Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2012 г.)

Наука: Технические науки

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зимина С.О., Каракис Ю.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛУПРОВОДНИКОВОГО СПЕКТРАЛЬНОГО КАЛИБРАТОРА С СЕЛЕКТИВНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

Исследование полупроводникового спектрального калибратора с селективной чувствительностью

Зимина София Олеговна

бакалавр, ОНУ им. Мечникова г. Одесса

Каракис Юрий Николаевич

заведующий лабораторией кафедры экспериментальной физики ОНУ им. Мечникова г. Одесса

E-mail: sophyko@list.ru


 


Предлагается устройство, работающее в ближней инфракрасной области спектра. На основе полупроводниковых фоточувствительных кристаллов сульфида кадмия, обладающих R- и S-центрами, создан датчик, реагирующий не только на интенсивность возбуждающего света, но и обладающий чувствительностью к определенной длине волны из спектра этого света. Исследованы свойства полученных элементов.


 


Изучение полупроводниковых элементов, работающих в инфракрасной части спектра привлекает внимание в связи с потребностью применения их для средств связи, диагностики, датчиков излучений, в технологических процессах, систем передачи информации, в медицинских целях, в военном деле и т. д.


В исследуемых полупроводниковых кристаллах, содержащих центры быстрой и медленной рекомбинации, под действием подсветки с постоянной длиной волны из полосы собственного возбуждения, устанавливается фототок Iо. Если одновременно на образец направить монохроматический свет с изменяемой длиной волны, то протекающий фототок I1 уменьшается. Поэтому эффект назван инфракрасным гашением фототока. Механизм реализации эффекта гашения впервые [2].


На рисунке 1а показано изменение фототока I1 под действием основного света различных длин волн. Здесь же для удобства показан фототок I0 под действием подсветки. Как видно из рисунка 1б, наибольший фотоответ в образце возникал при освещении светом с длиной волны 500 нм. Именно это значение длины волны использовалось в дальнейшем в качестве возбуждающей подсветки для образца.


 

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Зиимина.JPG

Рис.1. Спектральное распределение фототока под действием совместно основного света и подсветки (а) и только основного света (б).


 


Поскольку в коротковолновой части спектра в условиях дополнительного возбуждения ток возрастает I1 >I0, а в длинноволновой оказывается меньше I1<I0 (см. рис. 1а), то должна существовать такая точка Д, когда I1 =I0. Назовём эту длину волны коротковолновым порогом эффекта инфракрасного гашения фототока. Включение света с такой длиной волны не изменяет исходного значения фототока I0.


Процессы, происходящие при этом в кристалле, ранее не изучены. Возможны два варианта. Либо воздействие основным светом при этой длине волны не вызывает никаких изменений. Уже нет возбуждения, но ещё нет и гашения фототока. Либо оба процесса, хотя и в слабой степени, активированы, но равны друг другу. В последнем случае, как и обычно, при действии конкурирующими механизмами, протекающий ток должен быть весьма чувствителен к изменениям внешних условий – температуры, приложенного напряжения, изменения интенсивности основного света и подсветки.


Целью настоящей работы является проверка этих возможностей. Исследовалось изменение пороговой длины волны в точке Д при изменении каждого параметра, а также строилась соответствующая модель, объясняющая эти изменения.


Из анализа графика рис. 1а следует, что в пороговой точке Д присутствуют оба процесса, как фотовозбуждение, так и гашение фототока:


1.  Если бы процессы фотовозбуждения заканчивались при длине волны ранее пороговой точки, а эффект ИК-гашения начинался позже её, то в окрестностях точки Д мы наблюдали бы более или менее выраженное плато, с уровнем равным значению I0. Именно отсутствие такого плато указывает на то, что реализуется другой механизм. В области пороговой длины волны одновременно происходит возбуждение образца основным светом и ИК-гашение фототока. В самой точке Д эти два процесса скомпенсированы.


2.  Как видно из графика 1б, образец проявляет фоточувствительность вплоть до длин волн 1000 нм. Длина волны света в этой области слишком велика. Он слабо поглощается и количество фотовозбуждённых носителей невелико. Очевидно, что в этих условиях заполнение дырками R-центров оказывается незначительным. Процесс ИК-гашения затруднён. Наблюдается длинноволновый край фотовозбуждения в отсутствие гашения. Это указывает, что в пороговой точке при длине волны 930 нм присутствует процесс фотовозбуждения.


3.  Слева от точки Д кривая I1(λ) изменяла плавность. Начиная с длин волн порядка 880 нм график I1(λ) стремится к пороговой точке более резко. Это может происходить, если на вид графика для фототока уже влияет процесс ИК-гашения. Измерить кривую гашения в этой области без участия возбуждения (аналогично пункту 2) невозможно, поскольку процесс гашения принципиально требует участия двух световых потоков. Однако эту зависимость можно вычислить. Для этого был выбран участок кривой I1(λ) удалённый от точки Д в сторону больших длин волн, где фотовозбуждение уже отсутствует (1000—1040 нм, см. рис. 1б). На этом участке функция I1(λ) апроксимировалась степенным рядом. Экстраполируя затем эту зависимость до пересечения со значением I0, мы получали точку разветвления при значениях длин волн меньших, чем в точке Д. То есть процесс гашения начинается при длинах волн, меньших пороговой точки Д. И значит, при длине волны в точке Д гашение фототока присутствует.

4.  В ряде случаев в области пороговой точки наблюдается сложная зависимость кривой I1(λ) с одной и даже двумя точками перегиба, располагающимися как до, так и после точки разветвления Д. Это легко объяснить исходя из того, что одновременно действующие процессы гашения и возбуждения по-разному зависят от длины волны освещения, причём оба нелинейно. Преобладание одного из процессов для каждой длины волны поглощённого света и порождает изменения нелинейности графика.


Таким образом, все четыре приведённые аргумента свидетельствуют о том, что для области длин волн в окрестности точки Д (920—950 нм) характерна конкуренция возбуждения и гашения, причём в самой точке Д интенсивности этих процессов одинаковы.


С увеличением температуры пороговая длина волны сдвигалась в сторону больших значений (рис. 2а).


Рабочий интервал температур был выбран таким образом, чтобы исключить возможность термической активации дырок в свободное состояние.

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\зимина 1.JPG

Рис. 2. Зависимость координаты точки разветвления от действующей температуры (а) и изменение её положения с ростом приложенного напряжения (б).


 


Однако при этом могут происходить внутрицентровые термические переходы. На наличие сложной структуры R-центров указывает существование двух минимумов в области гашения фототока (900—1450 нм, рис 1а). Поглощая фононы, равновесные дырки могут переходить с основных уровней R-центров на возбуждённые R΄-центры. При этом заселённость дырками R-состояний уменьшается, а именно они ответственны за вид кривой I1(λ) в области 1000—1100 нм. Одновременно эта часть зависимости I1(λ) (см. рис. 1а), как более близкая к точке Д, оказывает определяющее влияние на спектральное положение этой точки. Причём, в соответствии с [4], с изменением температуры спектральное положение минимума кривой I1(λ) при 1040 нм не изменяется.


При неизменном количестве фотонов, поглощённых дырками на R-центрах в единицу времени, уменьшение заселённости этих уровней сопровождается уменьшением переходов дырок в свободное состояние. Механизм гашения, зависящий от количества этих дырок, ослабевает. Равновесие его с фотовозбуждением возможно при больших длинах волн, где и фотовозбуждение меньше (рис. 1б). В результате точка Д сдвигается в сторону больших длин волн. Сдвиг будет происходить до тех пор, пока увеличение количества активированных ИК-светом дырок не будет компенсировать потери, связанные с воздействием температуры.

В пределах от 10 до 50 В с ростом напряжения точка Д практически линейно смещалась в сторону коротких длин волн. Полученные результаты соответствуют модели, развитой авторами в [3].

Поскольку интенсивности основного и дополнительного света в ходе эксперимента не изменялись, процессы фотовозбуждения как электронов через запрещённую зону, так и дырок с R-центров остаются теми же. Соответственно сохраняется неизменной и концентрация захваченного заряда на R-центрах.

Но при этом происходит ещё один процесс. Фотовозбуждённые дырки находятся в окрестностях исходных R-центров и имеют возможность туда возвращаться. Чем больше приложенное напряжение, тем эффективнее они увлекаются от своих ловушек. За счёт поступления дополнительного количества дырок усиливается процесс гашения. Точка Д смещается к более коротким длинам волн, где равновесие восстанавливается более высоким уровнем фотовозбуждения.

C возрастанием интенсивности света с длиной волны 500 нм точка Д смещалась в сторону более коротких длин волн. Физически это означает, что при этом баланс процессов возбуждения и гашения нарушается. Увеличивается как концентрация свободных электронов, так и концентрация дырок на R-центрах. При этом, хотя интенсивность ИК-света не изменилась, он поглощается лучше. Количество дырок, активированное этим светом в свободное состояние, увеличивается. Таким образом, оба процесса - и фотовозбуждение и гашение фототока - происходят интенсивнее. Однако, если фотовозбуждение возрастает с интенсивностью света примерно линейно, то гашение, согласно [2],осуществляется сверхлинейно. Процесс ИК-гашения фототока преобладает и может быть скомпенсирован в более коротковолновой области, где фотовозбуждение больше. В результате пороговая точка Д оказывается при меньших длинах волн.


Отметим, что проведённые рассуждения справедливы только в области небольших интенсивностей световых потоков, когда число поглощённых квантов света дырками на R-центрах меньше концентрации этих дырок. В противоположном случае, например при очень интенсивном гасящем свете и слабом возбуждающем, наблюдаемая картина может существенно корректироваться уровнем заселённости R-центров. Подробнее границы применимости интенсивностей световых потоков рассмотрены авторами в работе [3].

Изменения в положении пороговой точки Д с увеличением интенсивности основного света простому истолкованию не поддаются. В этом случае, горизонтальная прямая на рис.1а остаётся неизменной, тогда как зависимость I1(λ) нелинейно модифицируется. В коротковолновой части графика она повышается за счёт дополнительного поглощения квантов собственного света. В длинноволновой части, где межзонных переходов уже практически не происходит, фототок должен понижаться за счёт увеличения поглощённых дырками на R-центрах инфракрасных фотонов. Соответственно при этом увеличивается интенсивность процесса гашения.


В точке Д интенсивность обоих процессов – возбуждения и гашения, возрастает. Но по-разному. Увеличение числа фотонов собственного света вызывает непосредственное увеличение концентрации электронов, а с ней более или менее линейное увеличение фототока. Увеличение же числа поглощённых на R-центрах фотонов может отразиться на фототоке только тогда, когда выбитые дырки попадут на S-центры и вызовут дополнительную рекомбинацию электронов. Как показано в [1], на этом процессе может сказываться возвращение дырок на исходный центр непосредственно после возбуждения. При этом процесс воздействия ИК-фотонами оказывается не таким эффективным. В результате интенсивность роста гашения отстаёт от роста возбуждения. Возобновление баланса оказывается возможным при больших длинах волн, когда процесс фотовозбуждения меньше, но увеличивается темп гашения. Действительно, экспериментально наблюдалось сдвигание пороговой точки Д вправо.


Проведённые исследования показывают, что сама граница перехода к инфракрасному гашению фототока несёт важную информацию о нюансах протекающих процессов. Ранее подобный аспект оставался неизученным.


Таким образом, нами установлено, что для этой спектральной области характерна конкуренция фотовозбуждения и гашения фототока. Именно в силу этого пороговая длина волны оказывается чувствительной к внешним воздействиям.


В частности, её изменение с приложенным напряжением свидетельствует о том, что активирование ИК-фотонами дырок с R-центров происходит в два этапа – часть фотовозбуждённых носителей может возвращаться на исходный центр, никак не участвуя в эффекте инфракрасного гашения.


При возрастании интенсивности дополнительного света граница эффекта смещается в сторону меньших длин волн из-за увеличения концентрации основных носителей. Наоборот, увеличение интенсивности основного света приводит к перемещению границы в сторону больших длин волн за счёт преобладания темпа фотовозбуждения над гашением из-за недостаточно эффективного выброса дырок с R-уровней.


Аналогичные изменения происходят при повышении температуры. Вызывается это уменьшением заселённости дырками основного состояния R-центров.

Изменение положение точки Д может быть использовано для создания спектрально-чувствительного датчика нового типа. В зависимости от применённой калибровки он может одновременно применяться для измерения температуры и\или напряжения и интенсивности света в видимой и ИК-области. При этом, поскольку в самой точке Д разностный ток равен нулю, чувствительность такого устройства может быть очень значительной. В зависимости от легирования исходного кристалла возможно управление спектральным положением пороговой точки.


Список литературы:

1.Зимина С. О., Каракис Ю. Н. Разработка физических основ схем регистрации в ближней инфракрасной области. Международная конференция // Электронная техника и технологии: тезисы докл. Т. 1(18—20 апреля 2011г.). - г. Харьков, 2011. - С. 106.

2.Роуз А.Основы теории фотопроводимости. - М.: Мир, 1966. - С. 192.

3.Бритавський Є., Каракіс Ю. Особливості спектрального розподілу фотоструму в умовах реверсного збудження // Вісник Львівського університету/Серія Фізична. - 2010-№ 45.- С. 199—205.

4.Novikova M. A., Karakis Yu. N., Kutalova M. I. Particularities of current transfer in the crystals with two types of recombination centers // Photoelectronics.- 2005 - № 14. P. 58—61.


 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий