Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 09 сентября 2013 г.)
Наука: Науки о Земле
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОХРАНА ПОЧВ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОСА И ФУНКЦИИ АНТРОПОСФЕРЫ В СОХРАНЕНИИ ПРИРОДЫ
Сабодина Евгения Петровна
канд. фил. наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва
PROTECTION OF SOILS, STAGES OF DEVELOPMENT OF ETHNOS AND ANTHROPOSPHERE FUNCTION IN NATURE PRESERVATION
Sabodina Evgenia Petrovna
candidate of philosophical Science, the Moscow State University of M.V. Lomonosova, Moscow
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматривается актуальная проблема взаимосвязи охраны почв, этнических взаимоотношений и антропосферы. Показаны базовые основания формирования позитивного тренда развития взаимодействия человека и природы.
ABSTRACT
This paper deals with the topical problem of the relationship soil conservation, ethnic relations and антропосферы. Shows the basic foundations for a positive trend of development of the interaction of man and nature.
Ключевые слова: охрана почв; ноосфера; антропосфера; этносфера; пассионарность.
Keywords: soil protection; and noosphere; антропосфера; ethnosphere; passionarity.
Преобразование вещества и энергии геосфер, изменения в целом химического состава планеты, на наш взгляд, неизбежны и закономерны в связи с закономерностью и неизбежностью наступления ноосферного этапа в развитии Земли. Мощь антропогенных изменений в первую очередь обусловлена особой способностью человечества использовать геохимическую энергию живого вещества биосферы [2, 17]. Другим наименованием этой энергии является понятие пассионарности. Л.Н. Гумилев подчеркивает, что хотя эта энергия недостаточно исследована технически с помощью приборов, тем не менее, в ее существовании убеждается каждый на собственном опыте. Данный вид энергии обладает индукцией. «Например, можно физически наэлектризовать солдат, возбудить их. Каждый из нас знает, каждый электризовался. Когда вы идете в Филармонию слушать хорошего музыканта и когда вы его же слушаете по телевизору, вы чувствуете, что разница большая, хотя звук тот же и играет он на том же фортепиано. Но там он воздействует на нас непосредственно, а через телевизор опосредованно. Так чем же он на нас воздействует? Очевидно, он воздействует полем той самой биохимической энергии, которая не только содержится в нем, не только заставляет его совершать работу, но и имеет еще направленность» [2, с. 179]. Заметим, что в искусстве существует любопытное явление, под названием техничный исполнитель, ремесленник. Музыкант, лишенный пассионарности способен играть с величайшей точностью и чистотой, с техничной точки зрения совершенно, но вдохновенным такое исполнение назвать нельзя и слушать его публика не станет. Могущество исполнителя заключается, главным образом в (пассионарности) страстности, искренности, силе переживаний, передаваемой от сердца к сердцу. В полной мере этим могуществом обладал Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, Н. Паганини и т. д.
Анализируя энергетическое поле пассионарности Л.Н. Гумилев приходит к выводу, что «…этнос есть явление природы. … Это та реальная форма жизни, при которой только и в состоянии существовать вид Homo sapiens. … этносы способны адаптироваться в разных ландшафтах, способны приспосабливать к себе окружающую среду… вот это и есть качество той энергии живого вещества биосферы, которое проявляется в эффекте пассионарности. Эта энергия дает нам сопричастность всей природе Земли. Мы уже не являемся оторванными от нее, как какой то росток, мы уже чувствуем, что не имеем права бороться с природой, а должны в ней жить и быть с ней сопричастны» [2, с. 180]. Почва, окружающий ландшафт, одарившие людей энергией пассионарности рождающей этнос и его историю, впитавший эту энергию по принципу обратной связи, изменивший свой образ жизни, а значит, и лик Земли есть источник и следствие планетарного и космического развития, прямой участник той эволюции, ноосферный этап которой гениально предвидят русские философы-космисты. Смысл ноосферного этапа в гармонизации отношений между природой и человеком, в осмыслении и налаживании связей между ними и участии Земли в исполнении общекосмической симфонии, содержание и предназначение которой будут осознаны людьми в процессе развития ноосферного этапа планетарной эволюции. Данный процесс не есть некое нематериальное мистическое явление, а есть конкретный материальный геохимический процесс, в котором геологический масштаб преобразования вещества и энергии геосфер обусловлен самой природой, материальной энергией пассионарности, а также источником и овеществленным материальным результатом деятельности объединенных в этносы людей. Логично вытекает из вышеизложенного следующая категория функций почв: формирование и поддержание потоков вещества и энергии геосфер. Уже само геологическое могущество человеческой пассионарности, источник творческих преобразований и геохимического воздействия человека на планету, обусловлено концентрацией пассионарной энергии и материализацией ее в результате человеческой деятельности, формирующей и поддерживающей потоки вещества и энергии геосфер. Поскольку у истоков формирования этноса, а значит и человеческой деятельности находится почва, и без нее формирование этноса невозможно, то и формирование и поддержание потоков вещества и энергии геосфер в русле их антропогенного проявления в конечном итоге в значительной степени обусловлено почвой. Таким образом, налицо единство и взаимосвязь потоков вещества и энергии геосферы. Из данного единства вытекает смысл и предназначение каждого участника этих потоков, их незаменимости и уникальности. Человеческая энергия (пассионарность) обладает поистине космической силой и на современном этапе эволюции человек еще не научился достаточно осторожно использовать эту энергию, не осознает единство и взаимосвязанность всех материальных и энергетических потоков. В наибольшей степени эта неосторожность свойство могущественной современной техногенной цивилизации. До прихода европейцев американские индейцы жили в гармонии с природой, осознавая единство и взаимосвязь материальных и энергетических потоков в мифологической, но верной форме. По мнению индейцев, природа находиться в зените совершенства, потому что Великий дух Гитчи-Маниту создал в мире все нужным и равноправным. Природа и этнос связаны друг с другом в энергетическом и материальном взаимодействии и этнос не берет из природы излишков, поверх определенной гармонии взаимодействия меры. Л.Н. Гумилев подчеркивает, что «история полезна только тем, кто ее выучил... Американцы считали — надо взять все полезное, истребить все опасное или могущее стать опасным. Эта точка зрения, с которой европейская цивилизация вползла в ХХ век и за которую мы сейчас отдуваемся» [2, с. 180—181]. Безрассудной и бесконтрольной пассионарной энергией европейцев были уничтожены не только растения и животные, но и индейцы, сумевшие справиться со своими антисоциальными личностями, но не имевшие необходимой энергии для сопротивления европейцам. Они погибли, потому что европейцы отнесли их к составной части природы, подлежащей уничтожению, что в итоге поставило на грань исчезновения жизнь самих европейцев.
В действительности правы были индейцы: все связано цепями биоценоза, из одного элемента переходит в другой и нарушение этих биоценозов в конечном итоге приводит превращению живой системы в косное вещество. Однако в свете общепланетарного развития следует признать, что отдельные заблуждения отдельных этносов и даже всего человечества не могут изменить хода этой эволюции, но могут задерживать и временно приостанавливать ее ход с весьма трагичными для самих себя последствиями. Учет следующей категории функций почв, а именно межгеосферного интегративного взаимодействия как раз позволит избежать негативного воздействия вышеуказанного подхода европейцев, что в конечном итоге приведет к единству человека и природы как интеграции геосфер. Защита геосфер от деградации и поддержание их нормального развития в связи с антропогенным воздействием является наиболее трудноразрешимой задачей. Подчеркнем, что под пассионарностью следует понимать энергию, но не ее направленность. Вектор пассионарности может быть направлен не только на созидание, но и на разрушение, причем, нередко до полной аннигиляции. Данный феномен в работах Л.Н. Гумилева получил наименование антисистемы. Надо сказать, что в отличие от других высших животных «человек не только поддерживает вмещающие его ландшафты, но иногда наносит им непоправимый ущерб, превращая их в бросовые, мертвые земли. Делает он это во вред самому себе как виду, ибо лишает свое потомство средств к существованию» [2, с. 579]. Противоположный вектор пассионарности позитивно направлен и стремится к формированию гармонии ноосферы, общепланетарному развитию и процветанию.
К сожалению, современная реальность наполнена бросовым ландшафтами, темпы уничтожения почвенного покрова планеты растут.
Налицо разрушительный природный и антропогенный резонанс, негативные последствия которого с присущей человеку геологической мощью меняют лик Земли, искажая чертами страдания и боли прекрасное лицо планеты. В контексте нашей статьи необходимо отметить, что как антропогенное облагораживание планеты, так и противоположные процессы осуществляются объединенными в этнические группы людьми. Какова главная отличительная особенность тех людей, которые оставляют после себя пустыню? Этой особенностью, как обнаружил Л.Н. Гумилев, является негативное мироощущение, определенное настроение индивидов, в глубине души ненавидящих природу, людей и свои собственные тела, мечтающих об исчезновении мира. Данное мироощущение влияет на окружающую среду, и особенно на почву, деградация которой ведет к разрыву планетарно-космических связей и исчезновению уникальной гармонии планеты. Проблема не в антропогенной деятельности вообще, а деятельности тех индивидов, которые в силу особенностей своего мышления не способны к счастью и превращают Землю в место печали и страданий. В силу своей повышенной уязвимости и значимости как центра планетарных, космических и ноосферных связей почва нуждается в особой охране от деятельности личностей, обладающих негативным мироощущением.
В организации охраны существует несколько взаимосвязанных уровней:
1. Защита почв от прямого уничтожения и гибели
2. Защита освоенных почв от качественной деградации
3. Предотвращение негативных структурных и функциональных изменений освоенных почв
4. Восстановление деградированных освоенных почв
5. Сохранение и восстановление естественных почв [3, с. 49].
Необходим целый ряд мероприятий, относящихся к каждому из уровней, реализация которых приведет к полному восстановлению почв, их функциональных способностей и процветанию планеты. Особое место следует отвести реализации природоохранных мероприятий по созданию Красной Книги почв, успешно осуществляемое в России. Однако, как показала природоохранная практика, поиски адекватного ответа на экологический вызов вышеуказанный ряд мероприятий нуждается в существенном изменении, в создании еще одного уровня защиты почв от антисистемщиков, без которого успешная реализация охраны почв невозможна. С необходимостью организации данного уровня почвоохранных мероприятий люди имели дело с глубокой древности, и достаточно успешно с этим справлялись. Научные знания, достаточно скромные в доисторические времена не являлись преградой для успешного осуществления охраны почв, поскольку данная проблема решалась на уровне мифологии, фундаментальных ценностей этноса, в которых Мать – Земля занимала самое достойное место. Почитание богини плодородия практически у всех народов приводило не только к бережному отношению к природным богатствам, но и к любви людей друг к другу, семейному благополучию, уважительному, бережному отношению к женщине, матери и заботе о потомстве. Современная социальная реальность, недостаточно изученная наукой, в условиях отсутствия специальной техники безопасности взаимодействия с негативом существовать долго не сможет в силу нарастающих в геометрической прогрессии разрушительных тенденций. Наивны и обречены на поражение любые природоохранные мероприятия если научная мысль не сумеет организовать уровень защиты природы от деятельности так называемых антисистемщиков, т. е. утративших радость бытия и ненавидящих природу индивидов. Поскольку история науки не предоставляет нам информации о столь системном и всеобъемлющем уничтожении окружающей среды специалисты по охране природы вынуждены впервые разрабатывать адекватную экологическому вызову систему природоохранных мероприятий. Данное обстоятельство чрезвычайно усложняет их работу. Нужна команда единомышленников, жертвенных, страстных, вооруженных передовыми знаниями не только в естествознании, но и в науках о человеке. Что ведет человека к самоубийственному обращению с природой, какие внутренние демоны терзают человеческие души? Последствия этих терзаний настолько реальны, что оставляют после себя пустыню. Как правильно простроить уровень охраны природы, проходящей через сознание и душу человека, защитить не только окружающую среду, плодородный слой на поверхности Земли, но и внутреннюю почву личности, источник продуктивности в самом человеке? Постановка этой задачи необычайно актуальна. Следует отметить, что успешная реализация охраны природы возможна только при условии общесоциальной позитивной эволюции. В этом плане опыт СССР является поистине бесценным.
История каждого этноса, это история героических свершений лучших представителей народа, создававших благоприятные условия выживания и развития. Она передана последующим поколениям в мифах, сказках и легендах. Народ состоялся и прошел свой величественный путь только потому, что лучшие его представители сумели нейтрализовать тех индивидов, чей вектор пассионарности был развернут в сторону смерти и гибели. Тысячи народных талантов, воплощающих жизнь и красоту мироздания мечём и оралом, поэтическим словом и богатством творческой фантазии созидали бытие на нашей планете и передавали эстафету от этноса к этносу. Но их задача была достаточно простой. Они действовали в едином этническом поле. Пример России и СССР в этом смысле принципиально иной, российское поле многоэтнично, однако несмотря на многоэтничность в России и СССР существовало реальное единство около 100 народов, сорганизованных в непротиворечивую и гармонично развивающуюся систему.
Особенно обострилась актуальность защиты почв от антисистем в конце ХХ века, когда великое смешение народов охватило весь мир. «Суперэтнические химеры то есть образования из двух, трех и более этносов, обычно неустойчивы (правда и за краткое время успевают оставить пустыню, см. раздел Опричнина в работе Л.Н. Гумилева От Руси к России — прим. авт.), так что даже если они и образуют эти антисистемы, то есть системы с обратным знаком, то только за счет творчества пассионариев, которые и придумывают эти системы, и организуют верных, и ведут их на бой, и отстаивают свои ценности. Но они почти все гибнут. А детей они не хотят иметь — это значит обречь их на ужасы этого мира. Они считают, что жить в этом мире — это ужас. Поэтому им разрешались оргии, когда, вообще никто никого не мог видеть. (Причины демографических проблем современной западной цивилизации. — прим. авт.) они там творили, все, что хотели. А в остальном — была полная аскеза. То есть антисистема как правило неустойчива. В потоке нормального этногенеза антисистема не может возникнуть. Но при смешивании двух суперэтносов, когда в зоне контакта возникает этническая химера, антисистемы развиваются со страшной силой. И ведь нельзя сказать, что к принятию негативного взгляда на мир побуждает ухудшение бытовых условий или экономические затруднения. Нет, их не больше, а иной раз и меньше, ибо в этих зонах контактов обычно идет интенсивный обмен вещей (торговля), людей (работорговля) и идей (торговля верой).
То есть вместо инстинкта самосохранения, сохранения потомства, сохранения природного богатства, сохранения культуры у них возникает ненависть ко всему этому. Причем ненависть импульсивная.
Но размножаются они, естественно, не простым путем, не путем брачным, а, наоборот, путем инкорпорации в свою среду завербованных членов» [2, с. 585].
Так в чем же заключается бесценность опыта российской и советской цивилизации? В способности справиться с возникающими антисистемами, организовать дело охраны природы в сложнейших полиэтнических условиях мозаики российского и советского суперэтносов, в составе которых находились, в том числе и осколки западного европейского суперэтноса в лице народов Прибалтики и западных украинцев. Это произошло потому, что человеческая деятельность была скреплена системой ценностей, направляющей ее на недостижимые в полной мере, но светлые идеалы строительства гармоничных отношений между людьми, а также между человеком и природой. В отдаленном историческом прошлом такая деятельность направлялась религиозными, христианскими идеалами создания царства божьего на земле, и оставила потомкам великолепные монастырские хозяйства, например на Соловках. Несколько позднее петровские идеалы великой России вдохновили пассионарное русское дворянство на создание дворцово-парковых ансамблей, великой русской культуры. Подвиг народов Советского Союза был наиболее яркой и успешной планетарной попыткой организации как гармоничных отношений между людьми, так и аналогичных отношений между природой и человеком. Но если Петр сумел настолько решительно подавить оппозицию в России, что даже в настоящее время почти не находится критиков его реформ, то коммунистическое строительство не отличилось ни кристальной четкостью логики преобразований и достаточным их философским обоснованием, ни эффективностью подавления оппозиции, которая по сути была оппозицией тренда общепланетарного развития и процветания, а самое главное полным неведением относительно некоторых особенностей человеческой психики, приоткрывшихся современным западным и российским исследователям (Сабодина Е.П., Никитин Е.Д., Кочергин А.Н., Шоба С.А. Развитие экологических движений. М., 2008. 275 с.; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 389 с.; Кронин С. Концепция СФЕРО: о законах формирования событий М. 2006 589 с.; Уолтер Алан Создание вашего нового целостного будущего (практического руководство). Даллас, Техас, США, изд. Wisdom Publishing. 1992. 33 с.; Уилстон Р. А. Квантовая психология. Как работа вашего мозга программирует вас и ваш мир. М. 2006. 208 с.; Paradigm Matrix and Its Effects on Future Prosperity and Human Events. Alan C. Walter, gebundenes Heft, 259 Seiten, 39,97 USD). В это время задыхающийся под бременем своего преклонного возраста (западный суперэтнос на 600 лет старше российского), полиэтнического смешения и тлетворного культа золотого тельца западный суперэтнос в лице некоторых своих ненавидящих гармонию и красоту представителей (в качестве примера приведем деятельность З.Бжезинского) лихорадочно изыскивал способы уничтожения СССР. Однако не следует забывать, что этнос явление многогранное и именно на Западе возникают знания, применение которых дает шанс выживания современной цивилизации. Использование российского исторического опыта охраны природы, несомненно, отражено в современной природоохранной деятельности, и прежде всего в поистине подвижническом бескорыстном труде современных российских пассионариев, создателей Красной книги почв России. Распространение этого опыта на сопредельные с Россией государства, а также на дальнее зарубежье, перевод на иностранные языки работ корифеев природоохранного дела в России является необходимым условием формирования адекватного ответа на современный экологический вызов. Но без знания особенностей человеческой психики, особенностей мышления антисистемщиков и способов нейтрализации их негативного влияния на природу и социум мировое природоохранное движение обречено. Л.Н. Гумилев предупреждает нас. Анализируя антисистему он пишет: «Принципами действия их были: ложь, обман и предательство. Это была типичная антисистема, но ведь пассионарность — это эффект, безразличный к добру и злу» [2, с. 585]. Стоит ли удивляться как поведению рядовых членов советского социума, так и его лидеров в период российских реформ конца ХХ века. Вопрос не только в том, что отечественной социальной и природной системе нанесен огромный ущерб, вопрос в выживании общепланетарной цивилизации, стратегии и тактике природоохранного движения и его фундаментальном философском обосновании.
В контексте нашей темы и специфики данной работы логично поставить вопрос о функциональном единстве геосфер и почве как планетарном узле экологических связей. Заметным вкладом в развитие естествознания и природоохранного движения является учение об основных экологических функциях биосферы и почвы, которое убедительно показывает, что почва, являясь областью напряженного взаимодействия различных приповерхностных геосфер, планетарным узлом экологических, планетарных, космических и ноосферных связей определяет жизнь организмов и биосферы в целом. Так, почва определяет блокировку жесткого космического излучения, среду жизни, является фактором формирования биомира, педо- и литосферы, регулирует тепловой режим Земли, является ресурсом сельскохозяйственного и промышленного производства, регулирует состав атмосферы, аккумулирует и трансформирует солнечную энергию, интегрирует приповерхностные геосферы в единую систему, обеспечивает полноступенчатое развитие Земли, является средой обитания человека, основным источником пищевых и бытовых ресурсов человечества и фактором человеческой эволюции, «фундаментом» биосферы, источником материала и энергии для глобальных круговоротов и др. [3, с. 125]. К вышеперечисленному, на наш взгляд, следует добавить некоторые антропосферные функции почв, а именно: этносферную функцию, т. к. именно почва становится матерью народа, собственно антропосферную, поскольку почва не только мать этносу, но и всему полиэтническому человечеству, гармонизирующую функцию, выходящую за пределы антропосферы и служащей основой гармонии всей бионоосферы и наконец духовную функцию почвы, без которой пассионарная энергия не абсорбируется, без которой восхождение человека к духовным высотам своего бытия не возможно. Не случайно современные сторонники технотронного рабства изо всех сил стараются разорвать связь человека с почвой, скучить подавляющее большинство людей в городском ландшафте, на асфальте, приучить к эрзац-продуктам. Осуществление их бесчеловечных планов по превращению людей в рабов нового типа в условиях тотального электронного контроля невозможно, пока этносы сохраняют связь с кормящим ландшафтом, Матерью-Землей, ее почвой. Полный разрыв этой связи приведет и к полному исчезновению человечества.
В заключение данной работы, понимая какое колоссальное влияние оказывает человеческая деятельность на природу в целом, и почвы в частности, учитывая, что почва есть не только планетарный узел экологических связей, но и узел планетарно космических и ноосферных связей считаем необходимым сформулировать следующие функции антропосферы в рамках биосферы в целом:
1. Антропосфера определяет смысл и предназначение биосферы.
2. Осуществляет связь планетной жизни с космосом на ноосферных началах.
3. Соединяет планетарное развитие с пока не ясным человечеству смыслом общекосмического бытия.
4. Является единственным источником и исполнителем охраны природы.
Данные функции были выделены в процессе развития учения об экологических функциях почв (Г.В. Добровольский, Е.Д. Никитин и др. Структурно-функциональная роль почв и почвенной биоты в биосфере. М. Наука 2003), которое позволяет осознать единство и направленность планетарно-космического развития, предназначение и этапы эволюции планетарного человечества. Природоохранное движение не самоцель, его успешное осуществление является необходимым условием дальнейшей эволюции человечества. Как показывает опыт российской цивилизации, достижения российского почвоведения, труды В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, И.В. Мичурина, Г.В. Добровольского и др., конкретная деятельность наиболее передовых земледельцев, использование планетарных ресурсов должно осуществляться таким образом, что бы почвенное плодородие не только не уменьшалось, но и наоборот возрастало. В нашей власти осуществить гармонию природы и человека.
Философское и научное обоснование сущности почвы имеет фундаментальное значение в формировании такого мировоззрения народов России, которое обеспечит прочность государственной системы, благополучие населения, ведущую роль России и русского народа в развитии планетарной цивилизации, в реализации смыслов существования человека на планете Земля.
Список литературы:
1.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. — 2008, — 576 с.
2.Гумилев Л.Н. Струна истории. М. — 2008, — 607 с.
3.Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы. М. Наука. — 2000, — 185 с.
4.Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. и др. Структурно-функциональная роль почв и почвенной биоты в биосфере. М. Наука 2003.
дипломов
Оставить комментарий