Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2016 г.)

Наука: Медицина

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Данцигер Д.Г., Андриевский Б.П., Махов В.А. О РОЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННГО ЗДОРОВЬЯ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 10(59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 41-46.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О РОЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННГО ЗДОРОВЬЯ

Данцигер Дмитрий Григорьевич

канд. мед. наук, доц., ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей»,

РФ, г. Новокузнецк

Андриевский Борис Павлович

канд. мед. наук, доц., ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей»,

РФ, г. Новокузнецк

Махов Владимир Александрович

канд. мед. наук, доц., ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей»,

РФ, г. Новокузнецк

THE ROLE OF HEALTH PROTECTION OF PUBLIC HEALTH

Dmitry Danziger

md, Professor, GBOU DPO “Novokuznetsk State Institute of Advanced Medical”,

Russia, Novokuznetsk

Boris Andrievsky

md, PhD, GBOU DPO “Novokuznetsk State Institute of Advanced Medical”,

Russia, Novokuznetsk

Vladimir Makhov

md, PhD, GBOU DPO “Novokuznetsk State Institute of Advanced Medical”,

Russia, Novokuznetsk

 

АННОТАЦИЯ

Основной итог проведенного системного анализа сводится к тому, что сейчас человек стал находиться вне системы здравоохранения, а отсюда – неполная статистика учета заболеваемости, которая раньше служила инструментом для планирования процессов оказания медицинской помощи остро заболевшим и хронически больным людям – утратила свое значение.

ABSTRACT

The main results of the analysis of the system is reduced to what is now the man became to be outside the health system, and hence – incomplete statistics of morbidity, which previously served as a tool for planning care desperately ill and chronically ill people – has lost its significance.

 

Ключевые слова: система здравоохранения; общественное здоровье.

Keywords: health system; public health.

 

Проведен системный анализ здравоохранения г. Новокузнецка за 25-летний период реформирования.

Главная мысль состояла в отражении тех перемен в системе здравоохранения, которые произошли за четверть вековой период реформирования (с начала 90-х гг. прошлого века по сегодняшнее время). Акцент сделан на информационно-управленческие процессы, относящиеся к профилактическим функциям здравоохранения.

Цель – подведение итогов реформирования системы здравоохранения и показать, что изменилось в ее функционировании при заданных ресурсах.

Методика. Материал и методики исследования были различные на определенных этапах нашей работы, но все они объединяются комплексной научной дисциплиной – «исследование операций» [1; 2; 3].

Результаты. Установлено, что вместо единой структурно-функциональной организации, существовавшей до начала 90-х годов прошлого века появилось множество независимых отдельных звеньев, порой с трудно установленными связями преемственности и взаимозависимости. Это можно назвать коммерциализацией системы здравоохранения.

Основной результат реформ сводился к становлению высокотехнологичных видов услуг в ущерб организации первичного звена медицинской помощи. Это побудило нас к обоснованной рекомендации разделения Министерства здравоохранения РФ и всех нижестоящих уровней управления на два независящих друг от друга по финансовому обеспечению ведомства. Первое – ведомство, отвечающее за организацию наблюдения за здоровыми контингентами населения (профилактическая медицина) на бюджетном финансировании. Второе – традиционное ЛПУ (клиническая – нозологическая медицина) с дополнением высокотехнологичных лечебно-диагностических подразделений, работающих на принципах хозрасчета (частная медицина).

Это необходимо сделать, поскольку цели профилактической и нозологической медицины совершенно разные. У профилактической медицины цель не допустить здоровых граждан до такой стадии, когда требуется дорогостоящая высокотехнологичная помощь. А у последней, тем более частной медицины, цель иная – пропустить через свою систему как можно больше пациентов и получить прибыль.

Конечно, профилактическая функция есть и в клинической медицине, например своевременная аппендектомия – есть профилактика перитонита, или ребенка с жидким стулом требуется срочная изоляция из детского коллектива – есть профилактика распространения инфекции и т. д. Но это примеры из категории третичной профилактики.

Первичная (социальная «доврачебная») и вторичная (медико-социальная) профилактика ставят целью не допустить встречи гражданина с вредоносным фактором, например массовая иммунопрофилактика, обеззараживание воды и контроль качества пищевой продукции. Пример вторичной профилактики – патронаж младенцев и организация профилактических осмотров различных контингентов, как первый этап ежегодной диспансеризации всего населения.

Современная статистика показывает, что 80 % больных всеми формами заболеваний начинает и заканчивает лечение в первичном звене – «поликлинике», а 20 % – в стационарных условиях всех видов и лишь не более одного процента – в условиях высокотехнологичных отделениях.

Основная задача о выделении роли системы здравоохранения в охране общественного здоровья выглядит, как обоснование требований к врачу организатору здравоохранения – руководителю лечебно-профилактического учреждения. Он состоит из общих требований, которые мало чем отличаются от врача любой профессии, и специальных требований, присущих только врачу организатору здравоохранения любого уровня управления системы здравоохранения.

Как и любой основной медицинской функции, которых всего пять (профилактика, диагностика, классификация патологии, лечение и реабилитация) для врача-организатора предусматриваются дополнительные знания социальных причин, отличающихся от индивидуальных особенностей течения любой болезни.

Правда, даже в области индивидуального медицинского анализа многие патологические явления настолько явно выдают свою социальную природу, что она уже издавна не могла остаться не подмеченной, например, роль социальных факторов в патогенезе туберкулеза или в развитии эпидемий.

Так, решение многочисленных конкретных задач, какая совокупность вредных внешних воздействий и защитных сил организма в каждом отдельном случае лишила организм биологического равновесия, называемого здоровьем, – относится к области индивидуальной медицина. Именно этим занимается любой врач-клиницист. Но для социального анализа эти явления не имеют существенного значения. Задача социального анализа, т. е. основная работа врача-организатора и руководителя, исчерпывается объективным утверждением факта, что наличие определенных неблагоприятных физических и иных воздействий, вырастающих на определенной социальной среде, вызывает в среднем в определенном числовом выражении появление определенного количества заболеваний.

Наблюдая ситуацию в медицине, люди приучаются к мысли о том, что всё основано на деньгах и нет возможности что-либо изменить. На фоне полного отсутствия контроля со стороны государства расцветают различные «центры восточных медицин» и знахари-экстрасенсы, которые калечат, обманывают и грабят отчаявшихся людей, не неся за это никакой ответственности или минимальную ответственность, несопоставимую с причиненным вредом: ведь человек пришёл сам, никто его за руку не тянул, как было раньше во времена всеобщей диспансеризации, гарантий ему никто не давал и дать не мог. Но туда людей гонит не глупость, а боль и невозможность получить действенную медицинскую помощь у так называемой официальной медицины.

В наших условиях превращение медицины в медицинский бизнес, а у бизнеса, как известно, основная задача – получение прибыли, является страшной угрозой для национальной безопасности. Это, то же самое, что разрешить приватизацию МВД или пограничной службы.

Вся система приоритетных национальных проектов знаменует собой поворот государства к индикативному планированию, и здесь возникает вопрос, например, о том, насколько эффективно эти проекты соотносятся с действующей системой российского здравоохранения, в каком направлении они будут ее трансформировать. Мы видим процесс кардинального поворота от созданной СССР комплексной и, можно сказать, всеохватывающей системы здравоохранения к точечному развитию, которое в значительной мере базируется на рыночных принципах. Здоровье сегодня по-прежнему рассматривается, прежде всего, как категория экономическая, но уже не в масштабах всего общества, а отдельных «субъектов рынка».

Существует фундаментальное противоречие работы любого врача, которое в разных обществах в разное время решалось по-разному. Советская система здравоохранения пусть не уничтожила, но резко снизила материальную заинтересованность врача в своем больном пациенте. Однако она не создала материальной заинтересованности врача в здоровом пациенте. Эта заинтересованность была больше опосредованной и моральной: через систему профилактической медицины, через систему социалистического общежития, если угодно. И когда эта система рухнула – причем рухнула далеко не в одночасье, она размывалась десятилетиями – отечественным врачам пришлось выбирать между корпоративной этикой и реальностью «рыночных реформ». Система здравоохранения – это совсем иная система оказания медицинских услуг. Взять хотя бы вопросы эпидемиологии – ни в одну концепцию медицинских услуг они не вписываются.

Заключение. Здесь следует иметь в виду два альтернативных подхода: первый – можно сразу ставить частные услуги, начиная с рождения и даже ранее – с зачатия и далее проходить по всему онтогенезу развития человека. Но к такому подходу не готово, ни общество, ни государство. Второй подход, опыт советской медицины, тем более военной медицины, следует, как можно полнее восстановить. Далее, все запущенные случаи клинической практики, особенно в детском возрасте, которые ежедневно демонстрируют на новостных программах, когда добропорядочные люди вносят в короткое время миллионы рублей, которые не должны уходить в зарубежные клиники, а оставаться в России, где наши врачи в условиях частной медицины могут оказать услугу страдающим гражданам России.

У всех предлагаемых реформ есть как минимум две общие черты. Во-первых, суть всех реформ сводятся к реформе не собственно отрасли, а прежде всего финансирования этой отрасли. Во-вторых, одним из самых «серьезных» аргументов реформаторов является то, что «так заведено на Западе». Это, собственно, не аргумент, а некий «символ веры». Он рассчитан только на слепую веру, так как никакой серьезной критики не выдерживает.

 

Список литературы:

  1. Cleland D., King W. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление / пер. с англ. – М.: Сов. радио, 1974. – 280 с.
  2. Kaufmann A. Кофман А. Методы и модели исследования операций / пер. с франц. – М.: Мир, 1966. – 523 с.
  3. Rivett P., Ackoff R. Райветт П., Акофф Р. Исследование операций: пособие для административно-управленческих работников / пер. с англ. – М.: Мир, 1966. – 143 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий