Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 февраля 2016 г.)
Наука: Политология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
SOCIAL SPHERE AS AN OBJECT OF POLITICAL GOVERNANCE: NEW CHALLENGES
Natalia Blinova
phD in political sciences, Associate Professor at the Public administration and political technologies Department, the State University of Management,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья обосновывает необходимость политического пересмотра методов целеполагания в области социальной политики. Автор, опираясь на метод аналогий, исторический анализ и системный подход предлагает обосновать в качестве интегральной цели социальной политики, «миссии» перспективного стратегического развития, – повышение рождаемости. Опорой и ключевым объектом в реализации этой миссии социального развития автор предлагает признать местное сообщество, перенеся акцент с системы управления (местное самоуправление) на людей – местное население.
ABSTRACT
The article substantiates the need for a political review of the methods of goal-setting in the field of social policy. The author, based on the method of analogies, historical analysis and systematic approach offers to justify as an integral objective of social policy, “the mission” a forward-looking strategic development is to increase fertility. Support and a key object in the realization of this mission for social development the author proposes to recognize local community shifted from control systems (local self-government) on people-local people.
Ключевые слова: социальная сфера; политическое управление; целеполагание; муниципальная политика; социальная политика.
Keywords: social sphere; political governance; definition of purpose; municipal policy; social policy.
Без упоминания о необходимости развития социальной сферы, ее защиты и поддержки не обходится, пожалуй, ни одно программное выступление политиков любых направлений. Наиболее часто повторяющаяся характеристика бюджета любого уровня – «социальная направленность». Но что составляет социальную сферу? В чем сущность этого проявления жизнедеятельности человеческого общества, которое занимает центральное место в политической повестке? И в чем заключаются политические задачи, которые призваны решать народные избранники в этой области общественной жизнедеятельности?
Научные работы определяют, что социальная сфера – это сфера человеческих отношений, связанных с воспроизводством общества. «Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо… Социальная сфера – это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это – общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это – продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения» [2, с. 403].
Анализ социальной сферы раскрывает механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений. С точки зрения обывателя, чтобы понять место человека в обществе, необходимо заполнить условную анкету: пол, возраст, семейное положение, место жительства, национальность, образование, профессия, должность и место работы, годовой доход. Даже такое упрощенное ранжирование позволяет стратифицировать общество и понять степень разнообразия его членов.
Таким образом, можно понять, что социальную сферу составляют большие социальные общности, которые преследуя свои очень разные, нередко противоположные, цели и защищая интересы, вступают во взаимодействия друг с другом. Социальные слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить его, полагая, что оно несправедливо, а они заслуживают большего. Механизмы изменения структуры социальных положений располагаются в сфере управления общественными процессами – в области политики, а точнее – социальной политики.
Не редко приходится слышать от студентов, что к социальной сфере относиться все то, что не является экономикой, политикой или духовно-ценностным явлением. То есть формулировка по остаточному принципу. К сожалению, аналогичный подход нередко используется при формировании профильных подразделений органов власти, в том числе и комиссий в представительных органах власти.
Что же объединяет все направления социальной политики: здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт, социальная поддержка, занятость, молодежная политика. Столь разные, на первый взгляд, какой единой социально-политической цели они служат?
В учебной литературе мы чаще всего встречаем определение, подобное следующему: «социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы конкретной территории [3, с. 103]. Но раскрывает ли это определение сущность, главную цель управления социальной сферой? Существует ли ключевая единая цель, следование которой развивает социальную сферу в целом, которая выстраивает все разнообразие социальных групп в единый вектор социального развития, а властям позволяет ориентировать общественные ресурсы в необходимом направлении, не отнимая у одних, и не давай излишних привилегий другим?
О каждом из направлений социальной политики можно говорить долго, о значимости и роли, но все эти рассуждения можно свести к одному: «Важнейшая и гуманнейшая цель всякой «политики» яснее, проще и осязательнее всего выражается в выработке условий для размножения людского» – так отметил Д.И. Менделеев в своей работе 1906 г. «К познанию России». В этом труде великий русский ученый – энциклопедист (Менделеев имел научные успехи не только в химии, но и в физике, географии, экономике и демографии) проанализировал данные всероссийской переписи 1897 г. Данные переписи позволили ученому сделать ряд прогнозов относительно демографического и экономического развития России. В наши дни результаты его работ весьма интересны. Расчеты Д.И. Менделеева показывают, что происходило бы с Россией при стабильном развитии в ХХ веке: в 1950 г. численность населения должна была составить 282,7 млн. чел, а к 2000 г. – 594,3 млн. чел.
Если бы динамика прироста населения, заданная в начале ХХ в. сохранилась, то на сегодняшний день русский народ по численности превысил бы отметку в 1 млрд. Цифры выглядят фантастическими, тем более, что факт существенно отличается от прогноза: в 1959 г. численность населения России (не СССР) составила только 117,5 млн. человек.
Неужели великий ученый настолько ошибся в своих расчетах? Ответ не так прост. Методика прогноза, использованная Менделеевым, была проверена и подтверждена исследователями не раз. Кроме того, в этой же работе ученый сделал аналогичный прогноз для США, а он, как раз подтвердился на практике с высокой точностью. По прогнозу Д.И. Менделеева в середине ХХ в. численность населения США должна достигнуть 180 млн. чел., по факту в 1959 г. по официальной переписи население США составило 181 млн. чел.
Таким образом, можно утверждать, что почти полмиллиарда человек, не рождённых и погибших в войнах, мировых и гражданских, в результате жестоких мер проведения общественных преобразований в течение XX века, стали платой за принятые политические решения.
Что же можно сделать сейчас? Как исправить ситуацию и кто может на нее повлиять? От понимания сущности социальной сферы зависит успех социальной политики. И именно от политиков, как субъектов принятия стратегических решений, зависит эффективность проводимой политики, так как целеполагание является основой продуктивной управленческой деятельности. Причем это касается политиков всех уровней, включая местное самоуправление.
Но на этом этапе возникают проблемы, так как большую часть проектов решений, выносимых на рассмотрение политикам, разрабатывает власть исполнительная, по сути своей – административная. Это нормальный процесс воспроизводства механизма разделения властей, но этот механизм не предполагает «спящего» депутата, лениво голосующего за все, что ему предоставит профессиональный администратор. Именно на этом этапе происходит концептуальный выбор между эффективным и неэффективным решением [4, с. 47], а делает этот выбор именно политик.
Например, рассмотрим проблему переполнения тюрем. Если рассматривать эту проблему в рамках административного подхода к управлению, то сразу возникает ряд задач, связанных с расширением сети исправительных учреждений в государстве, строительством новых объектов, наймом персонала, изысканием средств, организацией обслуживания и эксплуатации, снабжения и т. д. Понятно, измеримо, есть расчеты, подряды, исполнители, график конкурсов госзаказов.
Однако, если рассматривать указанную проблему как проявление проблемы социальной сферы, то решение окажется совсем другим. Объектом управления становятся люди, а не тюремные помещения, то есть проблема не в помещениях, а в том, что много заключенных. Здесь, конечно, сложнее разобраться: причиной может быть и рост населения, и недобросовестная работа полиции, и провалы в воспитании детей и молодежи. Масса других причин, которые необходимо выявить, проанализировать и выработать меры, направление на исправление ситуации.
Это сложный подход к принятию решения, который не дает простых и быстрых ответов, но он позволяет решить реальную общественную проблему, а не расходовать крупные бюджетные суммы без с сомнительным результатом для общества.
Задача депутата – члена представительного органа власти любого уровня – требовать от исполнительной власти всестороннего изучения общественных проблем, расчета и озвучивания альтернативных вариантов решения, представления полной картины прошлого и вариативные сценарии будущего развития, оставляя выбор за населением в лице представителей – депутатов [1, с. 17].
Социальная сфера жизнедеятельности людей является весьма разнородным и противоречивым явлением, но именно она формирует общество, в конечном итоге, именно через потребление экономических, духовных, культурных благ здесь происходит воспроизводство общественного организма через рождение и воспитание новых поколений людей – членов этого общества.
Любое решение, принимаемое органов власти эффективно, если оно приводит к росту населения подведомственной территории. Наиболее концентрировано это проявляется на уровне местного самоуправления. Муниципальные образования конкурируют за людей: трудовые ресурсы, туристы, а, первую очередь, – жители. Человек выбирает, где ему жить, сколько рожать детей. За семьей человека приходят бизнес, налоги (в том числе как плата за выбор места проживания). Муниципалитеты находятся в жесткой конкуренции друг с другом: выиграет (выживет) та территория, которая создаст условия для жизни семьи на фоне приемлемого уровня налогов (а также сборов и иных обязательных платежей, например, плата за услуги ЖКХ).
Поэтому представляется, что именно муниципальный политик сегодня должен разорвать сложившийся шаблон восприятия социальной сферы, как иждивенческого, расходного сектора. Социальная сфера содержит в себе пассионарный импульс, потенциал развития территории. Это то, единственное, из-за чего и ради чего могут происходить изменения во всех других областях жизнедеятельности общества. Поэтому первая строчка в ежегодном прогнозе социально-экономического развития территории не проскакивать, как статистический факт, а стать краеугольным камнем оценки эффективности работы всех органов власти.
Список литературы:
- Блинова Н.В. Учет принципа динамичности социальных систем при реализации принципа государственных политики и программ развития // В сборнике: Современные модели развития в аспекте глобализации: мировой опыт, российские реалии, тенденции и перспективы в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, искусствоведении, языкознании, журналистике, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, демографии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента». Санкт-Петербург. – 2015. – С. 16–19.
- Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. – 2003. – 623 с.
- Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. СПб. – 2005. – 560 с.
- Туровский А.А, Карелина И.М. Модернизация властных и общественных отношений // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 22. – С. 045–051.
дипломов
Оставить комментарий