Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 12 августа 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нуруллаева Ш.К., Эгамберганова М.Ж. НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ БИРУНИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 23. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

НАУЧНОЕ  НАСЛЕДИЕ  БИРУНИ

Нуруллаева  Шоира  Кушназаровна

канд.  ист.  наук,  ст.  преп.  УрГУ,  г.  Ургенч

E-mailshoira_69@mail.ru

Эгамберганова  Матлуба  Жобборгоновна

студент  УрГУгУргенч

 

THE  SCIENTIFIC  HERITAGE  OF  BERUNIY

Nurullaeva  Shoira

doctor  of  Philosophy  (Ph.D)  History  UrSU,  Urgench

Egamberganova  Matluba

the  student  of  UrSU,  Urgench

 

АННОТАЦИЯ

Данная  статья  посвящена  научному  наследию  Бируни.  При  раскрытии  проблемы  мы  руководствовались  методами  исторической  хронологии,  точности  и  объективности.  Цель  статьи  —  формирование  у  читателя  представления  о  вкладе  Бируни  в  развитие  мировой  науки.  Мы  приходим  к  выводу,  что  первую  половину  XI  в.  в  истории  мировой  науки  можно  назвать  «Веком  Бируни».

ABSTRACT

The  article  uses  the  methods  of  historical  succession,  accuracy  and  objectivity  in  covering  the  problem  dedicated  to  the  scientific  heritage  of  Beruny.  The  result  of  the  problem  consists  in  that  the  article  gets  an  idea  and  notion  about  Beruny  and  the  contribution  he  has  made  to  the  world  science.  Conclusion  is  that  the  first  half  of  XI  century  can  be  called  as  “The  Century  of  Beruny”  in  the  history  of  the  world  science. 

 

Ключевые  слова:  Кат,  Бируни,  афригиды,  глобус,  «Индия»,  «Памятники  минувших  поколений»,  «Минералогия» 

Keywords:  Kat,  Beruny,  Afrigiys,  globe,  “India”,  “The  memorializes  remained  from  ancient  peoples”,  “Mineralogy”. 

 

Первую  половину  XI  века  в  истории  мировой 

науки  можно  назвать  «  веком  Беруни» 

Г.Дж.  Сартон,  американский  учёный

 

Многогранный  учёный-деятель  Абу  Рейхан  Бируни  внёс  большой  вклад  в  развитие  не  только  точных  и  естественных  наук,  но  и  в  политические,  социальные  и  экономические  учения.  В  фундаментальных  трудах  ученого:  «Памятники  минувших  поколений»,  «Индия»,  «Минералогия»,  «Геодезия»  —  есть  идеи,  имеющие  большое  научно-практическое  значение  для  представлений  о  возникновении  человека  и  общества,  об  управлении  государством,  труде  и  его  распределении,  о  денежном  обращении,  которые  обогатили  и  расширили  науку. 

Абу  Рейхан  Бируни  творил  в  средние  века.  Родился  4  сентября  973  г.  в  Хорезме  в  городе  Кат.  Город  Кат  в  XI  в.  был  столицей  Хорезмшахов  из  династии  афригидов  и  самым  крупным  торговым  центром  Средней  Азии. 

По  псевдониму  учёного  можно  понять,  что  он  проживал  за  городом  в  селении,  где  провёл  свою  молодость.  «Прозвище  Бирунии  обозначает  за  Хорезмом  [1,  c.  40].  «Если  кто  родился  за  городом,  такого  человека  окликали  «некий  бируни»,  —  писал  видный  учёный  Средней  Азии  Абдулкарим  ас-Самъони  в  своём  книге  «Китоб  ал-ансоб»  («Книга  генеологий).  Астроном  Абу  Рейхан  известен  именно  под  этим  псевдонимом  [2,  c.  91]. 

В  детские  и  юношеские  годы  Бируни  в  Кате  правил  последний  правитель  древней  Хорезмской  династии  афригидов  Абу  Абдуллох  Мухаммед  Ахмед  ибн  Ирак. 

Не  сохранены  данные  о  раннем  детстве  Бируни.  По  словам  учёного,  он  не  знал  ни  отца,  ни  деда.  Вероятно,  он  был  сиротой.  С  ранних  пор  у  Бируни  проявился  интерес  к  науке,  к  которой  у  него  был  талант. 

С  молодости  уделял  внимание  изучению  естественных  наук,  вёл  глубокие  научные  исследования  по  таким  наукам,  как  астрономия,  география,  минералогия,  медицина,  геодезия  и  картография,  им  написано  около  150  научных  трудов. 

Научное  наследие  Абу  Рейхан  Бируни  было  в  своё  время  энциклопедией  всех  знаний,  которые  и  по  сей  день  не  утратили  своё  значение.  В  том  числе  труд  учёного  «Памятники  минувших  поколений»  («Ал-осор  ул-бокия  ан  ал-курун  ул-холия»)  посвящен  теоритическому  обоснованию  исторических,  этнографических,  этнологических,  историко-хронологических,  медицинских,  научно-исследовательских  методов  и  методологии,  конфликтам,  спорам,  обобщениям  и  ряду  других  проблем  и  представляет  собой  бесценный  источник  для  ученых  по  данным  отраслям.  Останавливаясь  на  проблеме  происхождения  личности  и  общества,  Бируни  говорил:  «Самое  первое  и  самое  известное  в  древней  истории  —  это  начало  бытиё»  [4,  c.  13].  Размышляя  о  происхождении  человеческого  общества,  он  пришёл  к  заключению,  что  хотя  между  людьми  имеются  различия,  но  внутреннее  строение  у  них  одинаковое.  Важная  социально-политическая  идея  Бируни,  заключается  в  том,  что  в  основе  происхождения  общества  лежат  психологические  и  материальные  потребности  людей. 

В  995  г.  Абу  Рейхан  Бируни  создал  глобус  земли  очень  большим  диаметром,  примерно  5—6  метров.  Этот  глобус  использовали  в  точном  измерении  расстояний  между  городами,  а  также  для  определения  широты  и  длины  местности.  Этот  глобус  был  первым  в  восточном  мире,  а  также  первым  рельефным.  Это  первый  глобус,  созданный  в  истории  картографии  в  соответствии  с  принципами  математической  картографии. 

Труд  Бируни  «Определения  границ  местностей  для  уточнения  расстояний  между  пространствами,  или  Геодезия»,  написанный  990—1025  гг.,  принёс  учёному  большую  славу.  Рукописный  вариант  произведения  хранится  в  библиотеке  в  Турции  в  городе  Стамбуле.  Бируни  является  учителем-учёным,  который  выделил  геодезию  в  качестве  самостоятельной  науки  [5,  c.  9]. 

Бируни  написал  15  исторических  трудов,  в  том  числе  «Выдающиеся  люди  Хорезма»,  «О  восстании  Муканны»,  «Памятники»,  «Индия»,  «Полезные  вопросы  и  правильные  ответы»,  «О  разницах  в  исчислении  годов»,  «Об  очищении  истории  от  непригодных  слов». 

К  сожалению,  все  научные  труды  Бирунии  из  богатого  наследия  в  отрасли  естественных  и  гуманитарных  наук  до  нас  не  дошли;  большинство  из  них  преждевременно  исчезли.  Мы  знаем  только  их  названия.  Среди  этих  произведений  не  дошедшие  до  нас  и  исчезнувшие  в  XII  в.  «История  Хорезма»  или  «Китаб  ал-мусомара  фи  ахбор  Хорезм»  («Размышления  о  значении  Хорезмских  вестей»). 

Современник  Бируни  историк  Абул  Фазл  Мухаммед  Ибн  Хусаин  Байхаки  (995—1077)  труд  Бируни  «История  Хорезма»  издал  под  названием  «Машохири  Хорезм»  («Выдающиеся  люди  Хорезма»)  [6,  c.  244].

Арабский  учёный  Якут  Хамави  в  своих  трудах  приводит  отрывки  из  вышеуказанного  труда  Бируни.  Значит,  Байхаки  и  Якут  Хамави  пользовались  книгой  Бируни  «История  Хорезма».

Признавая  науку  и  просвещение  основной  силой  общественного  прогресса  и  развития  личности,  Бируни  всю  жизнь  жил  с  этим.  Как  писал  ученый,  «моя  мысль,  душа  направлены  на  пропаганду  знаний,  потому  что  я  воодушевлялся,  обладая  знаниями.  Я  считаю  это  большим  счастьем  для  себя».

Якут  ал-Хамеви  в  труде  «Муъжам  ал-удабь»,  оценивая  произведения  Абу  Рейхана  Бируни,  посвящённые  правителям,  останавливается  и  на  личных  качествах  ученого:  «Он  был  сладкославным,  доброжелательным,  человеком  высокой  чести.  Время  не  знало  до  него  такого  человека».

  Правитель  Али  ибн  Маъмун  (997—1009)  из  династии  Хорезмшахов  собрал  всех  деятелей  науки  в  Хорезме,  «образовал  Академию  Маъмуне»  или  «Дор  ул-хикма  вал  маориф».  С  1004  г.  из  Нишапура,  Балха  и  Бухары,  даже  из  арабского  халифата  в  Гургенч  начали  съезжаться  учёные.  Эта  академия  была  третьей  после  академии  Платона  (IV  в.  до  н.  э.  Афины),  «Байт  ул  Хикма»(Багдад  818—860  гг.)  [7,  c.  16]. 

По  предложению  Бируни,  Хорезмшах,  покровительствовавший  науке  и  просвещению  в  Хорезме,  стал  собирать  в  Гургенче  крупных  учёных  Востока.  Среди  них  были  выдающиеся  философы,  поэты,  математики  и  астрономы,  историки  и  лингвисты.

Кроме  Бируни,  в  Гургенче  Абу  Наср  Ирак,  Мансур  ас-Саолиби,  Ибн  Мискавайх,  Абу  Али  ибн  Сино  внесли  вклад  в  создание  условий  для  научных  трудов  во  дворце  Хорезмшаха.  Кроме  этого,  при  академии  Маъмуна  были  школы  для  молодых  людей,  интересующихся  наукой  и  просвещением,  в  этих  школах  готовили  учеников. 

К  сожалению,  этот  центр  просуществовал  недолго.  В  1017  г.  Хорезм  захватил  Махмуд  Газневи  и  всех  учёных  увёл  в  Газну  (кроме  Ибн  Сино  и  Сахл  Масихи).  Среди  них  был  и  Бируни.  В  1048  г.  он  скончался  в  Газне  [3,  c.  54—56].

Указ  Президента  Республики  Узбекистан  от  1997  г.  «О  восстановлении  Академии  Маъмуна  в  Хорезме»  стал  основой  создания  территориального  отдела  Академии  наук  РУз-Академии  Маъмуна  и  справедливой  оценкой  деятельности  средневековых  ученых  Академии  Маъмуна  за  их  вклад  в  развитие  мировой  науки  и  по  сей  день  служит  развитию  древних  научных  традиций. 

Великий  ученый,  учитель  Абу  Рейхан  Бируни  высказал  мнения,  создал  методы,  которые  в  течение  1000  лет  не  утратили  свою  ценности  и  важности  и  формируют  чувство  уважения  к  личности  этого  человека.

 

Список  литературы:

1.Абу  Райхон  Беруний.  Кадимги  халклардан  колган  ёдгорликлар.  Танланган  асарлар.  1-Тошкент:  Фан,  1968.

2.Арендс  А.К.  Абу  Райщон  Берунийнинг  ”Хоразм  тарихи”  асари  //  “Беруний  ва  ижтимоий  фанлар”  тўпламида.  Тошкент:  Фан,  1973. 

3.Каримова  С.У.  «Ўрта  асрларда  Шаркда  кимё  ва  доришуносликнинг  тараккий  этишида  Мовароуннахр  ва  Хуросон  олимларининг  тутган  ўрни»  (IX—XI  аср  ёзма  манбалари  асосида)//Докторлик  диссертацияси.Тошкент,  2001.

4.Крачковский  И.Ю.  Избранные  сочинения.  —  Т.  IV.  М.-Л.,  1965.

5.Махмудов  М.  Хоразмшох  Маъмун  академияси.  Урганч,  2004.

6.Махмудов  М.  Хоразм  тарихидан  сахифалар.  Урганч,  1998. 

7.Толстов  С.П.  Беруни  и  его  «Памятники  минувших  поколений».  Абу  Райхан  Бируни.  Избранные  произведения,  I.  1957.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.