Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 января 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПОНЯТИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРАВЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Дженакова Екатерина Всеволодовна
старший преподаватель кафедры информационного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Уральская государственная юридическая академия», г. Екатеринбург
E-mail: djencath@e1.ru
NOTIONS OF INFORMATION LAW: PROBLEM STATEMENT OF DEFINITIONS
Ekaterina Dzhenakova
Senior lecturer Ural State Law Academy, Ekaterinburg
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные вопросы определения понятий в информационном праве. Сформулированы основные проблемы формирования правовых дефиниций информационно-технологических объектов. Определены основные причины, характеризующие особенности становления понятийно-категориального аппарата информационного права.
Absract
The article contains some questions of notions definitions of information law. It is represented main problems making law definitions of information and technological objects. It is articulated principal reasons, characterized build of particularities of information law conceptual framework.
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные технологии; информационно-технологические объекты; сетевое пространство; понятия; термины; категории.
Keywords: information telecommunication technology; informational and technological objects; network space; notions; expressions; categories.
Начало XXI века характеризуется существенными изменениями основных положений, определяющих базисные направления развития российского общества. Одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование современного российского общества, являются информационно-телекоммуникационные технологии. Их воздействие носит революционный характер, влияние информационных технологий распространяется на все сферы жизнедеятельности общества, касается образа жизни людей, их нравственного развития, воспитания, образования, работы. Как отмечено в Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой в июне 2000 года: «Информационно-коммуникационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики» [8].
Использование информационно-телекоммуникационных технологий является показателем информационной культуры общества, определяет уровень его экономического и социального развития, правовой грамотности и политической зрелости.
Стремительность реализации информационных потребностей общества и предоставления информационных услуг стали возможными благодаря комплексному использованию телекоммуникационных технологий, систем управления и информационных систем, информационных ресурсов.
В тексте Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации отмечается, что «высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств» [10]. Возможность получить свободный доступ к национальным и мировым информационным ресурсам предоставляют современные информационные телекоммуникационные сети.
Одной из приоритетных задач современной государственной информационной политики является «развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид» [9]. В перспективе предполагается «создание нового вида человеческой реальности — виртуальной, т. е. массового использования цифровых средств связи и глобальных информационно-телекоммуникационных системам типа Интернет» [6, с. 16].
Современный уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий в России, степень их внедрения в профессиональные сферы деятельности достаточно высок, таким образом, представляется правомерным вывод об активном формировании информационно-сетевого пространства.
Все без исключения виды человеческой деятельности опосредованно или напрямую связаны с функционированием и использованием электронных форм коммуникаций, что, в свою очередь, формирует целый ряд задач и проблем, требующих своевременного, а подчас и незамедлительного решения.
Основные направления, сформулированные в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, определенны государственной программой «Информационное общество (2011—2020 годы)». Одним из таких направлений является совершенствование законодательства в области обеспечения прав и интересов субъектов складывающиеся в информационно-сетевом пространстве общественных отношений.
Действующее законодательство, к сожалению, недостаточно четко определяет исходные положения правового регулирования информационных отношений, возникающих в сетевой сфере человеческой деятельности. В юридической науке также отсутствуют достаточные основания для повышения эффективности правового климата в названной области.
Одним из основных вопросов, определяющих правовое регулирование в информационной сфере, является вопрос формирования правовых понятий, определений и терминов.
Ведущим звеном в развитии информационного права, отмечает И.Л. Бачило, является его нормативная часть, и «первоочередное внимание должно быть уделено дефинициям, оформленным как системообразующие термины и определения для формирования правовой ткани нормативно-правового акта» [2, с. 112].
Вопросы соотношения определений понятий, сформулированных наукой и законодательной практикой, рассматривал В.Е. Жеребкин. «Правовая наука, — отмечает В.Е. Жеребкин, — всегда опережает законодательную практику, готовит и совершенствует ее… Однако субъекты судебного познания могут использовать и применять только то определение, которое дано понятию в законе. Законодательное определение не вступает ни в какую конкуренцию с определениями этого понятия в теории. Оно рассматривается как единственное, которое только и может применяться в судебной практике» [5, с. 142].
Поэтому перед наукой информационного права стоит сложная двойная задача: сформулировать не только собственно научные определения понятий, которые бы позволили наиболее полно, глубоко и точно выразить сущность информационных объектов, но также подготовить определения этих понятий для законодательной практики с целью осуществления грамотного регулирования общественных отношений в информационном поле, с соблюдением основных прав и свобод человека, реализацией принципов конституционности, законности.
Сложность решения данной проблемы усугубляется спецификой понятийного аппарата информационного права, наличия в нем множества специальных технических терминов, терминов информатики, перешедших в правовую сферу, но при этом «прочной терминологической основы данные термины в срезе своих наук не получили» [2, с. 113]. Среди этих терминов необходимо выявить сугубо правовые термины сферы регулирования информационного права, что, по мнению И.Л. Бачило, является важнейшим вопросом в процессе оформления понятийно-категориального аппарата информационного права.
Стремительность современного научно-технического процесса и обусловленное им развитие информационно-технологических объектов, создание на их основе более совершенных, а также появление принципиально новых, приводит к необходимости наименования таких явлений, которое происходит, как правило, либо методом заимствования наиболее подходящих терминов из соответствующих технических или естественных наук, либо посредством механического создания новых терминов без проведения соответствующего содержательного анализа вводимого понятия. Но понятийно-категориальный аппарат представляет собой не «механическую совокупность понятий, а структурно упорядоченное единство» [4, с. 73], и формирование понятий и категорий должно проходить на основе взаимосвязанности, взаимообусловленности, логическая структура понятийно-категориального аппарата обязана определить поле использования и интерпретации каждого понятия в отдельности и в их совокупности.
Как справедливо заметила И.В. Арнольд, научно-техническая революция породила терминологический взрыв [1, с. 85]. Характерная особенность современного российского общества в период его информационного развития заключается в том, что оно находится на таком этапе научно-технического прогресса, когда «научные исследования и их техническая реализация сталкиваются с несовершенством их терминологического оформления» [6, с. 29].
Возможно, на определенном этапе создание неологизмов и введение их в научный оборот позволит решить какие-то правовые, а возможно и социальные, экономические проблемы, но в будущем потребуется уточнение уже определенных терминов, введение новых понятий и их определений. Как следствие, язык права будет перегружен, будет нарушен принцип единства юридической терминологии, в результате возникнут ошибки и в правоприменительной практике, не исключена возможность ошибок и в нормотворческой деятельности.
Авторами монографии «Язык закона» справедливо замечается, что «упорядочение правовой терминологии, решение её функциональных проблем невозможны без достаточно глубокой научной разработки юридических понятий, их логического анализа и точного определения» [11, с. 62].
Категории и понятия в информационном праве — это то, что определяет содержание правового регулирования в информационной сфере, формирует информационную культуру, определяет уровень информационной безопасности во всех сферах жизни общества. Задача не только науки информационного права, но и юридической науки в целом заключается в естественно-логическом отборе правовых категорий и их структуризация в виде конструкций, необходимости исследования многообразия информационных словообразований и технико-технологических понятий и формирования результатов такой селекции в виде современного правового тезауруса информационно-правовых понятий и конструкций [6, с. 99].
Для информационно-сетевой сферы особенно характерна тенденция существенного изменения смысла ранее применявшихся терминов и установления отношения смыслового тождества между разными понятиями.
Такое положение вещей объясняется, в первую очередь, стремительностью появления новых технико-технологических объектов, которая вынуждает искать самые простые способы формирования понятийного аппарата в профессиональной юридической и научной сфере.
Во-вторых, формирование языковой традиции в информационно-телекоммуникационной сфере сталкивается с практически непреодолимым препятствием — временем.
Процесс образования терминологического пространства требует достаточного количества времени, для того чтобы новое явление —информационно-телекоммуникационный объект — сначала получил своё «имя» в технико-технологическом пространстве, далее, перейдя в правовую область, его «имя» наполнилось юридическим смыслом и содержанием.
Следующим шагом во времени, видимо, должна следовать работа над термином, в результате которой под влиянием научных достижений, технических, экономических, социальных перемен происходит корректировка и уточнение смысла, также возможна замена одного термина другим.
Таким образом, проблема определения информационных объектов в информационно-телекоммуникационной сфере, придания им статуса правовых понятий и категорий, сложность содержания правовых методов, средств, инструментов познания, вызванная множественностью связей и взаимозависимостей в информационных объектах и определяет круг вопросов и задач формирования научных определений информационных объектов. Прежде чем они получат статус правовых понятий и уплотнения юридических знаний в категории [3, с. 84], им предстоит путь «тщательного отбора из всего массива словесных выражений и освобождения от случайных наслоений» [6, с. 99], пройти испытание временем [7, с. 41].
Проблема преобразования технико-технологической терминологии информационно-технической области человеческой деятельности в правовые категории и конструкции и, соответственно, формирование понятийно-категориального аппарата информационного права требует пристального рассмотрения и адекватного решения. Ввиду неполной разработанности правовой методологии решения этих задач в настоящее время возникает много вопросов, имеющих научное и практическое значение.
Список литературы:
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 140 с.
2. Бачило И.Л. Информационное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 454 с.
3. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юридическая литература, 1976. — 264 с.
4. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Монография. Екатеринбург: УрГЮА, 1997. — 180 с.
5. Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права. Киев: Вища шк., 1976. — 150 с.
6. Кузнецов П.У. Информационные основания права: Монография. Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2005. — 204 с.
7. Кузнецов П.У. Проблемы формирования источников нормативного обеспечения информационной среды // Информационное общество: проблемы развития законодательства: сб. науч. раб. М.: ИГП РАН, юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ», 2012. С. 29—42.
8. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 52.
9. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.
10. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. 16 февраля. № 34.
11. Язык закона / С.А. Боголюбов, И.Ф. Казьмин [и др.] / под ред. А.С. Пиголкина. М.: Юридическая литература, 1990. — 192 с.
дипломов
Оставить комментарий