Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 25 сентября 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: История государства и права России и зарубежных стран
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛИБЕРАЛИЗМ В ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОМ УЧЕНИИ ДЖОНА ЛОККА
Джон Локк - великий философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии. Он широко признан самым влиятельным мыслителем. Локк был первым, чьи идеи о раскрытии личности через непрерывность сознания были услышаны. Он также постулировал, что разум является «чистой доской», то есть вопреки философии Декарта, утверждал, что люди, рождены без врожденных идей, и что знание определяется в соответствии с опытом, полученным из восприятия. Идейный Локк представил в своей работе «Два положения о государственном управлении» смысл бесконечной силы природы [3].
Либерализм в определенный период никогда не был аналогом демократии: это был компромисс между буржуазией и аристократией. Потому что все граждане не имели равных политических прав, они просто пытались обеспечить защиту класса от произволов на стороне монарха, устранение феодальных привилегий. Дж. Локк стал основой создания гражданского общества. Это связано с понятиями и категориями, уже известными в современном социальном и политическом лексиконе: идея частной собственности как существенного условия для личной свободы; принципы свободного рынка; равенство возможностей; система разделения могущества; идея государства, основанного на правах, с принципами равенства всех граждан перед законом и т. д. На его основе была выделена политическая, правовая и нормативная система с общественно-политической концепцией, в которой право было превращено в инструмент, чтобы гарантировать свободу предпочтений каждого индивидуума, формы деятельности. В политической сфере они были отражены в идеях «государство – ночной сторож», демократии и парламента. Суть идеи «государство – ночной сторож» оправдана так называемыми минимальными затратами, наделенным набором наиболее важных функций защиты страны от внешней угрозы. Здесь приоритет гражданского общества перед государством, которое считалось существенным злом. Из комментариев Локка можно сделать вывод: высший государственный орган можно сравнить не «с головой», а «с шляпой», которую можно безопасно заменить. Другими словами, общество - это постоянная величина, а государство основывается на нем.
Согласно Локку, состояние полной свободы означает свободу деятельности и распоряжением ею в соответствии с тем, как человек считает нужным в рамках закона. Ситуация равенства означает, что каждая личность с рождения, получающая одни и те же природные преимущества, имеет одинаковые права быть равными друг другу без какого-либо подчинения. Поэтому философ обосновывает идею прав человека и существующих свобод в догосударственном состоянии. Локк определяет государство как совокупность людей, объединенных в одно целое под эгидой общих законов и судов для разрешения споров и наказания преступников. Он выразил предположение, что власти могут быть разделены. Это была инновация в политической практике мира. Локк предложил разграничить различные ветви власти. Высшая законодательная власть должна быть связана с парламентом, который, по большей части, будет решать все вопросы. Законодательная власть должна быть защитой от буржуазных свобод и частной собственности и должна придерживаться законов, которые она создала. Исполнительная власть передавалась министрам и королю. Право на выживание, на свободу и собственность – Локк их обосновал, таким образом, оказался основоположником либерализма [1].
Либерализм - социальная и политическая концепция (идеология), в которой объясняется, что инициатива свободная, то есть экономически и политически нерегулируемая в продвижении общественной жизни. Направлена на утверждение парламентской системы, свободного предпринимательства, демократических свобод. Либерализм начал формироваться в конце XVII века, это был источник философии и общественно-политических убеждений эпохи Просвещения. Политическая власть Дж. Локка была истолкована как право создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а главная цель граждан - это защита их собственности. Дж. Локк оценил и обогатил идеи естественного права, общественного договора, народной демократии, свободы личности, сопротивления тирану, интегрировал их в целостную политическую среду – классический либерализм [2].
Из других форм общественных объединений государство отличается тем, что оно охватывает политическую власть, то есть право создавать законы для регулирования отношений собственности, применять силу присоединения для защиты государства от внешней атаки.
При добровольном формировании государства люди передают лишь часть своих прав и естественных свобод, оставляя за собой: право на жизнь, владение имуществом, свободу, равенство. Это, естественно, понятные права человека, которые нельзя отчуждать в интересах кого-либо.
Государство получает от людей столько же властей, сколько необходимо, и их достаточно для достижения главной цели политического сообщества - создания условий для всех и каждого, чтобы обеспечить свои гражданские интересы, главным образом с точки зрения жизни, свободы и собственности.
Средствами обеспечения государством этой цели Локк считал: законность, разделение власти - наилучшая форма правления, право людей сопротивляться власти. Согласно закону, он принимал не предписания государства, а акт, который выполняет интересы гражданина и служит благу. Знаками закона являются: стабильность, продолжительность действия.
Джон Локк заложил основы механизма сдерживания и противовесов разных ветвей власти, который после последующих теоретической разработки был внедрен в конституциях США и других стран.
Локк отрицательно относился к абсолютной монархии, в которой свобода монарха пользуется популярностью, а собственность людей не защищена, и никто не гарантирован от нарушения их прав. Мыслитель склонялся к тенденции конституционной монархии, основанной в Англии после 1688 года. Для философа очень было важно, что правительство любого типа должно защищать естественные права и свободы людей [5].
Заслугой Дж. Локка является также обоснование им законности сопротивления народа власти, если нарушаются его естественные права и свободы. Он считал, что суверенитет народа выше созданного им суверенитета государства. Если большинство людей решит положить конец своеволию правителей, которые нарушили общественный договор, вооруженное народное восстание будет правомерным и оправданным [4].
Идея свободы является одной из главных идей в философии Дж. Локка. Ею пропитаны все аспекты философской системы. Это неудивительно, потому что Локка следует считать одним из представителей классического европейского либерализма.
Учение Дж. Локка о государстве и законе было классической иллюстрацией идеологии революции со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Он принял множество достижений политического и правового знания и научного мышления XVII века. В этой связи все достижения были собраны для углубления и переработки, с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии. Таким образом, они полезны для ответа на практические и теоретические вопросы политической и другой жизни, XVIII столетия - века Просвещения и двух крупных буржуазных революций на Западе: французской и американской.
Список литературы:
- Кузнецов В.Н., «Западно-европейская философия XVIII века.» М., 1988 г.
- Працко Г.С., Зелинский В.Е. «Естественное право как необходимый элемент развития гражданского общества» //Философия права. – 2014 г.
- Философия: учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2000. – 584с.
- Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
- Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней и средневековой философии» Москва «Высшая школа» 1999 г.
дипломов
Оставить комментарий