно, поскольку она раскрывает структуру преступного посягательства и взаимодействие образующих его признаков.

А.В. Калужская подчеркивает, что объективную сторону надругательства над телами умерших и местами их захоронения можно оценивать, как совершение безнравственных, оскверняющих или циничных действий в отношении захороненных или временно не захороненных человеческих останков путем извлечения из могилы, нанесения телесных повреждений, расчленения трупа, обнажения тела умершего, похищения одежды и др.

С точки зрения А.С. Абдуллаева, объективной стороной надругательства над телами умерших и местами их захоронения является незаконное извлечение тела умершего, его праха или его останков из могилы, а также умышленное нанесение не захороненному телу умершего либо праху каких-либо повреждений или совершение иных безнравственных действий, которые, согласно обычаям, сложившимся на территории Российской Федерации, оскорбляют память умершего или погибшего человека [7, c.13].

М.А. Хомякова уверяет, что объективную сторону надругательства над телами умерших и местами их захоронения составляют и недопустимые действия, непосредственно с телом умершего не связанные, однако в силу установленных правил погребения и имеющихся обычаев нарушающие их. А.В. Наумов пишет, что надругательство над телом умершего возможно совершить только путем действий [8, c.126]. Не соглашаясь с таким подходом, укажем, что совершение надругательства над телом умершего возможно и путем бездействия, например, в случаях его незахоронения по определенным мотивам виновного.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ, характеризуется уничтожением, повреждением и осквернением мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий. Для В.В. Бабурина и Н.А. Черемновой повреждение предполагает такой способ преступного посягательства, когда указанные предметы возможно и экономически целесообразно восстановить. Под осквернением, замечает В.В. Власенко, понимаются такие деяния виновного, которые не влекут повреждение или уничтожение предметов, однако выражают явное неуважение к местам захоронения, надмогильным сооружениям и кладбищенским зданиям [9, c.22]. По мнению В.М. Лебедева, уничтожение в данном случае сводится к разрушению указанных объектов, приведению их в полную негодность, отсутствию возможности или экономической нецелесообразности их восстановления. При этом, способы такого уничтожения, повреждения и осквернения могут быть различными.

Важно понимать, что преступление в виде надругательства над телами умерших является формальным, поскольку признается оконченным с момента совершения указанных в уголовном законе противоправных действий независимо от наступления каких-либо последствий. В части уничтожения, повреждения и осквернения мест захоронения, надмогильных сооружений, кладбищенских зданий состав преступления является материальным и считается оконченным, когда наступили преступные последствия.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы: 1) Непосредственным объектом надругательства над телами умерших и местами их захоронения следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие систему норм поведения, традиций, взглядов и представлений о фундаментальных этико-культурных явлениях, предписывающих уважительное отношение к памяти умерших и местам их погребения. В качестве дополнительных объектов следует рассматривать здоровье, собственность и т.п.

2) Объективная сторона надругательства над телами умерших и местами их захоронения предполагает совершение деяния в отношении тела умершего, которые выражают явное неуважение виновного к умершему человеку и демонстрируют явно пренебрежительное отношение к общепризнанным нормам и правилам обращения с мертвыми, а также осквернение, повреждение и уничтожение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий.

Считаем верным для устранения имеющихся на практике противоречий и неточностей изложить ч. 1 ст. 244 УК РФ в следующей редакции: «Надругательство над телом мертвого человека, а равно его останками, прахом, либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, за исключением случаев, предусмотренных статьей 243.4 настоящего Кодекса…»

 

Список литературы:

  1. Кобзева Е.В. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. М., 2014.
  2. Экбер А.А. Развитие уголовно-правовых норм об ответственности за надругательство над телами умерших и местами их захоронения в некодифицированный период правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6.
  3. Филиппов П.А. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения: доктринальное толкование и практика применения ст. 244 УК // Вопросы российского и международного права. 2019. Т.9. № 10-1.
  4. Тимофеева Е.А., Клячкина Н.Л. Основные направления духовно-нравственного воспитания офицеров УИС: монография Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2015.
  5. Кобзева Е.В. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности. М., 2014.
  6. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления: Монография. М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
  7. Калужская А.В. К вопросу о терминологическом понимании объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ // Вестник Тамбовского университета. 2015.
  8. Хомякова М.А. Детерминанты надругательства над телами умерших // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 4.
  9. Бабурин В.В., Черемнова Н.А. Осквернение, уничтожение или повреждение в некоторых статьях Уголовного кодекса Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 1 (51).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий