Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 октября 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТИ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ЭПОХА АНТИЧНОСТИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(35). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  ЦЕННОСТИ.  ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ.  ЭПОХА  АНТИЧНОСТИ

Невмержицкая  Елена  Николаевна

аспирант  НУБиПУ,  Украина,  г.  Киев

E-mail: 

 

AESTHETIC  PHILOSOPHY  VALUES.  HISTORY  OF  OCCURRENCE.  ANTIQUITY

Nevmerzhitska  Elena

postgraduate  student,  National  University  of  Life  and  Environmental  Sciences  of  Ukraine,  Ukraine,  Kyiv

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  сделана  попытка  исследовать  историю  возникновения  эстетической  философии  ценности  в  эпоху  античности.  Проанализированы  труды  наиболее  известных  философов  древности  и  автором  сделан  вывод  о  том,  что  последующее  развитие  аксиологии,  в  том  числе  эстетики  основывалось  на  философии  древности.

ABSTRACT

The  paper  attempts  to  explore  the  history  of  the  emergence  of  the  aesthetic  value  of  philosophy  in  antiquity.  Analyzed  the  most  famous  works  of  ancient  philosophers  and  the  author  concludes  that  the  subsequent  development  of  axiology,  including  aesthetics  based  on  the  philosophy  of  antiquity.

 

Ключевые  слова:  эстетика;  аксиология;  философия  ценности.

Keywords:  aesthetics;  axiology;  philosophy  values.

 

Процесс  развития  философии  древнего  мира  охватывал  ценностное  миропонимание  в  целом.  Проблема  критерия  оценочных  суждений  занимала  умы  античных  философов  и  решалась  в  зависимости  от  той  системы  миропонимания,  которой  они  придерживались. 

В  философии  Древней  Греции  выкристаллизовываются  понятия  оценки  разных  явлений  в  природе,  в  обществе  и  в  поступках  людей.  Отсюда  возникли  понятия  об  истине,  добре,  красоте,  пользе  и  т.  д.  Таким  образом,  реальный  мир  либо  прославлялся,  либо  осуждался,  т.  е.  оценивался.  Сначала  понимание  окружающего  бытия  носило  синкретичный  характер,  поэтому  понятия  «границ»  между  моральным  и  религиозным,  эстетичным  и  утилитарным  были  размыты.

Понятие  прекрасного  все  еще  объединяется  с  полезным  и  употребляется  как  в  эстетическом,  так  и  в  утилитарном  смыслах.  Часто  эстетические  и  этические  понятия  меняются  местами  или  же  вообще  подменяют  друг  друга. 

Окружающий  мир,  порядок  в  нем,  философы  Пифагор  и  Гераклит  объединили  в  одно  понятие  «космос»,  которое  имело  оценочный  характер.

Лишь  позже  в  философских  трудах  развилась  проблематика  отношений  человека  к  миру  и  мира  к  человеку,  принципов  и  критериев  оценочного  отношения  к  мирозданию,  в  различных  видах  ценностных  понятий. 

Изучением  ценностного  сознания  занимались  такие  философы  как:  Сократ,  Платон  и  Аристотель.  В  своих  трудах  они  вели  поиски  специфических  гносеологических,  этических  и  эстетических  особенностей  понятий,  сохраняя  их  изначальную  ценностную  связь.  Так  Сократ,  при  характеристике  прекрасного,  показывает  его  связь  с  полезным,  как  разумную  целесообразность. 

Платон  впервые  в  философии  обратил  внимание  на  проблему  сущности  красоты  в  отличие  от  ее  проявлений.  Поднимая  вопросы:  «Что  такое  прекрасное?»  и  «Что  прекрасно?»,  он  не  отделяет  прекрасное  от  доброго,  благого  и  истинного.  Следуя  этой  традиции,  Аристотель  исследует  их  специфические  особенности.

По  утверждению  Протагора,  человек  выступает  в  качестве  меры  самого  существования  или  не  существования  вещей.  А  Платон  и  Аристотель  отмечают,  что  речь  идет  о  субъективизме  и  релятивизме  как  в  гносеологическом,  так  и  в  этическом  и  эстетическом  смысле.

Аристотель  анализирует  и  уточняет  понятия  ценностей,  отделяет  ценность  (благо)  от  сущности  (единое),  выявляя  в  последней  качественную  и  количественную  стороны. 

Аристотель  в  труде  «Метафизика»  высказывает  что:  «...человек  есть  мера  всех  вещей,  имея  в  виду  лишь  следующее:  что  каждому  кажется,  то  и  достоверно.  Но  если  это  так,  то  выходит,  что  одно  и  то  же  и  существует  и  не  существует,  что  оно  и  плохо  и  хорошо,  что  другие  противолежащие  друг  другу  высказывания  также  верны,  ибо  часто  одним  кажется  прекрасным  одно,  а  другим  —  противоположное,  и  что  то,  что  кажется  каждому,  есть  мера»  [1,  с.  281].

Лишь  только  нормальный  физиологически  и  нравственно  человек  есть  мера  какого-либо  явления  или  вещи,  ибо  если  одному  —  сладко,  а  другому—  горько,  то  это  значит,  что  у  одного  из  них  нарушен  «орган  чувства».  «А  если  это  так,  то  одних  надо  считать  мерилом,  других  —  нет.  И  то  же  самое  говорю  я  и  о  хорошем  и  о  дурном,  прекрасном  и  безобразном  и  обо  всем  остальном  в  этом  роде»  [1,  с.  282].  Мерой  ценности  нравственной,  эстетической  и  познавательной  выступает  нормальный  человек,  а  оцениваемые  им  ценности  носят  объективный  и  относительный  характер.

Человек,  который  стоит  на  ступень  ниже  Бога,  в  философии  Гераклита  выступает  в  ценностном  отношении  мерой  всех  вещей.  А  Бог  это  идеал  человека  и  его  красоты.  Исполнены  диалектического  смысла  ценностные  воззрения  философа,  которые  учитывают  единство  противоположностей  относительного  и  абсолютного  в  ценностях  и  в  оценках.

Антропологическое  понимание  критерия  ценности  обосновывается  у  Демокрита,  включая  прекрасное.  Субъективизму  он  противопоставляет  антропологизм.  Ведь  не  каждый  человек  может  быть  мерой  всего,  что  существует:  «Телесная  красота  человека  есть  нечто  скотоподобное,  если  под  ней  не  скрывается  ум»  [3,  с.  156];  «Только  хорошие  от  природы  познают  прекрасное  и  стремятся  к  нему»  [3,  с.  172].

Переход  от  человеческого  к  божественному  в  понимании  сущности  прекрасного  осуществляет  Сократ.  В  его  понимании  человек  и  весь  мир  имеет  божественное  происхождение,  одной  стороной  которого  выступает  и  красота. 

Философ  сформулировал  аксиологический  вопрос  —  не  что  такое,  как  устроено,  а  почему?  Какой  смысл  и  значение  имеют  явления  для  человека  и  его  души.  Достоинства,  по  Сократу,  есть  знания. 

Образ  жизни  индивида,  его  моральные  качества  противопоставляются  природному  хаосу.  То  есть  он  установил  моральную  дилемму  между  жизнью  в  соответствии  с  идеалом  (идеальный)  или  данной  природой  (материальный).

Вопрос  материальных  ценностей  отныне  соединился  с  миром  духовности.

 Платон  определил  основными  ценностями  мудрость  (истина,  вера),  справедливость  (честность,  правда),  мужество  (красота,  сила)  и  рассудительность  (добро,  разум).  Почти  во  всех  своих  трудах  он  касается  ценностной  проблематики. 

В  труде  «Законы»  философ  изрекает:  «Пусть  у  нас  мерой  всех  вещей  будет  главным  образом  бог,  гораздо  более,  чем  какой-либо  человек,  вопреки  утверждению  некоторых»  [4,  с.  190].  Он  считает,  что  человек  —  «это  какая-то  выдуманная  игрушка  бога»,  а  «люди  в  большей  своей  части  куклы  и  лишь  немного  причастны  истине»  [4,  с.  283].  В  работе  создает  одну  из  первых  аксиологических  классификаций  —  иерархию  элементов,  которые  составляют  благо.  А  иерархию  в  сфере  прекрасного  Платона  описывает  в  «Пире»,  где  прекрасное  всегда  связано  с  добром,  выделяет  моменты  ценностного  мироотношения,  его  единство  и  многообразие,  диалектику  единичного  и  общего,  идеального  и  материального.  По  его  мнению,  нравственный  и  эстетический  идеал  это  идея  блага  и  красоты. 

Для  основателя  школы  киников  Антисфена  Афинского  «добро  прекрасно,  зло  безобразно»,  хотя  внешняя  красота  может  принадлежать  бездушному  человеку  и  значение  ее  противоречиво.  По  его  мнению:  «Справедливого  человека  цени  больше,  чем  родного».  Для  него  «добро  прекрасно,  зло  безобразно»  [2,  с.  235—237].

Слово  «ценность»  обозначилось  древнегреческим  словом  axia  у  стоиков.  По  их  учениям  ценности  делилась  на  душевные  свойства,  телесные  свойства  и  внешние  обстоятельства.  Красота  включалась  в  телесные  свойства,  а  искусство  —  в  душевные.  Прекрасное  относится  к  благу,  противоположность  которого  —  зло,  и  оно  обладает  объективностью.  То,  что  предпочитается  людьми  и  есть  ценность,  которая  включает  красоту  и  искусство.

Таким  образом,  в  эпоху  античности  хорошо  видны  закономерности  возникновения  и  первоначального  развития  философии  ценности,  которая  определяется  как  ценностное  мироотношение  и  как  самосознание  этого  отношения.  Последующее  развитие  аксиологии,  в  том  числе  эстетики  основывалось  на  философии  древности:  «от  синкретического  ценностного  миропонимания  к  осознанию  аспектов  —  этических,  эстетических,  познавательных,  утилитарно-практических,  —  ценностной  ориентации  людей  и  от  дифференцированно  осмысляемого  ценностного  отношения  в  виде  добра,  красоты,  пользы,  истины  к  синтетическим  общим  понятиям  «благо»  и  «ценность»  [5,  с.  36]. 

 

Список  литературы:

  1. Аристотель.  Метафизика  //  Сочинения:  В  4-х  т.  Т.  1  /  Аристотель.  М.:  Мысль,  1976.  —  550  с.
  2. Диоген  Лаэртский.  О  жизни,  учениях  и  изречениях  знаменитых  Философов  /  Диоген  Лаэртский.  М.:  Мысль,  1986.  —  571  с. 
  3. Материалисты  древней  Греции.  М.:  Государственное  издательство  политической  литературы,  1955.  —  240  с. 
  4. Платон.  Законы  /  Платон  //  Сочинения:  В  3-х  т.  Т.  3  Ч.  2  М.:  Мысль,  1972.  —  678  с. 
  5. Столович  JI.Н.  Красота.  Добро.  Истина:  Очерк  истории  эстетической    аксиологии.  М.:  Республика,  1994.  —  464  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.