Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2012 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Павлова Е.М. «ИСТИННАЯ РЕЛИГИЯ» КАК САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

 

«ИСТИННАЯ РЕЛИГИЯ» КАК САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ

Павлова Елена Михайловна

аспирантка 1 года обучения, Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва

E-mail: pavlova-elena-m2012@yandex.ru

 

“TRUE RELIGION” AS SELF-INDENTIFICATION OF RELIGIOUS DOCTRINES

Elena Pavlova

graduate student of 1 year of training, Moscow State University by Lomonosov, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию понятия «истинная религия» в различных религиозных и философских учениях, существовавших на протяжении нескольких столетий.

ABSTRACT

This article is devoted to concept “true religion” in the various religious and philosophical doctrines existing throughout several centuries.

 

Ключевые слова:религия; философия; вера; Бог; христианство; свободомыслие.

Keywords:religion; philosophy; faith; Christianity; free-thinking.

 

История человечества за весь период своего существования насчитывает огромное разнообразие религиозных учений, которые, разумеется, претендуют на главенствующую роль в духовной жизни человека. Рассматривая западноевропейскую философию, отметим ситуацию и тенденцию, с которой сталкивалось данное общество в процессе своего развития, касательно именно духовной сферы человеческой жизни.

Подчеркнем, что в Европе наибольшее распространение по сравнению с другими религиозными учениями получило христианство, представленное православием, католицизмом, протестантизмом в зависимости от конкретно рассматриваемой страны применительно к XVIII—XIX векам. Параллельно с этим в том же западноевропейском обществе имело место свободомыслие в отношении религии признание права разума на критическое рассмотрение религии и свободное исследование действительности.

Последователи свободомыслия — вольнодумные философы этого периода - имели свой взгляд на религию, не совпадающий с канонами, традиционными религиозными представлениями. Соответственно, одно из главных понятий монотеистических религий — «истинная вера» (истинная религия») — для свободомыслящего философа, ставящего своей задачей борьбу с авторитаризмом и догматизмом, с религиозной нетерпимостью, было объектом критики. Однако, критика основных понятий монотеизма в эпоху их господства нередко приобретала «обходной» характер; подвергая эти понятия интерпретации, мыслители меняли их смысл и содержание.

В XVIII—XIX веках в связи с развитием науки и распространением свободомыслия среди философов всё больше стала осознаваться относительность понятия «истинная религия» применительно к традиционным религиям Европы, оно стало переосмысливаться в вольнодумном плане. Словосочетание «истинная религия» приобрело несколько значений, в том числе стало синонимом атеизма. Неверие же в религиозные истины тоже стало рассматриваться как неоднозначное явление, заключающее в себе разные в интеллектуальном и моральном планах формы.

Необходимо заметить, что далеко не все вольнодумные философы Нового времени могли преодолеть многовековое религиозное наследие с его догмами, концепциями, специфической терминологией. Об этом свидетельствуют уже такие мировоззренческие системы, как пантеизм и деизм, наиболее последовательные формы которых были по существу материализмом в религиозной оболочке, — в данном случае слово «Бог» приобретало иной смысл по сравнению с тем, как он понимался в теистических учениях. Но оно должно было свидетельствовать о том, что пантеистическое или деистическое учение не выламывается целиком из христианской традиции. Надо иметь в виду так же то обстоятельство, что взгляды европейских философов, развивавших идеи свободомыслия, формировалось в атмосфере христианства и нередко несли на себе тот или иной его отпечаток. В связи с этим необходимо кратко рассмотреть понимание «истинной религии» в самом христианстве.

Начнем наше рассмотрение христианства с широкой точки зрения, а точнее, учитывая общие моменты для всех направлений, то есть католицизма, православия, протестантизма. Для христиан, в целом, характерно утверждение, что человек должен искать истину, заниматься духовным трудом, в результате чего он войдет к Богу через «узкие врата». Для тех же, кто нашел и открыл путь к истине христиан, необходимо стать проводниками для других людей, но это также требует больших знаний, которые помогут человеку показать своему ближнему истинную веру среди различных религиозных систем. Для рассматриваемой религии характерно утверждение, что только христианство обладает полнотой истины, поскольку Сын Божий приоткрыл перед человечеством тайну бытия Бога, несомненно, и то, что само спасение возможно только благодаря жертве Христа, который искупил грехи всех людей. Он открыл нам, что Он есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Него. Тем самым утверждается представление о том, что истинной верой является вера именно христианская. Мы видим, таким образом, что христианство позиционирует себя в качестве «истинной религии» с самого своего зарождения. Рассматривая привнесение христианством в религиозную культуру новых истин, В.Я. Саврей отмечает в качестве одной из важнейших «…учение о вере, а не о знании, как главном принципе постижения Истины и получения сверхъестественной помощи…» [2, с. 127].

На протяжении столетий христианство противопоставляло себя в качестве истинной религии другим религиям. Однако в ХХ веке не без влияния свободомыслия христианство в лице католицизма заняло более либеральную по отношению к другим религиям позицию, — при условии, что в них будут содержаться общие с христианством моменты. Если мы обратимся к документам II Ватиканского Собора, то увидим ясную позицию по поводу отношения «истинного христианства» к другим, бывшим некогда «неистинными» религиям. Католическое учение по этому вопросу четко сформулировано в Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям: «Католическая Церковь не отвергает ничего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает те образцы делания и жизни, те правила и учения, которые, хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят все же нередко луч Истины, просвещающий всех людей. Однако, она возвещает и обязана возвещать непрестанно Христа, Который есть «путь, истина и жизнь», в котором люди находят полноту религиозной жизни, и в Котором Бог примирил в Себе все.»

Нельзя также отрицать, говорится далее, что Бог являет себя разным народам в разных культурах разными путями, что не отменяет совпадения морального закона, крупиц истины, в крупнейших религиях. Основатели и авторитетные представители различных религий, благодаря мудрости, духовной глубине и праведности очень близко подходили к истине, в момент мистических озарений получали от Бога частицы священных знаний. Поэтому в любой религии имеются элементы истины, которые также являются значимыми и для христиан.

Что касается других монотеистических религий, то их идеологи тоже провозглашают истинность, а значит, исключительность своей религии. Особенно последовательно эту позицию защищают исламские проповедники. Они утверждают неповторимость и единственно верный путь, который предоставляет ислам для мусульманина, опираясь на Коран мы видим следующее: «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию и завершил Мою милость к вам, и удовлетворился для вас Исламом как религией» [1, 5:3], — продолжая отстаивать свою мысль: «Кто же ищет религии помимо Ислама, от того не будет принято» [1, 3:85], отсюда следует, что ислам не считает себя новой религией, а позиционируется как конечная форма выражения истинной религии Всемогущего Аллаха. Все прочие вероучения признаются неистинными, поскольку Аллах сказал в Коране: «То, чему вы поклоняетесь помимо Него, всего лишь названия, которые выдумали вы и отцы ваши. Аллах не ниспосылал с ними никакой власти. Власть принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это — правая вера, но большинство людей не понимают», [1, 12:40]. Следовательно, опираясь на данные высказывания, становится понятным, что ислам рассчитывает на особую роль в духовном мире человека, стремится занять место «истинной религии», говоря: «Мы покажем им Наши знамения по странам и в них самих, пока не станет им ясно, что это — истина», [1, 41:53]. Признание исламскими проповедниками этой религии как истинной, признание покорности Аллаху и доступность вероучения для человечества во все времена подтверждает, что ислам — это религия Аллаха — Истинного Творца. Ни для кого не секрет, что наиболее воинственно настроенные последователи ислама на этом основании намерены внедрить ислам и законы шариата в жизнь всех народов Земли. В этом случае понятие «истинной религии» несет в себе опасность вытеснения самобытной религиозной и светской культуры других народов.

 

Список литературы:

  1. Крачковский И.Ю.Русский перевод Корана в рукописи XVIII в. // Крачковский И.Ю. Избранные сочинения, Т. 1. М.—Л., 1955.
  2. Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской школы. — М., 2010.
  3. Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. — М., 1987.
  4. Тажуризина З.А. Проблемы теории свободомыслия в творчестве Л. Фейербаха. // Философия свободы. Сборник статей под ред. Г.Д. Чеснокова. — М., РАГС, 2004.
  5. Трофимова З. П. Гуманизм, религия, свободомыслие. — М., 1992.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий