Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2018 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Юридическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА В КОНФЛИКТНЫХ И БЕСКОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
АННОТАЦИЯ
Целью исследования является попытка обобщить, систематизировать знания о природе психологического контакта и его установления в конфликтных и бесконфликтных ситуациях. Определение наиболее оптимального и эффективного пути установления психологического контакта и устранение возможных попыток противодействия со стороны участвующих в деле лиц.
Ключевые слова: допрос, следственное действие, конфликт, психологический контакт.
Человек является главным, самым значимым источником сведений, имеющих значение для производства по уголовному делу. Только человек способен воспринять, запомнить, воспроизвести, а при необходимости истолковать важные для процессуального действия жизненные обстоятельства. Определенные происшествия выделяются из миллиарда других явлений и закрепляются в социуме как юридически значимые факты только благодаря людям. Особая роль практически в каждом следственном действии отдается взаимодействию субъектов, один из которых может обладать желаемой и нужной информацией, а другой стремится ее получить, а затем обработать и использовать для собственных нужд в соответствии с реализуемой им функцией.
Допрос – это процесс получения показаний от лица, являющегося носителем сведений о совершенном преступлении, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Допрос не только самое распространенное, но и самое сложное следственное действие. Лицу, которое проводит данное следственное действие, нередко противостоит человек, который не желает говорить правду или вообще сообщать какие-либо сведения. Нередко допрашиваемый может ненамеренно ошибаться, заблуждаться, но при этом искренне стремиться сообщить все известное ему по делу. Искажение и вымысел надлежит вовремя обнаружить и принять во внимание при оценке и использовании показаний.
Актуальность данной темы всегда имела и будет иметь важное место и значение в профессиональной деятельности следователя (дознавателя), поскольку «границы» преступной деятельности постоянно расширяются, подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и другие участники процесса используют различные уловки и ухищрения c целью дачи ложных показаний. Важно владеть тактическими и психологическими приемами ведения допроса, которые помогут понять, что же является истиной по каждому конкретному уголовному делу.
Кроме того, в целях установления истины по уголовному делу и получения показаний важно наладить психологический контакт, поскольку нередки случаи, когда обвиняемые, подозреваемые используют право, предусмотренное ст. 51 Конституции Российской Федерации, - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников [1].
Важность получения показаний о происшедшем событии необходимо оценивать и с точки зрения прогноза в случае необходимости оглашения в суде показаний участников уголовного судопроизводства. Органам следствия и дознания необходимо сделать все возможное для закрепления показаний, данных потерпевшими, свидетелями, обвиняемыми в ходе допросов, в связи с чем, следует проводить с их участием весь комплекс следственных действий: следственные эксперименты, осмотры с участием этих лиц, дополнительные допросы с демонстрацией допрашиваемым вещественных доказательств, в том числе аудио- и видеозаписей.
Тем более это приобретает еще большую актуальность в современных условиях в связи с расширением с 1 июня 2018 г. компетенции районных судов при введении на районном уровне суда присяжных.
Допрос как процессуальное действие является и самым психологизированным. В ходе производства допроса необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности личности допрашиваемого, следить за его поведением и реакциями, показать интерес, преследовать определенную цель и ловко реагировать на изменяющуюся ситуацию [2, с. 421].
Кроме того, необходимо учитывать и иные факторы, которые могут повлиять на итоги допроса. Это, например, состояние допрашиваемого: физический дискомфорт, болезнь, индивидуальные особенности психики, страх. От страха у человека «отнимается язык», «душа уходит в пятки», пересыхает во рту, и человек может повести себя неадекватно, употребление каких-либо медицинских препаратов.
Неотъемлемой и важной частью предварительного расследования является общение лица, производящего любое следственное действие, с проходящими по делу другими лицами, где собеседники не только передают, но и получают информацию. Они вступают во взаимоотношения и воздействуют друг на друга, отстаивая свои интересы.
Например, при проведении очной ставки задача следователя усложняется, ведь необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние уже нескольких лиц.
Возникают ситуации, когда проведение очной ставки невозможно или нецелесообразно (например, в силу несовершеннолетия допрашиваемого лица, либо по состоянию его здоровья). В этих случаях необходимо таким образом выстроить тактику проведения допроса, чтобы получить максимальный эффект от предъявления лицу для ознакомления протоколов допросов показывающих против него лиц, зачитывать выдержки из этих протоколов и формулировать вопросы, направленные на выяснение позиции обвиняемого по данным показаниям.
Любой допрашиваемый нуждается в индивидуальном подходе, так как душевное состояние и настроения могут быть переменчивы.
Необходимо упомянуть о совершении преступлений с применением гипноза. Практически стопроцентная латентность указанных преступлений связана с тем, что фактически заявления потерпевших не рассматриваются или совершенные деяния неверно оцениваются в качестве непреступных вследствие скептического отношения работников правоохранительных органов к гипнозу, из-за незнания его механизмов и психофизиологии загипнотизированного. Именно в случае совершения указанных преступлений при проведении допроса должностные лица должны обладать знаниями не только в юриспруденции, но и психологии, в частности гипнологии. Поскольку у жертв наличествует сильный репутационный страх, из-за чего возникает неприятие документальной фиксации случившегося, нежелание возвращаться к психотравмирующей ситуации, отсутствие воспоминаний о произошедшем преступном посягательстве из-за постгипнотической амнезии.
Обязательным этапом во взаимоотношениях людей является установление психологического контакта.
Психологический контакт является важнейшей составляющей любых взаимоотношений в социуме. Он обязательно возникает, если есть необходимость в осуществлении совместной деятельности или при коммуникации. Внутренней основой психологического контакта является взаимопонимание, согласие и обмен информацией [3, с. 135].
Установление психологического контакта требует знания основ и правил психологической науки, правильного применения разработанных криминалистикой тактических приемов допроса, а также учета процессуального положения допрашиваемых лиц. Особую сложность представляет установление психологического контакта с подозреваемыми и обвиняемыми. Эти лица имеют прямую заинтересованность в исходе дела. Допрос их, в этой связи, часто происходит в условиях психологического столкновения [4, с. 232].
Различают две категории ситуаций, которые могут возникнуть в процессе допроса между его участниками: конфликтные и бесконфликтные. Данное разделение заимствовано криминалистикой у психологов. Оно основывается на характеристике одного из элементов психологической составляющей ситуации: соперничества и противодействия сторон, цели и интересы которых при расследовании преступления не совпадают [5, с. 10].
Ситуации конфликтов различной длительности и остроты возникают тогда, когда между участниками процесса складываются отношения противоборства и сопротивления.
Тактическое противоречие в конфликтной ситуации в свою очередь делится на «соперничество нестрогое», «без строгого» и «строгое соперничество».
Конфликтная ситуация допроса «нестрогого соперничества» складывается тогда, когда между интересами должностных лиц правоохранительных органов по получению нужной им информации и интересами допрашиваемого по ее передаче нет принципиально важных противоречий. Лицо обладает информацией и желает ее передать, однако могло воспроизвести ее с непреднамеренными искажениями и (или), добросовестно заблуждаясь, искажает ее.
При допросе в конфликтной ситуации «со строгим соперничеством» интересы взаимодействующих лиц диаметрально противоположны: допрашиваемый, как предполагает следователь (дознаватель) умышленно скрывает или искажает имеющуюся у него информацию, необходимую для полноты и объективности предварительного расследования [6, с. 200].
В этой ситуации следователю (дознавателю) требуется приложить все свои умения, использовать разнообразные допустимые средства своего тактического арсенала для достижения основной цели допроса – воздействия на допрашиваемого для получения и использования в результате этого полных, объективных и достоверных показаний об известных ему, но умышленно скрываемых или искажаемых обстоятельствах расследуемого преступления.
Противодействие осуществлению надлежащего предварительного расследования может проявляться как в сокрытии преступления, так и в создании препятствий для проведения расследования. Сокрытие преступления может осуществляться путем утаивания, уничтожения, маскировки и фальсификации информации и (или) ее носителей. Практике известны также и смешанные способы [7, с. 110].
Если допрашиваемый отказывается давать показания, целесообразно применить приемы, основанные на разъяснении лицу всей невыигрышности последствий занятой им позиции. В некоторых случаях полезно умышленно вызвать протест или сопротивление со стороны допрашиваемого, что может настроить его занять активную защитную позицию, для чего ему придется дать показания.
В бесконфликтной ситуации всегда присутствует полное или частичное совпадение интересов всех участников взаимодействия, отсутствие противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе расследования.
Допрос в бесконфликтных условиях, как правило, имеет место при допросе потерпевшего или свидетеля, поскольку здесь реже обнаруживается противоречие целей и интересов. К сожалению, это не значит, что достоверность показаний допрашиваемого обеспечена. Лицо может о чем-то забыть, что-то приукрасить, отдельные моменты события воспринять и истолковать неверно, что-то домыслить. В таких условиях необходимо использовать тактические приемы, направленные на стимуляцию мыслительных процессов и вспоминание забытого:
- проведения допроса в точной хронологической последовательности. Допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал в тот или иной конкретный день. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый может назвать такие события, факты и обстоятельства, о которых ранее он вспомнить не мог;
- изложения событий в удобной для допрашиваемого последовательности;
- разъяснения о значимости показаний для изобличения виновных;
- детального описания событий;
- ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании в связи с преступлением, вступают друг с другом в ассоциативные связи. Поэтому за упоминанием одного факта могут вспомниться и связанные с ним предшествующие, сопутствующие моменты из прошлого. С целью возбуждения таких связей следователь (дознаватель) задает допрашиваемому лицу вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним связям. Предложение заострить внимание на том обстоятельстве, которое интересует следователя (дознавателя и связать с каким-либо запомнившимся событием; перечисление различных фамилий, чтобы помочь вспомнить забытую фамилию (например, допрос на месте в квартире, где подготавливалось или было совершено преступление, во дворе и др.);
- смещения акцентов. Сущность данного приема заключается в обращении внимания допрашиваемого на второстепенные обстоятельства, в то время как лицо, производящее допрос, выясняет те факты, которые его интересуют;
- проведения повторного допроса. Если допрашиваемым при повторном допросе были изменены показания, то следует выяснить причины и проверить, какая информация из показаний соответствует действительности, а какая не соответствует и по каким причинам она была искажена. Это может объясняться явлением реминисценции (смутного воспоминания). Это может объясняться явлением реминисценции (смутного воспоминания). Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ) [8, с. 128].
Подводя итог, следует обратить внимание, что допрос является самым распространенным и одним из самых значимых следственных действий.
Для установления надлежащего контакта следователь (дознаватель) должен обладать не только теоретическими, но и практическими навыками, а также умением преодолевать возникающие конфликтные ситуации. Необходимо до осуществления следственного действия тщательно продумывать ход проведения допроса, не оставляя без внимания мельчайшие детали, которые могу иметь решающее значение при установлении обстоятельств расследуемого уголовного дела.
Интересно остановиться на тактике проведения допросов лиц, совершивших преступление в составе преступных групп и преступных организаций, ведь деятельность людей развивается на фоне их постоянного взаимодействия между собой, которое ведет к формированию между ними соответствующих межличностных отношений: появляются общегрупповые мотивы, цели, возникают определенные правила и нормы поведения, устанавливается определенная функционально-ролевая структура, своя неформальная система ролей, статусов, действуют две взаимосвязанные тенденции групповой активности (сплочение, упрочение психологического единства) и дифференциация (появление различия в функциональных ролях и психологических статусов членов группы).
Коммуникации членов преступной группы ориентированы на лидера, образуя своеобразную звездную структуру организации группы. В качестве мер воздействия преобладают принуждение, внушение, давление. Обычно поведение рядовых участников основано на безропотном подчинении лидеру и группе в целом, то есть конформистском поведении, а также доминировании круговой поруки. Иногда жестокость и несправедливость лидера вызывает сопротивление со стороны некоторых членов группы, что ведет к их объединению против него.
В данном случае перед проведением допросов важно выяснить распределение внутригрупповых статусов и ролей, наличие межгрупповых конфликтов, особых психологических механизмов восходящего и нисходящего восприятия. Проявляется это в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие личностные качества, как сообразительность, смелость, справедливость, знание жизни и т. п. Таким образом, восприятие «сверху» обедняет представление о личностных возможностях других членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других участниках совместной преступной деятельности, что необходимо учитывать при правильном построении тактики допроса в ходе расследования преступлений, совершенных в составе группы лиц, организованных преступных групп и преступных сообществ.
В качестве практических рекомендаций следователю (дознавателю) при проведении допроса в конфликтной ситуации стоит отметить умение:
- планировать тактику допроса;
- проводить анализ формы и степени психологической защиты лица и используемых им методов;
- своевременно распознать конфликтную ситуацию при допросе;
- использовать специальные психологические приемы для диагностики и определения лжи, упорного нежелания сотрудничать, попыток ввести в заблуждение;
- пользоваться преимущественно тактико-психологическими приемами склонения к признанию.
Процессуальные правила проведения следственных действий носят общий характер и не определяют приемов и средств установления психологического контакта. В каждом конкретном случае требуется особый подход, выработанный следственной практикой, криминалистикой и юридической психологией. Разработать некий строгий алгоритм, следование которому гарантированно обеспечит установление психологического контакта в любых условиях, невозможно.
Подводя итог, хочу привести статистику, основанную на мнении следователей и дознавателей, имеющих длительный стаж работы в правоохранительных органах и раскрывших в короткие сроки немало уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Практически в ста процентах случаев именно при первом допросе, производившемся непосредственно или через незначительный промежуток времени после совершенного преступления, не успевшие сориентироваться люди говорят правду, чему способствует грамотная тактика как сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов, так и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование по уголовному делу.
Исходя из конкретной следственной ситуации, в целях недопущения раскрытия тайны следствия, иногда правильнее проводить допрос по каким-либо обстоятельствам (например, выяснение позиции обвиняемого против показаний других участников уголовного судопроизводства, установление его контрдоводов и доказательств, какие он желает представить в их опровержение) на завершающем этапе расследования (например, после предъявления обвинения в окончательной редакции).
Согласно негласному личному кодексу следователя:
- При проведении допроса верховенство имеет интеллект, а не сила.
- Веди диалог, а не монолог.
- Не задавай непродуманных вопросов. Всегда имей наготове контрдовод-контрвопрос.
- При проведении допроса постоянно ставь себя на место подследственного и опережай его на несколько ходов.
По мнению автора, именно без допроса немыслима конечная цель любого уголовного преследования – осознание и признание подследственным своей вины.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (Дата обращения 18.04.2018).
- Седова Т.А. Криминалистика. Учебник / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. – СПб.: Лань, 2001. - С. 421.
- Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2015. - 208 с.
- Ахмедшин Р.Л. Тактика коммуникативных следственных действий / Р.Л. Ахмедшин. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. - 294 с.
- Москвин Е.О. Тактико-психологические приемы следователя: Автореф. … дисс. канд. юр. наук / Е.О. Москвин. - М, 2013. – 14 с.
- Якушин С.Ю. Проблемы следственной тактики: Учебное пособие / С.Ю. Якушин. - Набережные Челны, 2014. – 207 с.
- Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса: Учебно-практическое пособие / Г.А. Зорин. - М.: Юрлитинформ, 2001. - 320 с.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Фед. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018 г.) // Российская газета. 2001. № 249. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ (Дата обращения 18.04.2018).
дипломов
Оставить комментарий