Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 декабря 2015 г.)
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧЕНИИ ТЕРМИНОВ «ПАЛОМНИЧЕСТВО» И «РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ»
Корпусов Игорь Михайлович
старший преподаватель ТвГУ,
РФ, г. Тверь
E-mail: korpusov@list.ru
А PROBLEM OF TERM DISCERNING OF PILGRIMAGE AND RELIGIOUS TOURISM
Igor Korpusov
senior lecturer Tver State University,
Russia, Tver
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается паломничество как часть жизни христианской церкви, изменения мотивов и целей паломнических поездок вместе с изменениями внутренней жизни и внешних условий существования христианских церквей. На примерах исторической эволюции паломничества, рассматривается многообразие форм и целей таких поездок, существующих и в настоящее время.
ABSTRACT
The article deals with a pilgrimage as the part of life of Christian church. It is spoken about a modification of motives and purposes of pilgrimage in connection with a changing interior and existence environment of Christian community. А variety of the types and purposes of such current tours is considered at examples of a historical evolution of a pilgrimage.
Ключевые слова: паломничество; мотивация; религиозный; туризм.
Keywords: pilgrimage; motivation; religious; tourism.
Явление паломничества имеет очень древнее происхождение. Несмотря на то, что сам термин появился в христианстве, подобные поездки совершались в других религиях значительно раньше. И эта тема остается в значительной степени актуальной и в современном обществе. Меняясь на протяжении веков и даже тысячелетий, паломничество осталось неотъемлемой частью современной религиозной жизни и значительным сегментом туристической деятельности. Поездки, имеющие религиозные цели и мотивацию, отличаются необычными для туристической отрасли свойствами. Паломничество – наиболее устойчивое явление за счет низкой чувствительности к внешним условиям и рискам таких путешествий. Благодаря иной, нежели у большинства туристов, мотивации к совершению паломнических поездок, они не прекращаются даже в условиях рисков для безопасности паломников. Так, например, паломничества в Израиль и Палестинскую автономию, которые, несмотря на политическое разделение, отчасти представляют собой единую туристическую дестинацию. Эти паломничества не прекращались даже во время вспышек палестинской интифады.
Паломничества могут оказать весьма заметное влияние на экономическое развитие отдельных населенных пунктов и территорий. Например, село Дивеево, мало чем отличается от аналогичных мест в целом депрессивного юга Нижегородской области, с точки зрения условий для развития. Но в нем находится один из крупнейших в России паломнических центров, принимающих десятки тысяч человек в год. Этот фактор оказал заметное влияние на экономическое развитие села, которое сильно выделяется на фоне подобных ему населенных пунктов, особенно в таких областях деятельности как строительство и сфера обслуживания.
Паломничество имеет значительные отличия от такой сферы деятельности как религиозный туризм. Большинство авторов, пишущих на эту тему, справедливо видят эти различия в области внутренней мотивации к совершению поездок. В отличие от туризма, который предполагает внешнее знакомство, получение знаний о предмете, в том числе религиозного свойства. Паломничество предполагает внутреннею вовлеченность. Турист может никак не идентифицировать себя с объектом интереса, паломник принадлежит к той религии, объекты которой он посещает. «Паломничество же осуществляется людьми уже сопричастными определенной религии, определенному верованию» [2, с. 7]. Главное отличие одного явления от другого лежит в области внутренних мотивов. Понимание этого факта и оснований данных мотивов и целей является важным в сфере организации таких поездок.
Перечень, суть и основания таких целей можно понять, сделав краткий экскурс в историю христианских паломничеств. При этом легко заметить, что цели паломничеств изменялись во времени вместе с условиями существования христианства и внутренними процессами, проходившими в нем.
Первый период начального существования тогда гонимой церкви характеризуется отсутствием интереса к каким-либо особым местам. Понятия «святых мест» было в те времена более свойственны язычеству. Более того, у святых ранней церкви можно встретить и прямые возражения против такого рода путешествий. «Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как доброго дела... Перемена места не приближает к нам Бога» писал Григорий Нисский» [1, с. 1]. Тем не менее нельзя на этом основании сделать вывод об отсутствии оснований для паломничеств в христианстве. Целью таких поездок в этот период было общение с братьями по вере. Часто молодые люди, выбирая свой путь в христианстве, имели обычай посещать известных своей христианской жизнью членов церкви.
С легализацией христианства после Медиоланского эдикта императора Константина, возникает и растет интерес к внешним проявлениям духовной жизни. Постепенно становятся распространенными путешествия в Иерусалим. Именно здесь и рождается сам термин. «Паломники, стремившиеся встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили туда заранее, чтобы провести там и Страстную неделю. Участники крестного хода в день праздника Входа Господня в Иерусалим несли пальмовые ветви. Возвращаясь, домой, богомольцы брали их с собой как святыню и свидетельство своего паломничества» [3, с. 40]. Пальма и производное от неё латинское слово Palmarius стали основой для названия тех, кто совершает такие поездки. Постепенно интерес к внешней обрядности перевел фокус интереса к вторичным для христианства святыням. В целях поездок стало преобладать стремление поклонится мощам святых, чудотворным иконам, реликвиям, связанным с жизнью Христа или святых. Иногда «паломничества налагались как епитимья» [4, с. 278], то есть, с целью покаяния в грехах.
Интерес к внешним святыням характерен для очень длительного периода в истории христианства, когда государственная власть не только не преследовала церковь, но и давала ей привилегированное положение. В конце этого периода вновь возрождается интерес к первоначальным целям и формам паломничеств. Например, в России конца XIX – нач. XX веков было характерным посещение «старцев», особо одаренных в духовном отношении монахов священников. В советский период паломничества было невозможно совершать открыто. И они как в древней церкви сводились к поездкам с целью общения с единоверцами.
В современный период в сложившейся практике паломничеств можно отчетливо проследить обе основных традиции их совершения. С прекращением запретов и гонений на внешнюю жизнь церкви, вновь возродились и широко распространились паломничества, главной целью которых стали поклонения вторичным святыням, мощам святых, чудотворным иконам; посещения святых мест, связанных с памятью святых, омовения в источниках. Порою, такие действия граничат с вполне языческой религиозностью, магическим отношением к посещаемым местам и святыням. Что совершенно не свойственно христианству. Так же к целям поездок можно отнести и традиционное желание помочь, потрудиться, например, в монастырях, участие в богослужениях, покаяние. Но продолжается и другая традиция, свойственная более раннему христианству – паломничества с целью общения. Часто одна поездка может достигать разных целей.
Более современными явлениями паломничества стали религиозный туризм, познавательные поездки, где предметом интереса экскурсантов являются сфера религиозного. Сам термин «религиозный туризм» нередко оспаривается или утверждается в зависимости от того, что разные авторы вкладывают в этот термин. Один из внешних подходов к проблеме рассматривает паломничества как один из видов туризма. Это возможно только исходя из внешних критериев определения этих понятий. Но все-таки следует признать, что религиозный туризм существует, как существует и паломничество, так, как и существует область знаний о религиях. Отличает его от паломничества, внешний объективированный интерес к сфере религиозного. Как в сфере знаний религиоведение отличает от богословия, тот же внешний подход к рассмотрению религиозной жизни. Такого рода поездки появились в условиях постепенной секуляризации общества, распадения культурной и религиозной жизни, распространения знаний о разных религиях, а не только распространенных на определенной территории. Различение религиозного туризма и паломничества не столь проблематично, как это звучит в ряде работ современных исследователей. Оно соотносится как различение внутреннего и внешнего, участия и наблюдения, служения и потребления.
Список литературы:
1. Адаменко Н.А. Зачем христианам паломничество // Газета Кифа. – 2010. – № 10 URL: http://gazetakifa.ru/content/view/3546 (Дата обращения 19.12.15).
2. Круглова И.В. Религиозный туризм или паломничество // Научный вестник МГИИТ. – 2012. – № 4. – С. 7–9.
3. Носова Е.В. К истории православного паломничества // Вестник КРСУ. – 2014. – Т. 14. № 6. – С. 40–44.
4. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. – М.: «Большая российская энциклопедия», 1995. – 670 с.
дипломов