Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 25 сентября 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Конституционное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Руденко Е.Н. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 42-45.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Руденко Елена Николаевна

магистрант Российского государственного университета правосудия

РФ, г.Симферополь

Данная работа является попыткой сделать обобщенный анализ точек зрений исследователей на основные проблемы и перспективы развития российской модели федерализма. Также в статье использованы данные экспертных центров, которые усиленно последние годы изучали проблемы федерализма. Среди них: Научно- экспертный Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Российский Общественно-политический Центр, Фонд развития парламентаризма в России.

Дискуссии о специфике российского федерализма давно находятся в центре внимания российской политической науки. В частности, особое внимание исследователей привлекают вопросы статуса субъектов РФ. Россия относится к числу федераций, в которых все административно-территориальные единицы первого субнациональ­ного уровня имеют статус субъектов Федерации. Здесь не предусмотрены столичные округа, не являющиеся субъектами Федерации (как в США и ряде других федераций), аналоги индийских союзных территорий или иные подобные регионы. Основополагающим принципом федера­тивного устройства является, в первую очередь, правовое равенство субъектов, которые образуют эту федерацию. И этот принцип равенства должен иметь силу действия в отношении всех субъектов Федерации, как во взаимоотношениях Центра и отдельных субъектов, так и между субъектами Федерации друг с другом. В этом вопросе Российская Федерация имеет ряд отличий от других федеративных образований. Сущность современной российской федеративной модели основана на конституционно-договорном принципе, а именно, на единогласном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами Центра и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [3, с. 78]. Безусловно, главным документом, который заложил принцип разграничения предметов ведения и полномочий есть Федеративный договор, который вошел в Конституцию Российской Федерации.

Следует отметить, что на сегодняшний день не существует федерального закона, который устанавливал принципы принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Центра и ее субъектов [1, с. 5]. Также особого внимания заслуживает создание структур государственного и общественного значения по согласованию законотворческой процедуры и исполнительной деятельности между Центром и ее составными частями. Сейчас большая часть законов, которые принимаются Федеральным Собранием, проникает в предметы ведения субъектов Федерации. В свою очередь, в субъектах принимаются законы по предметам совместного ведения или даже по вопросам, относящимся к компетенции Центра. К сожалению, до сих пор отсутствуют федеральные законы об общих принципах организации государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий; об основах налоговой системы и бюджетного устройства; о судебной власти; о разграничении государственной собственности; о природопользовании и землепользовании и другие. Ведь без этих законов у субъекта Федерации не остаточно правовых гарантий реализации и защиты своего статуса [4, с. 28].

Несомненно, конституционная модель российского федерализма имеет качественные отличия от предыдущих этапов становления федеративной государственности. Однако, это не означает, что этот процесс завершился.

Одной из главных проблем российской модели федерализма также является то, что субъектами Федерации являются ряд краев и областей национальных округов. Как известно, Российская Федерация включает в себя 89 равноправных субъектов. Но из них 9 субъектов являются автономными округами и входят в 7 других. Конституция РФ, принятая в 1993 г., решает этот вопрос с помощью ст. 66, ч. 4, сущность которой заключается в том, что решение проблемы остается за самими участниками противоречия — округами и областями, на территории которых они расположены [5, с. 436].

Один из ярких примеров - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, население каждого из которых приблизительно равняется населению Тюменской области. Власти этих субъектов Федерации ведут обсуждения, которые тянутся уже несколько лет. Темы обсуждений:

  1. отмена округов, влив их в состав соответствующих субъектов;
  2. создать полноценные субъекты, с помощью отделения округов;
  3. подчинить округа напрямую Федерации.

Таким образом, с 2005 г. юрисдикция краев (областей) начинает частично, но реально распространяться на территорию автономных округов. Это фактически снижает статус автономных округов [2, с. 156].

Вопрос формирования Совета Федерации является актуальным на сегодняшний день. За последнее десятилетие были «протестированы» три разных способа формирования Совета Федерации. Из этого следует, что наша Конституция позволяет изменять процедуру формирования Совета Федерации, которая занимает важное место в федеративном государственном устройстве. Исторически сложилось так в Российской Федерации, что верхняя палата Федерального Собрания РФ имеет особое влияние на политическую ситуацию в государстве. Такое значение Совета Федерации обусловлено, в первую очередь, его положением в структуре конституционной модели российского федерализма.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ представляет собой верхнюю палату парламента федеративного государства. В свою очередь парламент Российской Федерации относится к законода­тельной ветви государственной власти Российской Федерации. Следовательно, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 95), в федеральной законодательной ветви государственной власти находятся представители государственной власти субъектов федерации. При этом эти представители относятся и к законодательной, и к исполнительной государственной власти субъектов федерации. Поэтому в системе государственной власти Российской Федерации существует обратная связь между федеральной законодательной ветвью государственной власти и законодательной и исполнительной ветвями государственной власти субъектов федерации, где порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания РФ значительно усиливает эту обратную связь.

Ключевой вопрос, который должен звучать при дискуссии о порядке формирования Совета Федерации, звучит так: «Кто должен входить в Совет Федерации: представители государственной власти субъектов федерации или представители населения субъектов федерации?» Этот вопрос остается открытым.

Главная роль и приоритетное значение принадлежит законода­тельной власти, даже независимо от равновесия каждой из трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.

В завершении данной работы, хочется отметить, что процесс формирования конституционной модели российского федерализма не закончился, а продолжает развиваться и дополняться. На сегодняшний день необходимо оценить влияние региональной власти на власть федеральную, на политику федерального Центра. Учитывать факти­ческую зависимость действующей региональной власти также от федерального Центра. Не последнюю роль в этом вопросе играет финансовая зависимость региона от федеральной помощи, значение которой может быть и минимальным, и определяющим.

 

Список литературы:

  1. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. - М., 1998, 130 с.
  2. Добрынин Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края и области с входящими в их состав автономными округами. - Тюмень, 1998, 210 с.
  3. Захаров А.А. «Спящий институт». Федерализм в современной и в мире. - М., 2012, 144 с.
  4. Смирнягин Л.В. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. - М., 1998, 72 с.
  5. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. - М., 2006, 792 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий