Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2012 г.)
Наука: Междисциплинарные исследования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ИНЖЕНЕРОВ-ДОРОЖНИКОВ
Высоцкая Марина Алексеевна
канд. техн. наук, доцент Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Белгород
E-mail: roruri@rambler.ru
Русина Светлана Юрьевна
магистрант Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Белгород
E-mail: Rusina.svetlan@yandex.ru
RESEARCH OF LEARNERS’ GENDER DIFFERENCES IN THE UNIVERSITY BY EXAMPLE OF ROAD ENGINEERING STUDENTS
Marina Vуsotskaya
candidate of technical sciences, associate professor, Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod
Svetlana Rusina
Graduate student, Belgorod Shukhov State Technological University, Belgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается гендерные характеристики выпускников-инженеров.
ABSTRACT
The paper discusses about gender characteristics of graduates-engineers.
Ключевые слова: гендерные характеристики, инженер.
Keywords: gender characteristics, engineer.
В современном российском обществе, наряду с проблемами экономической стабилизации, не менее актуален и вопрос о гендерном равенстве. Понятие «гендер» появилось относительно недавно, во второй половине XX в., однако фрагментарно гендерные вопросы рассматривались и ранее в контексте так называемых «женских исследований» [9, с. 35—39]. До 60-х годов ХХ века все исследования гуманитарных наук были андроцентричны и осуществлялись с позиций мужского доминирования в обществе. Неофеминистичное движение 60—70-х годов предложило новый подход. Начался активный поиск модели равных возможностей мужчин и женщин. Уровень таких исследований характеризовался, прежде всего, критикой современной общественной науки, что мешало продуктивному появлению новых соответствующих действительности знаний о состоянии женщины в обществе, науке и возможности приложения ее навыков и умений на практике.
В западной социологии повышенный интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ о природе и содержании гендерных стереотипов стала статья, рассматривающая различные аспекты половой стереотипизации [11, с. 5].
В постсоветской России гендерное неравенство стало предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов. Среди наиболее исследуемых аспектов темы — анализ влияния использования гендерных аспектов в масс-медиа и в рекламе на дискриминацию женщин [1, с. 18], роль в политической, экономической сфере, сфере социальной политики [3, с. 13—19], национальная специфика половых представлений [8, с. 13—15].
Вопросы генедерной проблематики в образовании относятся к одним из наименее разработанных в отечественных гендерных исследованиях. Анализ научных публикаций отечественных авторов свидетельствует о том, что среди исследований в области психологии и педагогики образования, управления образованием до 90-х годов практически отсутствовали работы, учитывающие гендерный аспект [6, с. 187; 5, с 183; 10, с. 42], при этом выявленные различия считались биологически детерминированными.
Сегодня при обсуждении гендерной проблематики в любой из сфер жизни все чаще звучит понятие стереотип. Существует огромное множество самых разных стереотипов, в том числе и гендерных. Гендерный стереотип — это культурно и социально обусловленное представление о качествах и нормах поведения мужчин и женщин. Этому сопутствует существование сформировавшегося стереотипного образа социально-психологического портрета мужчины и женщины. Интенсивность описательных штрихов может меняться в зависимости от религиозных, культурных и социальных условий рассматриваемых групп, однако набор базовых черт остается неизменен.
Так в конце 80-х годов американскими студентами было проведено исследование, в ходе которого было получено стереотипное описание характерных мужских и женских черт.
Характерные черты юноши: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль кормильца семьи; имеет опыт сексуальной жизни; неэмоционален, стоек; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; независим, свободен; активен; стремится к успеху, честолюбив.
Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о своей внешности и боится старости; проявляет привязанность к семье; добродетельна; эмоциональна, нежна; легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией; уступчива, услужлива; зависима, в большой мере нуждается в защите; пассивна; робкая, застенчивая.
С момента проведения эксперимента прошло более 20 лет. Для получения достоверных результатов и их мотивированного объяснения, на наш взгляд, необходимо не только зафиксировать активность женщин (на примере получения инженерного образования), но и попытаться проанализировать причину такого явления. С этой целью было решено проследить динамику изменения стереотипного описания характерных мужских и женских черт. Для этого в студенческой среде был проведен опрос. Опросный лист содержал вопросы, аналогичные тем, что использовали в своих исследованиях студенты в 80-е годы, только время было нынешнее.
Опрашиваемым оппонентам надо было отнести обозначенные социально-психологические черты либо к мужчинам, либо к женщинам. Данные, полученные в результате опроса студентов, представлены ниже.
Характерные черты женщины, спустя 20 лет, существенно изменились. Женщина «сегодня», оставляя за собой черты робкой, нежной, привязанной к семье, уступчивой и застенчивой, по результатам опроса, приобрела черты, характерные ранее только мужчинам. В представлении современной молодежи женщина/девушка — это сильная, склонная к занятиям спортом личность, стремящаяся к успеху. Также 50 % опрошенных считают, что женщине присущи такие качества, как независимость и выполнение роли кормильца семьи наравне с мужчинами.
Характерные черты мужчины, наоборот, принимают «женский оттенок». Они стали уступчивыми, добродетельными, честолюбивыми, привязанными к семье и беспокоящимися о своей внешности. Они по-прежнему остаются сильными, склонными к занятиям спортом, стремящимися к успеху и выполняющими роль кормильца в семье, но эти функции теперь разделяют с женщинами.
Это явление в сегодняшнем обществе объясняется равенством. Говоря о гендерном равенстве, прежде всего, имеется в виду Конституция Российской Федерации, в которой написано, что «женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Это означает, что по закону женщины и мужчины обладают равным правовым статусом. Но так ли это на самом деле?
По мнению исследователей [4, с. 106; 7, с. 28], организация высших образовательных учреждений отражает гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин, гендерную асимметрию педагогических кадров и обучающихся студентов.
Очевидно, что знание подобных гендерных закономерностей и умение управлять ими лежат в основе грамотного и эффективного формирования физиологических, нравственных, эмоциональных и поведенческих особенностей личности будущего специалиста, особенно технического вуза, при сотрудничестве с противоположным полом.
В соответствии с тенденциями социально-экономического развития современного государства целью профессионального образования является создание эффективно-функционирующей модели подготовки специалиста, основанной на высоком качестве, удовлетворяющего потребности общества и современного производства в ответственном и эффективном выполнении своих функций. В частности, высшее техническое образование должно обеспечивать высококвалифицированными специалистами все отрасли экономики и промышленности.
Развитие системы образования, в том числе и технического, влечет за собой социально-экономическое развитие страны и возможность дальнейшего устойчивого экономического роста. В этой связи приоритетной задачей совершенствования высшего технического образования является повышение заинтересованности обучающихся в получении качественных профессиональных знаний, навыков и, как следствие, воспитание высокопрофессиональных специалистов, так как в недалеком будущем от сегодняшних студентов технических вузов будет зависеть рост благосостояния страны.
Профессиональное воспитание студентов, включающее положительное отношение к профессии, понимание общественной миссии своей профессии, осознание ответственности за принятие технических и технологических решений, отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, обеспечивает решение задачи качественных изменений в процессе профессионального воспитания в техническом вузе.
Всем известен издавна сложившийся стереотип о том, что, в технических карьерах должны работать исключительно мужчины. В настоящее время этот стереотип начинается «ломаться», и тенденция на сегодняшний день такова, что женщины все чаще идут работать в технические отрасли экономики, на «традиционно мужские профессии». Эта же тенденция наблюдается и в технических вузах. Если раньше девушки предпочитали экономическую и педагогическую сферу, то сейчас начинают осваивать и технические специальности.
В ходе исследований контингента поступающих в технический вуз была выявлена традиционная закономерность гендерного неравенства девушек и юношей. Эта особенность обусловлена тем, что студенты (юноши и девушки) обладают персональными гендерными характеристиками, являются носителями гендерного сознания, обусловленного гендерным знанием, гендерным отношением и гендерным поведением.
В качестве объектов исследования были рассмотрены студенты Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Транспортно-технологического института, кафедры «Автомобильные и железные дороги». Исследуемый период с 2005 по 2012 гг.
На данной кафедре более 15 лет ведется подготовка по специальности «Инженер-строитель». В результате исследований были получены следующие данные, изложенные в таблице 1.
Таблица 1.
Контингент студентов поступивших — окончивших вуз
Годы поступления |
% соотношение поступивших юношей/девушек |
Годы выпуска |
% соотношения выпустившихся юношей/девушек |
2005 |
81/19 |
|
|
2006 |
82/18 |
||
2007 |
81/19 |
||
|
|
2010 |
75/25 |
2011 |
75/25 |
||
2012 |
65/35 |
Из таблицы видно, что на момент поступления количество юношей значительно преобладает над числом девушек. Однако к концу обучения наблюдается заметное сокращение среди студентов мужского пола, чего нельзя сказать о девушках. Более наглядно динамику изменения студенческого контингента можно проследить на графике, представленном ниже (рис. 1).
Рисунок 1. Процентное соотношение студентов поступивших/окончивших вуз
Анализ гендерного изменения контингента обучающихся в момент поступления и окончания вуза позволил выявить особенности в целеустремленности и профессиональном становлении противоположных полов:
· 2005—2010 гг. число юношей, дошедших до защиты, уменьшилось на 40 %, девушек — на 11 %;
· 2006—2011 гг. число юношей, дошедших до защиты, уменьшилось на 42 %, девушек — на 11 %;
· 2007—2012 гг. число юношей, дошедших до защиты, уменьшилось на 52 %, девушек — на 0 %.
Подвижность и изменчивость студенческой молодежи в процессе обучения позволяет говорить о том, что девушки более ответственно относятся к выбранной профессии и в дальнейшем к работе.
Правомерность сделанных выводов была подтверждена при более детальном изучении учебного процесса студентов.
Анализу подвергалась семестровая успеваемость групп студентов третьего и пятого годов обучения. Подобный выбор объясняется тем, что, начиная с третьего курса, студенты вынуждены проходить углубленную подготовку по выбранному профилю. Результаты данного этапа обучения могут предполагать, что к этому времени еще не произошло формирование жизненных ориентиров студентов, заинтересованности в профессии или осознания себя в ней. Студенты 5 года обучения — это уже сформировавшиеся личности, переосмыслившие теоретический лекционный курс в процессе производственных практик и планирующие свою карьеру.
Таким образом, оценивая динамику изменения успеваемости в течение 2,5 лет обучения, можно говорить о мотивации и стремлении к личностной и профессиональной готовности юношей и девушек. Полученные данные представлены в таблицах 2—3. Из таблицы видно, что девушки, как говорилось ранее, более ответственно подходят к выбору профессии и обучению в дальнейшем. Юноши не стремятся отягощать себя знаниями. Поэтому процент оценок «удовлетворительно» так высок.
Таблица 2.
Текущая успеваемость студентов 3-го года обучения
Годы обучения |
Юноши |
Девушки |
||
(удовлетво- рительно), % |
(хорошо - отлично), % |
(удовлетво рительно), % |
(хорошо-отлично) % |
|
2007/2008 |
54,2 |
45,8 |
0 |
100 |
2008/2009 |
67 |
38 |
0 |
100 |
2009/2010 |
39 |
61 |
0 |
100 |
К пятому курсу процент успеваемости у юношей увеличивается. Это говорит о том, что осознание необходимости получения знаний и практических навыков своей будущей профессии к юношам приходит несколько позже, нежели к девушкам. У девушек процент успеваемости остается стабильным.
Таблица 3.
Текущая успеваемость студентов 5-го года обучения
Годы обучения |
Юноши |
Девушки |
||
(удовлетво- рительно), % |
(хорошо - отлично), % |
(удовлетво- рительно), % |
(хорошо-отлично) % |
|
2009/2010 |
47 |
53 |
0 |
100 |
2010/2011 |
55 |
45 |
0 |
100 |
2011/2012 |
37 |
63 |
0 |
100 |
Справедливости ради стоит отметить, что, несмотря на общую невысокую успеваемость среди юношей, дипломов об окончании вуза с отличием на момент выпуска они получают больше.
Проведенное исследование показало, что социальные ожидания, связанные с последующей профессиональной самореализацией, у студентов и студенток выпускных курсов существенно разнятся.
Юноши часто не связывали значимость своей профессии с будущим материальным благополучием, а получение высшего профессионального образования определяли как необходимость для приобретения определенного социального статуса. Девушки, в большинстве, связывали свою профессию с возможностью личностного и профессионального становления.
Интересные данные по трудоустройству были получены при анализе анкет выпускников 2010—2011 гг. (таблица 4).
Таблица 4.
Контингент выпускников, трудоустроившихся по специальности
Год выпуска |
Юноши выпустившиеся/ трудоустроившиеся |
Девушки выпустившиеся/ трудоустроившиеся |
% соотношение трудоустроившихся по специальности юноши/девушки |
2010 |
24/18 |
8/7 |
75/88 |
2011 |
24/17 |
8/7 |
70/88 |
2012 |
13/5 |
7/6 |
38/86 |
Более полную картину дали исследования устремлений выпускников 2012 г. к трудоустройству по специальности. Выпускникам, еще не получившим диплом об образовании, был задан вопрос о карьерных планах на будущее. Из юношей-респондентов 77 % хотели бы работать по специальности, и только 38 % уже работают. В отношении девушек ситуация иная — все, кто хотел бы видеть себя в профессии (86 %), уже работают!
Полученные данные позволяют нам утверждать, что чаще всего личностная и профессиональная готовность девушки — выпускника вуза по инженерной специальности выше, поэтому они более целенаправленно ищут и успешно находят себе работу в соответствии с полученным инженерным образованием.
При этом в нашей стране, как и во многих странах мира, существует гендерный дисбаланс. При приеме на работу в технических специальностях отдают предпочтение мужчинам, а женщины, в силу некоторых социокультурных обстоятельств, является «догоняющим» полом. Более того, равенство стартовых позиций мужчин и женщин после окончания вуза не обеспечивает одинаковой профессиональной карьеры, которую мужчины делают быстрее.
Но все это не останавливает женщину сегодня. По данным Росстата [2, с. 283], тяга девушек к знаниям выше, чем у юношей — на их долю приходится 56% учащихся в вузе. Девушки начинают преобладать в некогда «мужских» профессиях, таких как геодезия, землеустройство и дорожное строительство. Как сложится в будущем, мы можем только предполагать, но уже сегодня девушки ни в чем не уступают мужчинам, а в некоторых аспектах даже превосходят.
Всем известно, что от умения специалиста работать с людьми во многом зависит эффективность деятельности коллектива. Этот фактор в значительной степени актуализирует достижение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни.
Наши исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности; и все больше проникает и в научное, и в обыденное сознание идея о том, что стереотипы не являются чем‑то природным, а создаются обществом.
Этот факт становится тем очевидней, чем внимательней вчитываешься и вдумываешься в официально сформулированное определение этого понятия: гендер — это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации.
Поэтому весомых результатов в преодолении гендерного неравенства можно достичь только при условии осознания обществом в целом и каждым человеком в отдельности, что интеллектуальное и профессиональное состояния и развитие человека не зависят от возраста, цвета кожи и пола.
Список литературы:
1.Ажгихина Н.А. Половые стереотипы в современных масс-медиа // Половые исследования. — 2000. — № 4. С. 4—6.
2.Антонова О.И., Белоконный О.А. Женщины и мужчины России. 2010: Стат.сб./Ж56 Федеральная служба государственной статистики. — М., 2010. — 283 с.
3.Баскакова М.Е. Равные возможности и половые стереотипы на рынке труда. — М., 1998.
4.Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различи в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. — С. 41—51.
5.Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. — 2010. № 3. — С. 181—192.
6.Ломова Т.Е. Стереотипы в половых установках современной российской молодежи. Дис. … к. культурол. н. — Владивосток, 2004.
7.Мартынова Т.Н. Гендерные проблемы высшего образования / Современное образование, проблемы и решение. — 2005. — № 1. — С. 27—30.
8.Римашевская Н.М. Половые стереотипы и логика социальных отношений // Половые стереотипы в современной России / Отв. ред. Назарова И.Б., Лобза Е.В. — М., 2007. — C. 7—24.
9.Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура; под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. — М.: РГГУ, 1999. — С. 24—43.
10.Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании [Электронный ресурс].URL: http: // www. Ivanovo.ac.ru/ win 1251/ jornal / jornal3/ shtil.htm. (дата обращения 17.06.2002).
11.Deaux K., Lewis L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label // Journal of Personality and Social Psychology. 1984. — № 45 (5). — P. 4—6.
дипломов
Оставить комментарий