Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Стамова Р.Д., Иманбаева Д.К. ПРИЧИНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ РИМСКОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 10(59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 182-188.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРИЧИНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ РИМСКОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Стамова Рахат Дуйшембуевна

д-р филос. наук, вед. науч. сотр. Института философии и политико-правовых проблем

Национальной академии наук Кыргызской Республики,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

Иманбаева Дина Каскырбаевна

д-р филос. наук, вед. науч. сотр. Института философии и политико-правовых проблем

Национальной академии наук Кыргызской Республики,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

THE REASONS FOR THE REVIVAL AND DISTRIBUTION OF ROMAN LAW IN THE MODERN WORLD

Rahat Stamova

doctor of philosophy. n., leading researcher of the Institute of philosophy and political-legal problems of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic,

Kyrgyzstan, Bishkek

Dean Imanbaeva

applicant the Institute of philosophy and political-legal problems of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic,

Kyrgyzstan, Bishkek

 

АННОТАЦИЯ

Римское право – продукт культуры, одной из основ которой была практика и философия индивидуализма, дух всеобщего стяжательства, наживы; что присуще всем когда-либо существовавшим народам, основанное на естественной потребности человека в благополучной и безопасной жизни. Различие – в степени, формах, способах удовлетворения данной потребности, а также в длительности и успехе использования этих форм и способов, которые в своей совокупности образуют цивилизационную специфику. Но именно этот дух способствовал возрождению римского права и его закреплению в государствах с иной, чем европейская, цивилизационной основой.

ABSTRACT

Roman law is a product of culture, one of the foundations of which were practice and the philosophy of individualism, the spirit of universal greed, greed; what is common to all that have ever existed peoples, based on natural human needs in a good and secure life. The difference is in the degree, forms, ways of satisfying these needs, as well as in the duration and success of the use of these forms and methods, which in their totality form a civilization specific. But this spirit has contributed to the revival of Roman law and its consolidation in States other than the European, civilizational basis.

 

Ключевые слова: римское право, система образования, частная собственность, неевропейская цивилизация.

Keywords: Roman law, the education system, private property, non-European civilization.

 

Ряд европейских государств, начиная со второй половины XV века, приступили к активной политике глобальной колонизации, распространяя и насаждая на обширных покоренных территориях при этом свою культуру, органической частью которой было право. Благодаря успешной колониальной политике европейцам удалось в течение почти пяти столетий внедрить в большей части мира две системы права, получивших наименование романо-германского права, возникшего на основе рецепции римского права, и англосаксонского права, включившего в себя правовые системы Великобритании и ряда стран – бывших британских колоний, среди которых группа государств Содружества наций и США. Несмотря на то, что последняя из указанных систем права возникла на базе английского средневекового права и судебный прецедент является основным ее источником, «само английское право, – как пишет один из значительных знатоков культуры и истории античности В. Дюрант, – единс­твенная правовая система, сопоставимая по масштабам с римской, – переняло свои нормы, касающиеся права справедливости (equity), адмиралтейства, опе­ки и завещаний, из римского канонического права» [1, с. 446].

История права Европы не происходила гладко, бесконфликтно и непротиворечиво, в ней наблюдались определенные застои, провалы и регресс. Так, после распада Римской империи и образовании на территории Европы множества мелких феодальных государств римское право, как и Римское государство, казалось, сошло с исторической сцены, поскольку оно не было востребовано, даже частично, в новообразованных государствах.

Для возрождения римского права и его внедрения в реальную юридическую практику необходим был целый комплекс экономических, социальных, политических и культурных условий, объективных предпосылок.

Интерес к римскому праву, стремление к его внедрению в уже сложившиеся правовые системы были связаны в первую очередь с интенсивным формированием либо усилением государств с мощной централизованной властью. К примеру, во Франции, где интенсивно шел процесс формирования единой нации, к XVI веку существенно усилилась королевская власть, которая объективно была заинтересована в возрастании своего масштаба и силы, что в свою очередь было возможно при условии существенного ослабления обычного права в судах при одновременном усилении профессионального по своей форме и сути римского права, которое именно в силу своего профессионального характера способствовало усилению как государства, так и государственной власти.

Интенсивное развитие экономических отношений, обусловленное ростом городов и возникновением новых классов в лице буржуазии и рабочих, формирование общего национального рынка настойчиво требовали более эффективного регулирования постоянно усложнявшихся и интенсифицировавшихся общественных отношений, которое могло куда более успешно осуществляться на основе более совершенного единого профессионального права, а не на прежних правовых обычаях. До того, как во Франции римское право, а вернее, его французская модификация получила окончательный перевес над правовыми обычаями, по этим обычаям жила не только каждая отдельная местность, но и каждая отдельная социальная группа, прослойка.

Все вышеуказанные факторы – разумеется, за исключением глобальной колониальной экспансии европейских государств – объясняют главным образом, почему римское право было возрождено, а затем стало основой для формирования так называемой романо-германской (континентальной) правовой семьи. Однако нас в большей мере интересует, почему большинство народов и государств мира, значительная часть которых принадлежит к иным цивилизациям, имеет иную правовую и ценностную базу, в том числе Кыргызстан и Казахстан, восприняло, в конце концов континентальную систему права, несмотря на серьезные исторические, культурные и ментальные различия.

Римское право в его наиболее развитом и позднем состоянии представляло собой отлаженный, работающий по строго определенным правилам механизм, обслуживаемый профессиональными юристами. Речь в данном случае идет о прослойке людей, осуществлявших свою деятельность, которая обладала рядом характерных черт, подпадающих под определение профессии, т. е. рода трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретенных в ходе специальной подготовки. Римляне, конечно, не были первыми законниками и изобретателями профессии юриста. У всех развитых цивилизаций, более древних, чем античная цивилизация, были группы людей, специализировавшихся на законотворчестве и обеспечивавших выполнение законов государства. Но одно существенное различие между Римской правовой системой и правовыми системами других государств и цивилизаций, существовавших в одно и то же время с Римской империей, заключалось в том, что римское право, а вернее, римская правовая школа и система опирались на весьма развитую, даже по нынешним меркам, систему образования.

Римское право находилось в тесной связи с общей системой образования. Это весьма важная черта, обеспечивавшая постоянное, стабильное пополнение правовой системы государства грамотными и способными к постоянному обучению людьми. Римское право, как известно, совершенствовалось веками, чутко и оперативно реагируя на постоянно менявшиеся внутренние и внешние условия, обстоятельства, что в немалой мере было обусловлено наличием развитой образовательной системы, открытой для достаточно большого числа свободных граждан. В данной связи будет уместным указать на тот немаловажный факт, что в Европе возрождение римского права было связано с общим подъемом образовательной системы. Европейские университеты были не только центрами, где штудировалось римское право. Естественным образом они стали местом, где стала осуществляться подготовка профессиональных юристов.

Если обратиться к опыту народов и государств, принадлежащих к неевропейской цивилизации, однако при этом воспринявших и внедривших на свою культурную почву европейскую правовую систему, а с ней неизбежно и правовую культуру, то можно будет обнаружить характерную деталь, черту, сопровождавшую или, вернее, предшествовавшую полному восприятию инородной правовой культуры. Данная деталь, черта связана с восприятием, переходом, культивированием, внедрением европейской образовательной системы.

Следует иметь в виду, что в Османской империи и в Японии, как и в других государствах, в разные периоды истории предпринявших меры, направленные на радикальное преобразование системы права, юридические, как и все прочие, реформы были обусловлены необходимостью проведения коренных экономических реформ. Так, в Японии до того, как там было воспринято европейское право, произошла так называемая Революция Мэйдзи, представлявшая собой комплекс политических, социально-экономических и военных реформ, осуществленных в Японии в период с 1868 по 1889 годы. За это время Япония осуществила переход от самурайской системы управления, так называемого сёгуната, к прямому императорскому правлению и его правительством, были существенно преобразованы государственный строй, система образования, законодательная база, промышленность, финансы и другие сферы жизни японского народа [2].

Несколько раньше, чем Революция Мэйдзи, в Османской империи был осуществлен ряд радикальных реформ, получивших название Танзимат. Эти реформы коснулись не в последнюю очередь законодательной и образовательной систем государства османов. В период с 1839 по 1876 годы законодательная база Османской империи в результате проведенных реформ претерпела существенные изменения. Было принято множество кодексов, среди которых уголовный и гражданский кодексы, составленные по образцу французских кодексов, торговый и коммерческий кодексы, земельный и журналистский кодексы. За время реформ появились первые гражданские (т. е. немусульманские) и коммерческие суды, а также Верховный суд. В 1876 году была принята первая конституция Османской империи. Ее принятие ознаменовало окончание реформ.

Суть в том, что Западная цивилизация, начиная с XV века, т. е. с момента осуществления первых буржуазных революций, ознаменовавших переход ряда европейских государств к капиталистической фазе развития, совершила рывок в своем экономическом и военном развитии, что обеспечило в дальнейшем на несколько столетий военное, политическое, экономическое и технологическое господство Запада в мире. Именно последнее обстоятельство в значительной степени способствовало упорным попыткам многих народов и государств, не принадлежащих к Западной цивилизации, освоить ее многие культурные формы и институты, в том числе правовые. Уточним, что речь в данном случае идет не о стремлении и практике Запада, связанной с распространением по всему миру своей культуры, а именно об осознанном желании целых народов и государств и соответствующих этому желанию действий, направленных на максимальное освоение чужеродных элементов культуры, как способных оказать положительное влияние на экономической рост и возрастание военной мощи, способной обеспечить безопасность и политический суверенитет. Укажем в данной связи на то, что ряд европейских государств в эпоху позднего средневековья обратились к римскому праву, которое в дальнейшем стало основой их национальных правовых систем.

Древний Рим заложил основы капиталистического по своей сути, как мы полагаем, производства в сельском хозяйстве, которое было основой его экономики, как и во всех государствах древнего мира. Европейский феодализм, наступивший после распада Римской империи и закрепивший натуральную форму хозяйствования, которая вытеснила все остальные формы, не только не внес ничего нового в систему земельных отношений, но и значительно их упростил, низведя до примитивного натурального, замкнутого на самом себе натурального хозяйства. Парадокс в том, что европейский капитализм, пришедший вслед за эпохой феодализма, в системе землевладения, землепользования и распоряжения возродил античные римские земельные отношения. Правда, с той разницей, что сделал это на более высоком техническом уровне.

Одним из основополагающих понятий в римском праве является, как известно, понятие без­условной частной собственности, которое распространялось и на землю. Данный фундаментальный принцип стал главной институциональной основой земельных законодательств западноевропейских государств, а также США, Канады и Австралии. Что же касается азиатских народов и государств, то, как известно, право частной земельной собственности не имеет там глубоких исторических корней. В традиционном восточном обществе главным земельным собственником изначально и длительное историческое время выступало государство.

Не располагая достаточными людскими ресурсами, Римская империя, включавшая в свое тело множество разноплеменных и разноязыких народов, вынуждено будет с целью минимизации затрат на осуществление управления государством и повышение его эффективности разработать и ввести в действие на покоренных ею территориях так называемое «право народов» (ius gentium). Оно представляло собой целый комплекс юридических норм и прав, одно из основных предназначений которых было обеспечение лояльности подчиненных Риму народов. Напомним, что «право народов» (ius gentium) существовало наряду с «гражданским правом» (ius civile), распространявшимся исключительно на римских граждан.

Рим намного превзошел всех своих ближайших географических соседей в военном искусстве, что в значительной мере определило характер его истории и развития культуры, в том числе права. Благодаря успешной экспансионистской политике или, другими словами, военным захватам Рим приобрел колоссальное количество рабов.

Римское право, по сути, представляет собой юридическую систему, которая в течение многих веков приспосабливалась не только римскими юристами, но и политическим деятелями и олигархией под получение максимальной прибыли, получаемой от хозяйственной деятельности, строительства и оборота купеческого, денежно-торгового и ростовщического капитала.

Современное европейское право получило значительный толчок, когда созрели соответствующие экономические и политические условия. Романо-германское право нашло для себя благоприятную почву в государствах с иной – неевропейской – цивилизационной системой и парадигмой, во многом благодаря стремлению этих государства преодолеть свое экономическое и технологическое отставание.

 

Список литературы:

  1. Дюрант В. Цезарь и Христос [Текст] / В. Дюрант. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. – 736 с.
  2. Реставрация Мэйдзи – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Реставрация_Мэйдзи – Загл. с экрана.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.