Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 марта 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Жихарева Лилия Владимировна
преподаватель кафедры психологии ГБОУ «Крымский инженерно-педагогический университет», РФ, г. Симферополь
E-mail: liliya_80@list.ru
FEATURES OF PARENTAL AFFECTION IN FAMILIES WITH PRESCHOOL CHILDREN
Zhyhareva Liliya
teacher "Crimean engineering and pedagogical university", Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
В статье приводится данные собственного эмпирического исследования описывающие психологические особенности привязанности ребенка к матери в дошкольном возрасте.
ABSTRACT
The article presents data of its own empirical research describing the psychological characteristics of the child's attachment to his mother in the preschool years.
Ключевые слова: привязанность; детско-родительские отношения; дошкольный возраст.
Keywords: attachment; parent-child relationship; preschool age.
Семья, как ближайшее окружение, удовлетворяет потребности ребенка в признании, принятии, защите, эмоциональной поддержке и уважении. Качество удовлетворения данных базовых потребностей становится источником и условием развития психики ребенка и определяет качественное содержание привязанности ребенка к матери. Вслед за М.А. Василенко [2], Д. Боулби [1], М. Эйнсворт [4], Реан [3], под привязанностью мы понимаем интегративное образование, включающее в себя эмоциональную связь с матерью, ее образ и первое социальное поведение, адресованное ей, что дает ощущение близости, безопасности, надежности отношений.
В эмпирическом исследовании приняли участие 110 диад мать-ребенок. Дети 5—6,5 лет, 62 девочки и 48 мальчиков, единственные дети в семье. Был применен следующий методический инструментарий: наблюдение, опрос, контент-анализ, тестирование, с использованием методик: интервью привязанности взрослых; методика изучения рефлексии А.В. Карпова; тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест-опросник механизмов психологической защиты (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте), анализ игровой деятельности, наблюдение; проективный метод Н. Каплан «Определение особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери»; методика исследования привязанности А.Н. Баркан; методика «Рисунок семьи», методика «Цветовой Тест Отношений» А.Н. Эткинда. Весь объем данных полученных в ходе исследования был подвергнут факторному анализу.
На первом этапе нашего исследования было исследовано качество привязанности ребенка к матери. Результаты исследования позволили нам раскрыть специфическое содержание привязанности ребенка к матери. Установленные достоверные связи позволяют нам утверждать, что тип эмоциональной привязанности ребенка к матери детерминирует определенные паттерны исследовательской активности ребенка.
В результате корреляционного анализа были установлены достоверные связи (при р = 0,05*, р = 0,001**) между репрезентацией паттернов надежной привязанности ребенка по методике Н. Каплан, цветового теста отношений и наблюдаемыми паттернами исследовательской активности: желтый (r = 0,422), фиолетовый (r = -0,203), красный (r = -0,352) сотрудничество с другими детьми (0,719), активное общение (0,497) близость к матери (-0,281), неповиновение требованиям (-0,469). Мы считаем, что такие результаты свидетельствуют о том, что мать для ребенка является значимым лицом, удовлетворяет потребности в ласке, любви, признании, ребенок воспринимает материнскую фигуру — «рядом и вместе». Мать обладает способностью стабилизировать уровень нагрузки стимулами (информация, пища, стимулы и др.) Опираясь на собственные представления о индивидуальных возможностях ребенка справляться с фрустрационной тревогой. Мать является регулятором внутренней тревоги не только благодаря близости к ребенку и соответствующему эмоциональному общению, но и является надежным проводником в его исследовательской активности.
В результате корреляционного анализа были установлены достоверные связи (при р = 0,05*, р = 0,001**) между репрезентацией паттернов избегающего типа привязанности ребенка по методике Н. Каплан, цветового теста отношений и наблюдаемыми паттернами исследовательской активности: красный (r = 0,259), коричневый (r = 0,249), желтый (r = -0,222), зеленый (-0,295), удаления (0,531), неповиновение требованиям (0,526), конфликтное поведение (0,366), активное общение (-0,334). Такие результаты дают нам возможность предпалагать, что внутренняя структура рабочей модели привязанности у этих детей содержит интернализированный опыт родительского отторжения, эмоциональной холодности, требовательности и контроля. Мать не является надежной эмоциональной базой, вследствие чего, поведение избегания может быть интерпретировано как защитная стратегия поведения от материнского отвержения. Потребность ребенка в эмоциональном общении фрустрирована а деятельность связанная с уменьшением фрустрационной тревоги направлена на исследовательскую активность.
В результате корреляционного анализа были установлены достоверные связи (при р = 0,05*, р = 0,001**) между репрезентацией паттернов амбивалентной привязанности ребенка по методике Н. Каплан, цветового теста отношений и наблюдаемыми паттернами исследовательской активности: серый (r = 0,296), синий (r = 0,437), близость к матери (0,493), активное общение (0,347), удаления от матери (-0,503), сотрудничество с другими детьми (-0,613). Таким образом, содержание внутренней рабочей модели у детей с репрезентацией паттернов амбивалентной привязанности предполагает наличие фигуры привязанности, которая стабилизирует внутреннее напряжение, благодаря своему непосредственному присутствию и общению с ребенком, но мать при этом не всегда заинтересована в такой близости. Дети проявляют тенденцию к «слиянию» с матерью, они чрезмерно «привязаны» к матери, вследствие, чего искажается исследовательская активность, которая не отличается разнообразием и инициативностью.
На следующем этапе были исследованы детерминирующие факторы качества привязанности ребенка к матери: материнское отношение, способность к рефлексии, качество привязанности к собственной матери, механизмы психологической защиты.
Репрезентация паттернов надежной привязанности детерминируется высоким уровнем способности матери к рефлексии (0,425), родительском отношением по типу принятие (0,43), кооперация (0,322) с низким уровнем инфантилизации (-0,388). Матери детей, у которых обнаружена репрезентация паттернов надежной привязанности, принимают и уважают индивидуальность ребенка. Ребенок воспринимается такой, какой он есть, мать одобряет и поддерживает планы и интересы ребенка, поддерживает инициативность и самостоятельность ребенка, доверяет ребенку в дискуссионных вопросах, стремится принять его точку зрения, в их взаимодействии наблюдается чередование позиций «вместе» и «рядом».
Внутренняя структура рабочей модели привязанности детей с репрезентацией паттернов избегающей привязанности содержит интроект матери которая к потребностям ребенка в отношениях привязанности и исследовательской активности относится скорее функционально, без интереса (инфантилизация (0,401), симбиоз (-0,561), межпоколенная трансляция паттерна привязанности (0,578), контроль (0,326), отвержение (0,443), интеллектуализация (0,391)). Это приводит к тому, что ребенок в своей исследовательской активности опасаясь быть наказанным не должен выходить за четко установленные границы и отвечать родительском стандартам. Ребенок, приспосабливается к установкам родителей и рано становится самостоятельным. Достижения и успех является одним из критериев по которым определяются отношения привязанности, эмоциональная составляющая отсутствует.
Результаты анализа специфики амбивалентной привязанности свидетельствуют о том, что мать бессознательно вовлечена в отношения с собственной матерью, фрустрированная потребность в матери трансформируется в потребность быть матерью, но дефицит опыта надежных отношений привязанности (-0,442) и низкий уровень способности к рефлексии (0,296) становится препятствием для надежных отношений привязанности с собственным ребенком. Заботливое поведение матери (0,384) сменяется периодами отчуждения (0,364) и контроля (0,412), что и создает поле амбивалентности в отношениях с ребенком. Непредсказуемость поведения матери учит ребенка не доверять когнитивной информации и опираться только на эмоции; в свою очередь, излишняя эмоциональность нарушает ход когнитивных процессов, приводя к их спутанности и несогласованности. Что и ложится в основу внутренней рабочей модели с репрезентацией паттернов амбивалентной привязанности ребенка к матери.
Таким образом, исследование позволило выявить сознательные и бессознательные детерминанты детско-родительской привязанности в дошкольном возрасте. Было установлено, что потребность ребенка в привязанности воспринимается и удовлетворяется матерями неодинаково. Детерминирующими факторами являются: репрезентация паттернов привязанности к собственной матери (качество внутренней рабочей модели), способность матери к рефлексии, степень и интенсивность функционирования психологической защиты. Данные детерминанты представляют бессознательные фильтры в структуре психики матери. Информация о потребности ребенка в привязанности проходя сквозь них возвращается к ребенку в виде родительского отношения и соответствующего поведения.
Список литературы:
- Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
- Василенко М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте. [Текст] / М.А. Василенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов ХVIII Международнойнаучно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. — 511 с. — С. 172—180. (0,54 п.л.).
- Психология детства / Под. ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 350 с.
- Ainswarth M. Mary D. Salter Amsworth // O'Connell A., Russo N. (eds). Models of achievement leflections of eminent women in psychology. N Y., 1983. — P. 200—219.
дипломов
Оставить комментарий