Статья опубликована в рамках: LXIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 декабря 2016 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
«ЧАЙЛДФРИ» И «ЧАЙЛДХЕЙТ» СРЕДИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ
“CHILDFREE” AND “CHILDHATE” AMONG RUSSIAN YOUTH: TO THE QUESTION OF REASONS
Mariya Bicharova
candidate of Science (in Philology), docent of the chair of Humanities and English, Caspian Institute of Sea and River Transport,
Russia, Astrakhan
АННОТАЦИЯ
Целью настоящей статьи является обзор понятий «чайлдфри» и «чайлдхейт», а также анализ основных причин распространения подобных идеологий в современном российском обществе. В качестве основного метода выбран контент-анализ Интернет-ресурсов, посвященных описанию указанных явлений, а также тематических форумов и социальных сетей, в которых происходит коммуникация приверженцев добровольной бездетности. В результате анализа обобщаются основные причины нежелания иметь детей тех, кто причисляет себя к сообществу так называемых не-родителей, а также делается вывод, что подобное явление не может существенным образом повлиять на демографическую ситуацию в стране, однако требует дополнительного изучения и анализа.
ABSTRACT
The aim of the article is review of notions “childfree” and “childhate” and the analysis of main reasons of their spreading in modern Russian society. The main method is content-analysis of Internet sources devoted to the phenomena and special forums and social nets where voluntary childless people communicate. As a result the reasons of voluntary childlessness of co called non-parents are summarized. The conclusion is that such a phenomenon cannot have great influence on demographic situation in our country, but it is to be investigated and analyzed.
Ключевые слова: семья, «чайлдфри», добровольная бездетность, демографическая ситуация, российское общество.
Keywords: family, “childfree”, voluntary childlessness, demographic situation, Russian society.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-33-01319 «Семья и социальные паразиты»).
«Чайлдфри» в переводе с английского языка означает «свободный от детей». Этот термин, как и само явление, появился в начале XX века в кругу американских феминистских движений [7, с. 77]. Женщины, борющиеся за свои права и равенство среди мужчин, посчитали оскорбительным называть женщин, не имеющих детей «чайлдлесс», то есть бездетными, и решили подобрать более подходящее слово, чтобы подчеркнуть их независимость, выбрав для них определение «чайлдфри». Сегодня термином «чайлдфри» называют людей, добровольно отказывающихся от деторождения в пользу каких-либо благ и ценностей: карьеры, свободы передвижения, финансовой независимости, образования и пр. В научных и общественных кругах к этому явлению относятся по-разному. Одни говорят, что движение «чайлдфри» представляет реальную угрозу для демографической ситуации в нашей стране [2], другие считают, что особой опасности приверженцы такой идеологии не представляют в силу их малочисленности [6, с. 405].
Первые объединения чайлдфри сформировались в США и Европе в 80–90-хх гг. прошлого столетия, а в начале XXI века данная идеология начала обретать популярность в России. Сегодня в средствах массовой информации и всемирной сети мы можем познакомиться с представителями сообщества так называемых не-родителей, которые охотно рассказывают о причинах своего выбора не иметь детей, а иногда активно занимаются пропагандой идеологии добровольной бездетности с целью обрести как можно больше единомышленников. Иногда можно наблюдать проявления радикальной формы чайлдфри – «чайлдхейт», что в переводе с английского языка означает «детоненавистничество». Представители данного направления не просто не хотят иметь детей и активно убеждают в правильности своего выбора окружающих, но и выражают активную неприязнь и даже ненависть к детям, беременным женщинам и всему, что связано с детьми и их воспитанием. Такая неприязнь возникает часто у молодых людей, и рождается она зачастую просто из-за их нетерпимости к детскому поведению, например, их шумному поведению, неопрятному виду и т. д. Надо сказать, что очень часто такая неприязнь проходит уже к 25–30 годам, поэтому юношей и девушек, называющих себя «чайлдфри» в этом возрасте, вряд ли можно назвать истинными или убежденными чайлдфри. Настоящая убежденность в сознательном выборе не иметь детей формируется в возрасте от 30 до 35 лет, и причины могут быть самые разные. Очень часто чайлдфри объясняют свой выбор отсутствием родительских инстинктов, а также другими жизненными ценностями. Кто-то боится ответственности, связанной с необходимостью воспитывать ребенка, кто-то не хочет тратить время на ребенка, отдавая предпочтение любимому занятию, продвижению по карьерной лестнице, общению с друзьями, путешествиям и т. д. Некоторые объясняют свой выбор нежеланием испытывать финансовые затруднения, которые неизбежно возникают с появлением ребенка.
Некоторые называют более глобальные причины, такие как перенаселенность планеты, экологические проблемы, войны, болезни и прочее, задаваясь вопросом, «какой смысл рожать ребенка, если этот мир полон таких страшных вещей?» Многие чайлдфри объясняют свой выбор сразу несколькими причинами. Вот, к примеру, высказывание одной из представительниц движения добровольно бездетных:
«Рожают те, кто не может мыслить рационально, те у кого инстинкт размножения сильнее голоса разума, потому что здравомыслящий человек (в особенности женщина) на это не пойдет. а между прочим планета страдает от перенаселения ... интересно, рожая, кто-нибудь об этом думает??? мне искренне жаль этих затрепанных, жирных мамочек, которых бросил муж (а если не бросил, то скоро бросит, потому что ему неприятна такая потрепанная, остервенелая, невыспавшаяся жен … а если не бросит, то будет всю жизнь нести на себе это бремя и в лучшем случае будет стараться делать вид примерного папы, при этом регулярно погуливая на сторону, ибо какой может быть секс у нас же ребенок, а если не то и не другое, то мне жаль обоих). Я удивляюсь узости их интересов (каши, сопли, температура) и досуга (прогулки с колясками и походы за памперсами), удивляюсь тому, что они мирятся с финансовыми трудностями, семейными, социальными» (Здесь и далее нецензурная брань заменена общеупотребительной лексикой) [4].
Как видим, помимо целого ряда причин, зачастую представители чайлдфри считают тех, кто придерживается традиционных семейных ценностей, гораздо менее интеллектуально и духовно развитыми, подчеркивают ограниченность их интересов и мировоззрения, подчеркивая, таким образом, некую элитарность своей позиции.
Часто мотивом к добровольному отказу от деторождения становятся негативнее воспоминания о собственном детстве. Вот как комментируют свой выбор некоторые молодые люди:
«Я ненавижу себя в детстве. Просто презираю. Во мне играл гормон тестестерон и я был агрессивен, кроме секса мне ничего было не нужно: секс, тупость и агрессия, СЕКС, ТУПОСТЬ И АГРЕССИЯ. … Я был панком и носил панковские атрибуты, лазил по помойкам. Я лез в драку. Я ненавижу себя малолетнего. Я был маленьким тупым уродцем и дебилом. Я бил детей (ровесников), я играл в антисоциальные игры, один раз чуть не поджог сарай». Теперь вопрос людям: ЗАЧЕМ РОЖАЛИ???» [5].
«Антисоциальный пуберантный даун, которого волнует только секс и пиво, который в школе и 2-х слов связать не может, а тройки ставили из жалости. Ненавижу себя в детстве. Я не любил родных. Я обижался на них. Я был в подростковой шайке, ничего криминального не было, но мелкие хулиганства устраивали и не стыдились. Если вы не хотите такого несчастья своим родителям, то не рожайте» [5].
Как видим из приведенных объяснений, молодые люди вспоминают свое поведение в детстве, а именно все негативные моменты того времени, считая, что-то же самое ждет их собственных детей в случае, если они родятся. Судя по всему, рассуждая так, молодые люди считают, что иначе воспитать своего ребенка они не смогут, поскольку сами были воспитаны не лучшим образом. Таким образом, к негативным эмоциям, сохранившимся с детства, прибавляется страх стать плохим родителем, нежелание брать на себя ответственность за воспитание своего ребенка, неуверенность, что это в принципе возможно.
Знаменитая американская телеведущая Опра Унфри (56 лет) свое нежелание детей прокомментировала следующим образом: «Обо мне не заботились в детстве, и сама я это делать не умею … Однажды мне нужно было присмотреть за 4-летним ребенком целый день. Я была так утомлена и это был столь сильный стресс для меня, я почувствовала настоящее счастье лишь когда прибыла мать малыша. Именно тогда я решила окончательно, что детей у меня не будет» [1, с. 105].
Таким образом, мотивы чайлдфри самые разнообразные, зачастую эти мотивы не столько дополняют друг друга, сколько противоречат: одни выбирают собственный комфорт и независимость, при этом подчеркивая тот факт, что мир недостаточно хорош и безопасен для их будущего ребенка, другие говорят о своем несчастливом детстве, при этом не желают прилагать усилия для того, чтобы родить ребенка и сделать счастливым его. В современном российском обществе приверженцев идеологии добровольной бездетности меньшинство, поэтому говорить о том, что они могут серьезно повлиять на демографическую ситуацию в нашей стране не приходится [3, с. 28]. Однако следует помнить, что влиянию такой модной тенденции, прежде всего, подвержены молодые люди, чьи ценностные ориентиры еще не до конца сформированы. Поэтому важно прилагать усилия для того, чтобы ложные ценности не стали преобладать в сознании юношей и девушек, так как в дальнейшем казалось бы сознательный выбор отказа от деторождения может обернуться личной трагедией для некоторых людей, которые уже в преклонном возрасте осознают, что «чайлдфри» – не их собственный выбор, а навязанный ложный стереотип, не имеющий ничего общего с традиционными семейными ценностями, которые на протяжении столетий формировались в обществе.
Список литературы:
- Маркова Н. Что движет чайлдфри? // Ошибки аиста. Серия «Волшебная сила расстановок» – Одесса, 2011. – 202 с.
- Родина Е. Добровольно бездетные. Огонек. 09.07.2006 г. № 27 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2297306 (Дата обращения: 27.12.2016).
- Сулакшин С.С., Кравченко Л.И. Демографическая ситуация в России. // Труды Центра научной политической мысли и идеологии. Вып. № 4, май 2014. – М.: Наука и политика, 2014. 32 с.
- Форум СчастливаЯ / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nat42.ru/index.php?topic=1242.0 (Дата обращения: 27.12.2016).
- Форум чайлдфри / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childfree.mybb.ru/viewtopic.php?id=1574 (Дата обращения: 27.12.2016).
- Bicharova M. Childfree and traditional families: the minority against the majority [Text] / M. Bicharova, I. Lebedeva // Breaking the Media Value Chain: the materials of the VII International Conference on Communication and Reality. June, 2013. – Spain, Barselona: Facultat de Communicatió Blancuerna. Universitat Ramon Llull. – 2013. – P. 399–406.
- Crowley K. Feminism's New Age: Gender, Appropriation, and the Afterlife of Essentialism [Теxt] / K. Crowley. – N.Y.: State University of New York Press, 2011. – 243 p.
дипломов
Оставить комментарий